СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музей в твоем классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музей в твоем классе" составлена мной для работы с обучающимися первого класса на основе программы под руководоством Чураковой Р.Г.

Просмотр содержимого документа
«"Музей в твоем классе"»



Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 3 имени М.Ф. Панькова»

Центрального района г. Хабаровска



«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании МО Директор МАОУ

Протокол № гимназии № 3

от /

Руководитель МО / «____» ______________











Рабочая программа внеурочной деятельности

«Музей в твоем классе»




















2018-2019 учебный год



Пояснительная записка



Рабочая программа по кружку «Музей в твоем классе» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа», «Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. /

Сост. Р. Г. Чуракова.- М. : Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 2

Кружок «Музей в твоем классе» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

На изучение отведено 33 часа в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.

Основное пособие:

Чуракова Н. А., Малаховская О. В. «Музей в твоем классе» (для 1-6 классов). —"М. : Академкнига/Учебник.

Список репродукций

1.  Хруцкий И. В. Цветы и фрукты. 1855.

2.  Серебрякова З. Е. За обедом. 1914.

3.  Серебрякова З. Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.

4.  Поленов В. Д. Московский дворик. 1878.

5.  Левитан И. И. Свежий ветер. Волга. 1895.

6.  Кустодиев Б. М. Морозный день. 1913.

7.  Кустодиев Б. М. Масленица. 1916.

8.  Федотов П. А. Сватовство майора. 1848.

9.  Брюллов К. П. Последний день Помпеи. 1833.

10.  Горюшкин-Сорокопудов И. С. Базарный день в старом городе. 1910.

11.  Горюшкин-Сорокопудов И. С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.

12.  Маковский В. Е. Две сестры (Две дочери). 1893.

13.  Маковский В. Е. Две матери. Мать приемная и родная..

14.  Нестеров М. В. Три старца. 1915.

15.  Коровин К. А. За чайным столом. 1888.

16.  Коровин К. А. Алупка. 1912.

17.  Репин И. Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

Цели внеурочной деятельности:

- познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;

- дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность - к импрессионистической пленэрности;

- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора;

- сформировать такие интеллектуальные умения обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения худож­ником поставленной задачи;

- освоить лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изобра­жения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым из труб идет верти­кально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.)

- сформировать умения, свя­занные с активным участием в диалоге при обсуждении увиден­ного произведения, его фрагментов.

Ожидаемые результаты: 

подготовка экскурсоводов по репродук­циям картин «Музей в твоем классе»; подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», «Каталог репродукций "Музей в твоем классе"», «Каталог моей коллекции репродукций».

Примечание. «Моя коллекция» может содержать репродукции картин одного художника или разных художников одного жанра, или разных художников на одну тему. Например: «Пейзаж в твор­честве художника...», «Портреты художника...», «Исторические со­бытия в России глазами художников-современников», «Портреты русских писателей», «Милая сердцу природа России», «Художни­ки нашего края, области».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей — снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.

Большое значение для достижения заявленных целей имеет ис­пользование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструмен­ты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с по­мощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, осо­бенностей красочного слоя и характера мазка.







Обучающиеся научатся:

•  находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие
предмет изображения,

•  выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность, устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения, объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.



Календарно-тематическое планирование

1 класс


№ п/п



Дата

Тема

Содержание материала

кол-во часов

1







Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрук­ты». Натюрморт




Называние изображенных на картине пло­дов и цветов, составляющих букет. Рас­ширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, со­ставляющих композицию.

1






2





И. Хруцкий «Цветы и фрук­ты». Натюрморт


Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. Рассматривание кружков с деталями картины под репродук­цией.

1




3-4





Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»


Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой.

2


5





Г. Серебрякова «На кухне. Пор­трет Кати»


Развитие наблюдательности и внима­ния. Что главное в полотне: изобра­жение человека или предметов?

1


6







Г. Серебрякова «На кухне. Пор­трет Кати»




Композиционное расположе­ние предметов: ближе к зрителю и дальше, в глубине картины. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделен­ных на полях репродукции.

1






7-8







В. Поленов «Московский дворик»




Обследование двора с целью внима­тельного наблюдения за людьми, жи­вотными и растениями (дети, мама; ло­шадка, курочки; цветы, травы).

Поиск объектов, предложенных для анализа.

2






9





И. Левитан «Свежий ветер. Волга»


Речные суда на картине. (Слева: вёсель­ная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи).

1




10





И. Левитан «Свежий ветер. Волга»


Название картины. Можно ли уви­деть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины?


1


11









Б. Кустодиев Морозный день»




Темы и объекты, изображаемые ху­дожником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, за­бор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало).


1






12



Б. Кустодиев Морозный день»


Цвет снега. Снег цветной или ка­жется цветным? В тени и на солн­це. Рассматривание пяти фраг­ментов, расположенных на полях возле репродукции

1




13



Б. Кустодиев «Масленица»


Празднование масленицы. Разгар гуля­нья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели.

1


14



Б. Кустодиев «Масленица»


Анализ фрагментов, расположен­ных на полях репродукции кар­тины.

1


15-16





П. Федотов «Сватовство майора»


Работа над лексикой, позволяющей по­нять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца.

2




17-18







К. Брюллов «Последний день Помпеи»




Знания художника об историческом со­бытии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне.

2




19





И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»


Сценка из старинной жизни. Одежд; людей, подвоз товаров для продажи Рассматривание товаров в Торговых ря­дах. Базарные дни в старину.

1




20



И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Развитие умения видеть взаимо­расположение деталей предметов: работа с фрагментами картины.

1


21-22





«Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»


Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало вес­ны? Следы полозьев саней; следы людей.

2


23-24





В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»


Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности.

2


25-26





В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»


Персонажи картины и ее название. Со­отношение названия картины и вероят­ной ситуации.

2


27-28







М. В. Нестеров «Три старца»




Одежда старцев, их обувь (лапти, обу­тые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персо­нажей. Кто более погружен в свои мыс­ли? Кто видит лисицу?

2




29









К. А. Коровин «За чайным столом»






Рассматривание предметов на репро­дукции картины. Стол, посуда (чаш­ки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, на­чищенный/тусклый)

1






30









К. А. Коровин «За чайным столом»








Рассматривание кружков с дета­лями картины под репродукцией. Нахождение этих деталей на ре­продукции картины с помощью круглой рамки. Нахождение де­талей, которые являются частью предметов. Узнавание целого по части. Какие предметы, найден­ные по деталям, находятся ближе, какие — дальше от глаза зрителя.

1








31



К. А. Коровин «Алупка»


Алупка стала в начале 20-го века мод ным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться?

1


32







К. А. Коровин «Алупка»






Выделение на репродукции с помо­щью горизонтальной рамки фраг­ментов по заданным названиям. Рассматривание маленьких круж­ков под репродукцией. Нахож­дение этих деталей на репродук­ции картины с помощью круглой рамки.

1






33









И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»






О личности П. М. Третьякова. Дар род­ному городу. 1856 год — год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяков­ской галереей. В 2006 году ГТГ испол­нилось 150 лет.

Впечатление, которое производит пор­трет.

1
























Список литературы

1. Байрамова Л. Нестеров. Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве. — М.: Классика, 2001.

2.  Данилова И. Е. Судьба картины в европейской живописи. - СПб: Искусство - СПБ, 2005.

3.  Докучаева В. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. — М.: Изобразительное искусство, 1991.

4.  Журавлева Е. В. Владимир Егорович Маковский. — М.: Искусство, 1972.

5.  Забытые имена. Русская живопись 19-го века / Энциклопе­дия; авт.-сост. А. А. Шестимиров. - М.: Белый город, 2004.

6.  Круглов В. Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — СПб: Зо­лотой век. Художник России, 2004.

7.  Кузнецов С. О. Живописец Иван Хрупкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. — Ленинград, 1990.

8.  Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. - М.: Искусство, 2002.

9.  Ненарокомова И. Константин Коровин. — М.: Слово, 1997.

10.  Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. - М.: Махаон, 2006.

11.  Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. — М.: Искусство, 1971.

Чуракова Н. А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия
младших школьников / Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной модели образования средствами

Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.

Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части.

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

В. Поленов «Московский дворик»

Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?

Б. Кустодиев «Морозный день»

Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

Б. Кустодиев «Масленица»

Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.

Федотов «Сватовство майора»

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.

М. В. Нестеров «Три старца»

Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.

К. А. Коровин «За чайным столом»

Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям.

К. А. Коровин «Алупка»

Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.

И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

О личности П. М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П. М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!