Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» ( автор д.п.н. Б.А.Столяров, 2004г.), разработанной авторским коллективом сотрудников Русского Музея г. Санкт-Петербурга,
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России N 03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.
Программа дополнительного образования в МБОУ Стефанидино-Дарской ООШ.
Данная программа была рекомендована для реализации в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах и гимназиях.
Актуальность.
Курс «Мир музея» для учащихся 2 класса вводит в пространство музея и, раскрывая его профильную специфику и содержание деятельности, знакомит детей с миром музейных ценностей. Продолжая развивать визуальную грамотность, он формирует навыки музейной культуры.
Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении воспитательной среды школы, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей "среды обитания" воспитанников.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов.
Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.
Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное развитие в рамках взаимодействия музея и школы, являющегося важным фактором формирования творческих способностей детей.
Задачи программы:
Образовательные:
-способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
-приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
- приобщение учащихся к русской культуре.
Развивающие:
- развитие духовно-познавательных потребностей детей;
- развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
- развитие коммуникативных навыков;
-развитие музейной культуры и визуальной грамотности;
- приобщение к семейным традициям;
- дать навыки исследовательской работы;
- развитие позитивной мотивации к дальнейшему изучению краеведения.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма,
- формирование социально активной личности;
- воспитание толерантности.
Место кружка в учебном плане.
В соответствии с календарным учебным планом МБОУ Стефанидино-Дарская ООШ на 2018-2019 учебный год на изучение курса отведено 31 ч (1 час в неделю)
Возраст: 7,5-9 лет.
Продолжительность одного занятия- 40 минут.
Формы проведения внеурочных занятий: теоретические занятия, экскурсии по своему селу, встречи с интересными людьми, живущими рядом; работа в школьном краеведческом музее, сбор краеведческого материала, тематические экскурсии по музею.
Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов.
Виды деятельности педагога и детей:
теоретические: рассказ, сообщение, беседа;
практические: экскурсии, тематические конкурсы, составление родословного древа, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, русские игры, олимпиады, ролевые игры, выполнение тестов, работа с книгой, составление кроссвордов, защита рисунков, научно-практические конференции, подготовка сообщений.
Основными формами работы по реализации программы являются: экскурсии по музеям, выставкам, экспозициям; творческие занятия в музее, коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее; музейные игры и театрализации, встречи с музейными специалистами и коллекционерами, оформление детских выставок и экспозиций.
В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию ОП, используются
Тематическое планирование.
Тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Личностные результаты | УУД |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Аудиторных | Внеуадиторных |
1 | Что такое музей? | 3 | 2 | Дети вспоминают информацию о музеях, ведут беседу, задают интересующие вопросы о музеях. Называют знаменитые музее, а также обогащают свой словарный запас новыми терминами. | -формирование социальной активности личности, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, -чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -адекватно воспринимать оценку учителя. | -строить речевое высказывание в устной форме; -осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
2 | Что такое коллекция? | 3 | 2 | Виртуально путешествуют по знаменитым музеям России. Выделяют особенности, готовят свои доклады о понравившимся музее. |
3 | Рождение музея. | 2 | 2 | Узнают историю создания музея. Изучают виды и особенности. |
4 | Знаменитые музеи. | 3 | 4 | Виртуально путешествуют по знаменитым музеям России. Выделяют особенности, готовят свои доклады о понравившимся музее. |
5 | Как «живут» экспонаты в музее | 2 | 2 | Знакомятся с экспонатами знаменитых музеев. |
6 | Идём в музей | 3 | 3 | Виртуально посещают музей. Изучают правила поведения. |
Календарно-тематическое планирование.
Сроки проведения | Разделы | Содержание тем | Уровень результатов |
План | Факт |
07.09 | | Что такое музей? | Учись смотреть и видеть. Понятие музей. Основные функции музея. Какие бывают музеи. Разнообразие музеев нашего города. | 2 уровень |
14.09 | | Какие бывают музеи? | Какие бывают музеи? | 2 уровень |
21.09 | | Музейные термины. | Музейные термины. | |
28.09 | | Музеи нашего города. | Музеи нашего города. | 2 уровень |
05.10 | | Как создать музей. | Как создать музей. | 2 уровень |
12.10 | | Коллекция-музейное понятие. Разнообразие коллекций. | Что такое коллекция? | 2 уровень |
19.10 | | Экспонаты и колекции | Основные типы коллекции. Твои личные коллекции. | 2 уровень |
26.10 09.11 16.11 | | Коллекционирование-интересное занятие | Коллекционирование - способ познания мира. | 2 уровень |
23.11 | | Храм Муз «мусейон». | Виртуальная экскурсия | 2 уровень |
30.11 | | Палата чудес и наук | Объединение науки и искусства. | 2 уровень |
07.12 | | Родители музейного дела. | Кто был родителями музейного дела. | 2 уровень |
14.12 | | Зритель в музее. Правила поведения в музее. | Правила поведения в музее. | 2 уровень |
21.12 | | Мир музеев | Беседа о музеях мира. | 2 уровень |
18.01 | | Государственная Третьяковская галерея. | Виртуальная экскурсия | 2 уровень |
25.01 | | Государственный Эрмитаж | Виртуальная экскурсия | 2 уровень |
01.02 | | Русский музеи. Дворцы, сады | Виртуальная экскурсия | 2 уровень |
08.02 | | Русский музей. Истрия коллекций | Виртуальная экскурсия | 2 уровень |
15.02 | | Государственный исторический музей | Виртуальная экскурсия | 2 уровень |
22.02 | | Знаменитые музеи мира | Знаменитые музеи мира | 2 уровень |
01.03 | | Комплектование музейных коллекций. | Комплектование музейных коллекций. | 2 уровень |
15.03 22.03 | | Профессии, окутанные тайной | Профессии, окутанные тайной | 2 уровень |
05.04 | | Правило хранения музейных экспонатов. | Правило хранения музейных экспонатов. | 2 уровень |
12.04 19.04 | | Угадай музейное понятие. | Игра. | 2 уровень |
26.04 03.05 17.05 | | Художественный музей, музей Северного флота, музей истории освоении Арктики. | Виртуальная экскурсия | 2 уровень |
24.05 | | Подведение итогов. | Подведение итогов. | 3 уровень |
Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия:
-формирование социальной активности личности,
-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия:
-строить речевое высказывание в устной форме;
-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы курса «Мир музея» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия села, об основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации. Итогом обучения является освоение минимального объема содержания и достижение уровня элементарной грамотности о мире музейных ценностей.
Ученик научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ музейной культуры; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Школьник может приобрести опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятель
Учебно-методическая литература
1. Волков А.И. Край Серебряно-Прудский. - М.: Энциклопедия сел и деревень,2003.
2. ПолянчевВ.И.Зарайская Русь. Учебное пособие по краеведению для преподавателей . –М.: Academia,2004.
3. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий/ Под ред. Н.М. Ланковой - М.: ВЛАДОС,2001.
3.Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времен. Учебное пособие для чтения. Книга 1,2-М.: ЦГО,1995.
4.Прогулки по Москве в картинках для детей. Кремль-М.: Благовест,1992.