МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья подготовлена Ширяевой Галиной Ивановной , учителем истории МАОУ СОШ № 27 г Балаково.
В последнее десятилетие в российских школах все больше внимания уделяется развитию школьных музеев. Поэтому особое внимание в системе образования уделяется музейной педагогике как инновационной педагогической технологии. Она становится всё более привычной в практике историко-краеведческого, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности в едином образовательном процессе. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям, изучению истории родного края, воспитанию патриотизма подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. На сегодняшний день ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Задачи музейной педагогики:
– развитие эмоциональной сферы детей и воспитание любви к малой родине;
– воспитание у школьников элементов исторического сознания;
– формирование конкретных знаний в области истории, воспитание чувства национального самосознания и любви к истории школы, города, родного края.
Использование музейной педагогики в образовательном процессе на данный момент во многом инициировано правительственными документами:
Конституция РФ
ФЗ «Об образовании»
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945‑Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403‑Р «Об утверждении основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года»
Федеральный закон от 19.05.1995 № 80‑ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»
Закон РФ от 14.01.1993 № 4292‑1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
Федеральный закон от 13.03.1995 № 32‑ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (прокол № 2 (12)‑П4 от 21.05.2003))
Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно‑патриотических молодежных и детских объединениях»
В начале ХХ в. стали оформляться научные подходы к обоснованию воспитательно-образовательной миссии музеев. Большой вклад в изучение образовательных возможностей музея внес Г. Фройденталь, что позволило ему выделить и обосновать условия эффективности проведения музейных занятий, которые актуальны и в настоящее время. Во-первых, каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель; во-вторых, учитель и дети должны осознавать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа; в-третьих, посещать занятие в музее необходимо после предварительной подготовки; в-четвертых, необходимо отбирать экспонаты для экскурсии с учетом возрастных особенностей детей, и в-пятых, итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение, создание моделей). Таким образом, впервые в истории музейно-педагогической деятельности Г. Фройденталь разработал специальную методику музейной работы со школьниками, которая предполагала подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление почерпнутых там знаний и впечатлений на уроке.
В первой половине ХХ в. теоретическими вопросами просветительской деятельности музеев занимались А. Луначарский, П. Флоренский, Ф. Шмидт, А. Бакушинский, которые предлагали следующие формы музейной работы: школьные музеи краеведческого профиля (в рамках внеурочной работы), музейные кружки, в которых отрабатывались методики работы с памятником истории и культуры.
В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970-х гг. и постепенно получало все большее распространение. Музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает культурные, эстетические, нравственные ценности, то есть получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.
Вопрос музейной педагогики чрезвычайно актуальный, поскольку практическое применение новейших методов и форм работы в формате «школа-музей» дает ощутимые результаты в процессе формирования знаний и умений школьников. На своих уроках, я всегда делаю акцент на понятиях гражданственность, патриотизм, толерантность, на проблемах, связанных с этими понятиями. Школьный музей помогает мне на этом поприще.
Школьный музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только организация экскурсий, но и собирание, и изучение (исследование) музейных предметов и артефактов в процессе совместной краеведческой деятельности детей и педагогов. Развивающая образовательная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, метапредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, обеспечивая поэтапное и последовательное развитее личности. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея образовательного учреждения.
Но работа с детьми в школьном музее имеет свои особенности. Работа с младшими школьниками актуальна и наиболее сложна: необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и развлечений, дать понимание роли музеев в мировой культуре, научить узнавать памятники истории и культуры. Дети в этом возрасте, не обладая способностью к абстрактному мышлению, восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассмотрению предмета. Поэтому необходимо развивать память, фантазию, ассоциативное мышление, формировать навыки наблюдательности, визуальной грамотности, понимания языка изобразительного искусства. Практика свидетельствует о том, что чем раньше начинается работа по приобщению детей к музею, тем ощутимее будет социально-педагогический эффект. Следует отметить, что осуществление работы музея с младшим школьниками позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет неотъемлемой частью жизни. Для учащихся средних и старших классов свойственна установка на приращение позитивного знания, развитие зрительского сотворчества, поэтому необходимо использовать методы музейной деятельности, побуждающие к общению, взаимодействию. Чем старше дети, тем больше проявляется стремление к самостоятельному освоению музейного пространства. У подростков формируется осознанная потребность в самообразовании, расширении кругозора, повышении своей компетентности. Кроме того, сознание подростков характеризуется определенной противоречивостью, восприимчивость к новому считается со стремлением критически осмыслить опыт старших, следствием чего является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации. В музее таким веским аргументом является подлинник – первоисточник познания.
Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием. Школьный музей, как и любой другой музей, способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного города в богатой истории Пензенского края и страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности.
Внедрение инновационной технологии активного обучения «музейная педагогика» в образовательный процесс обучающихся является актуальным и своевременным шагом и позволяет:
1) Эффективно использовать колоссальный потенциал музея, его экспонатов, материалов в деле воспитания, образования и развития учащихся.
2) Перевести посещение школьниками музея из эпизодического и бессистемного в системную практико-ориентированную внеурочную деятельность.
2. Проект «музейная педагогика» в МБОУ СОШ № 27 г. Балаково
В нашей школе музей является составляющей частью воспитательной работы по формированию и развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся, почти все мероприятия гражданско-патриотической направленности проводятся на базе школьного музея История оружия.
Наш школьный музей был отрыт в 1991 году. В 2010 году в кабинете 115 открылась комната Истории оружия. Продолжение музейной экспозиции находится в кабинете истории 116.
Основателем музейной комнаты является Карочкин Василий Васильевич- учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №27. Экспонаты музея расположены в двух кабинетах: сам музей (кабинет 115) и в комнате № 116 , где находится кабинет истории. РАЗДЕЛЫ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЙНОЙ КОМНАТЫ
Оружие солдат Великой Отечественной Войны
Курская битва
Вещи быта и обихода
Военная техника в моделях
Истории авиации
Витрина «Крым партизанский»
Сейчас в нашей школе реализуется педагогический проект «Музейная педагогика», с целью внедрения инновационной технологии активного обучения «музейная педагогика» в педагогический процесс. Активные методы обучения с использованием средств музейной педагогики: поисковая деятельность, оформительское направление, экскурсионное направление.
Экспозиция музея систематически используется в учебном процессе. Подлинные материалы музея, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Богатый накопленный материал и опыт работы в музее образовательного учреждения используется и при проведении мероприятий различного уровня. На базе музея неоднократно проводились совещания классных руководителей школы, родительские собрания по вопросу патриотического воспитания. Музей тесно сотрудничает с общественными организациями. Члены актива музея приняли активное участие в областном конкурсе школьных музеев и заняли 3 место. Музей образовательного учреждения является центром патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы и села. Деятельность музея направлена на бережное сохранение прошлого, на сохранение наследия своего народа, восстановление традиций своего края и помогает детям расти настоящими гражданами и патриотами своего края, своей страны «Музейная педагогика», как технология активного обучения, каждый учебный год реализуется в разных проектах: «Марафон памяти. Великие битвы войны», «Ученики школы – герои СВО», «Листая страницы истории школы», «Музейный экспонат», «Музейный экспонат: история одной вещи».
Результатом проекта «Музейный экспонат» можно считать опыт личного участия ребёнка в создании временных музейных экспозиций. Ребята вместе с руководителем музея создали сами экспонаты музея. Экспозиция «Курская битва» создавалась руками ребят школы под руководством учителя истории Карочкина В.В. Например, макеты танка «Т-34» и КВ-1с, реактивные системы залпового огня БМ-8 и БМ-13 и другие макеты военной техники.
Учениками был сделан альбом «Книга Памяти», который рассказывает о родственниках одноклассников, участниках Великой Отечественной войны. Результатом проекта стало пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у обучающихся интереса к научно-познавательной, творческой деятельности
Следующий реализованный проект «Музейный экспонат: история одной вещи». На старт-апе проекта ребятам вручались кейс-задания для исследовательской работы по заданной тематике. Творческие лаборатории по заданной проблематике создавали картотеку музейных экспонатов. Результатом проекта стало создание тематических каталогов музейных коллекций, что позволило разработать несколько тематических экскурсий. Завершающим этапом реализации проекта будет цикл Дней открытых дверей в музее.
Исследуя новые подходы в учебной и вне учебной работе на основе деятельности школьного музея, мне удалось решить следующие взаимообусловленные проблемы:
1)Мотивация обучающихся к исследовательской деятельности
2)Повышение гражданского, нравственного, патриотического воспитания обучающихся через краеведческую и музейную деятельность
3)Создание особого воспитательного пространства, которое может стать базой и поможет подготовить условия для воспитания выпускника современной школы по требованиям стандарта
Таким образом, музейная педагогика играет позитивную роль в обучении истории и воспитании подрастающего поколения. Музей способствует формированию личности обучающихся, воспитанию гражданина и патриота, достойного человека общества. Работа в музее формирует нравственное отношение к прошлому. К прошлому, без осмысления которого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее.