Ростовская область, Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
основная общеобразовательная школа №20 х.Сальский Кагальник
«Утверждаю»
Директор МБОУ - ООШ №20
х.Сальский Кагальник
________ Антоненко О.В.
Приказ №__ от«__» ___2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ 3 КЛАССА
Количество часов ____34_
Учитель: Брыкина Елизавета Валерьевна
2019 г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
-программы «Музыка». Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва : Просвещение 2015.
- учебника «Музыка» 3 класс, Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Москва: Просвещение 2016.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Место учебного плана в учебном плане
На основании учебного плана на изучение музыки в 3 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год, на изучение музыки в 3 классе основной школы отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа «Музыка». Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Издательство Москва : «Просвещение», 2015 предусматривает 34 часа.
Данная программа будет выполнена за 34 часа. Содержание, а так же последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой «Музыка». Предметная линия учебников системы«Школа России» 1-4 классы. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Издательство Москва : «Просвещение», 2015.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
«Россия - Родина моя».
Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
«День, полный событий».
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
«О России петь - что стремиться в храм».
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Жанр былины. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
«В музыкальном театре».
Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
«В концертном зале».
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс 34 часа
№ | Тема | Основные виды деятельности обучающихся | Формыконтроля | Дата |
План | Коррекция |
| Россия – Родина моя (5 часов) |
1 | Мелодия – душа музыки. | Сопоставляют выразительность человеческой речи с музыкальной выразительностью, чтение стихотворений и исполнение мелодии со словами, делают выводы. Прослушивают мелодию симфонии №4 и Пластически тонируют её. Читают слова П.И Чайковского в учебнике. | Групповая | 03.09 | |
2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | Прослушивают вокальное произведение, исполняют мелодию как вокализ, стремятся передать голосом её эмоциональный характер, составляют небольшой рассказ на тему: « О чём могла рассказать вам эта музыка?» | Фронтальная | 10.09 | |
3 | Виват, Россия! Наша слава– Русская держава. | Знакомятся с жанром канта, рассматривая иллюстрации в учебнике и прослушивая 2 контрастных канта. Разучивают кант «Радуйся, Росско земле!». Анализируют интонационное исполнение. | Фронтальная | 17.09 | |
4 | Кантата «Александр Невский». | Вспоминают ранее известные отрывки кантаты «Александр Невский»; Анализируем икону святого благоверного князя Александра Невского и фрагмент картины «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». | Групповая | 24.09 | |
5 | Опера «Иван Сусанин». | Прослушивают рассказ учителя о событиях положенных в основу оперы, разучивают мелодии по нотной записи в рабочих тетрадях, дирижируют выбранными сценами. Сравнивают музыкальный ответ Сусанина полякам с поэтическим ответом из стихотворения К. Рылеева в учебнике. | Групповая | 01.10 | |
| День, полный событий (4 часа) |
6 | Портрет в музыке. | Воплощают эмоциональное состояние прослушанного произведения в рассказе, пении и пластическом интонировании; соотносят графическую запись с музыкальным образом. Сравнивают два различных музыкальных образа, созданные одним композитором. | Фронтальная | 08.10 | |
7 | «В детской».Игры и игрушки. | Прослушивают и разучивают пьесы русских композиторов. Сопоставляют тематику «Детского альбома» П. Чайковского с «Детской музыкой» С .Прокофьева и образами, запечатлёнными на обложке И. Репиным. | Фронтальная | 15.10 | |
8 | На прогулке. | Слушают уже знакомый отрывок «Прогулки» М .Мусоргского, определяют по музыкальной интонации, какому народу она принадлежит. Знакомятся с пьесой «Тюильрийский сад», Рисуют свои впечатления не зная названия этого произведения и о чём оно в тетради. | Фронтальная | 22.10 | |
9 | Вечер. | Высказывают своё суждение о настроении прослушанной музыке, отвечая на вопрос, что хотел выразить автор, о чём повествует музыка. Рассматривают репродукции картин И. Левитана, сопоставляют их с романсами. | Фронтальная | 05.11 | |
| О России петь – что стремиться в храм (4 часа) |
10 | Два музыкальных обращения к Богородице. | Прослушивают и сравнивают два обращения к Богородице Ф. Шуберта и С.Рахманинова. Ориентируясь на нотный текст пытаются пропеть первые такты этих произведений. Выявляют интонационное сходство двух молитв , черезхарактер звучания лад, динамику. | Фронтальная | 12.11 | |
11 | Древнейшая песнь материнства . | Слушают рассказ учителя о том, как икона попала в Москву, и тропарь, посвящённый иконе. Отвечают на вопросы учебника. Разучивают песню о маме. | Фронтальная | 19.11 | |
12 | «Вербное воскресенье». | Знакомство с двунадесятым праздником, особенностями его воплощения в музыке русских и зарубежных композиторов. Разучивают песни А. Гречанинова и Р. Глиэра. | Индивидуальная | 26.11 | |
13 | Святые земли русской. | Знакомятся с величанием, с «Балладой о князе Владимире», с фрагментами росписи В. Васнецова. Работают в тетради. | Фронтальная | 03.12 | |
| Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа) |
14 | Балет«Спящая красавица». | Начинают знакомство с балетом с прослушивания вальса, напевают его мелодию, сопоставляют с уже ранее знакомыми вальсами известных композиторов. Рассмотрев репродукции в учебнике и послушав сцену на балу, подбирают соответствующие слова для характеристики двух фей. | Фронтальная | 10.12 | |
15 | «Былина о Садко и Морском царе». | Слушают либретто оперы «Садко», музыкальные отрывки из неё, повторяют ранее разученные песни из этого произведения. Работают в тетради. | Групповая | 17.12 | |
16 | Звучащие картины. | Исполняют масленичные песенки, знакомятся со сценой «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка». Выполняют мини-исследование. | Фронтальная | 24.12 | |
| | | | | |
| В музыкальном театре (6 часов) |
17 | Опера «Руслан и Людмила». | Продолжают знакомиться с жанром оперы, отдельными сценами и певческими голосами; Вспоминают сцену похищения Людмилы, слушают новую сцену и рондо Фарлафа, узнают приём музыкального развития рондо. | Фронтальная | 14.01 | |
18 | Опера «Орфей и Эвридика». | Прослушивают знакомую «Мелодию» из оперы, и пытаются составить небольшой рассказ, о чём рассказала эта музыка. Слушают рассказ учителя «Миф об Орфее». Пропевают секундовые Интонации «Мелодии», из хора Фурий, ориентируясь на нотную запись в учебнике. Высказывают предположения, как музыка будет развиваться дальше. | Фронтальная | 21.01 | |
19 | Опера «Снегурочка». | Знакомство с арией Снегурочки и со сценой таяния. Выступают в роли композитора, предполагая каков характер может быть у арии и обосновывая почему.Отвечают на вопросы учебника. Исполняют заключительный хор. | Фронтальная | 28.01 | |
20 | Океан-море синее. | Углубляют полученные знания об опере «Садко», слушая и Анализируя интонацию вступления, выполняют задание в рабочей тетради по теме «Музыкальная форма». | Фронтальная | 04.02 | |
21 | Балет«Спящая красавица». | Начинают знакомство с балетом с прослушивания вальса, напевают его мелодию, сопоставляют с уже ранее знакомыми вальсами известных композиторов. Рассмотрев репродукции в учебнике и послушав сцену на балу, подбирают соответствующие слова для характеристики двух фей. | Фронтальная | 11.02 | |
22 | В современных ритмах. | Играют в игру «Эхо»: учитель поёт и одновременно записывает ноты на доске, учащиеся следом повторяют звуки, затем фрагмент разучивается по нотной записи. Прослушивают фрагменты из мюзиклов, разучивают и разыгрывают музыкальный диалог. | Фронтальная | 18.02 | |
| В концертном зале ( 5 часов) |
23 | Музыкальное Состязание. | Продолжают знакомство с жанров инструментального концерта. Осознают особенности и приёмы музыкального развития (повтор, контраст, вариация) Разучивают песню «Веснянка», размышляют над вопросом, почему музыка 1-го концерта стала своеобразным символом России. | Групповая | 25.02 | |
24 | Музыкальные инструменты. | Знакомство с историей создания и выразительными возможности музыкальных инструментов (флейты). Зарисовывают в тетради музыкальные инструменты. | Фронтальная | 03.03 | |
25 | Звучащие картины. | Соотнесение репродукций картин в учебнике со слуховым опытом и эмоционально-образном тембровом звучании изображаемых музыкальных инструментов. Сопоставление «Мелодии и Каприса». | Фронтальная | 10.03 | |
26 | Музыкальные инструменты | Узнают о существовании классификации музыкальных инструментов по признакам звукоизвлечения и материала из которого они изготовлены. Разучивание норвежской песни «Волшебный смычок». | Индивидуальная | 17.03 | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | Представление о музыкальном языке и средствах музыкальной выразительности на примере контрастных частей сюиты. Слушают либретто сюиты в основе которого драма Г.Ибсена. Сопоставляют поучительнейшую историю с яркими музыкальными образами, созданными Э.Григом. | Фронтальная | 31.03 | |
| Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(7 часов) |
28 | Острый ритм джаза. | Знакомятся с новым музыкальным направлением – джазом на примере музыки Д. Гершвина в исполнении Э. Фитцджеральда. Слушают рассказ учителя о возникновении джаза как музыки, которая создана потомками рабов – негров, вывезенных из Африки. Упражнение - импровизация. | Фронтальная | 07.04 | |
29 | Люблю я грусть твоих просторов. | Погружаются в музыкальный мир образов Г. Свиридова. Слушая уже известные фрагменты, приходят к выводу о его творчестве: интерес композитора к вокальным жанрам, огромное внимание к слову, глубокая связь слов и музыки. Решают художественно – творческие проблемы, отвечая на вопросы учебника и работая в тетради; пропевают мелодию «Маленькой кантаты», опираясь на нотную запись в учебнике. | Фронтальная | 14.04 | |
30 | Мир Прокофьева. | Анализируют свои рисунки по настроению и характеру, и слушают 2 музыкальных фрагмента. Определяют какой из них созвучен тем или иным рисункам. Отвечают на вопросы об авторах музыки. Слушают слова А. Рубинштейна о С. Прокофьеве. | Фронтальная | 21.04 | |
31 | Мир Прокофьева | Отвечают на вопросы об авторах музыки. Слушают слова А. Рубинштейна о С. Прокофьеве. | Фронтальная | 28.04 | |
32 | Певцы родной природы | Создают воображаемый портрет уже достаточно знакомых композиторов, слушая их сочинения и Высказывания. | Фронтальная | 12.05 | |
33 | Певцы родной природы. | Выполняют задания в рабочей тетради, опираясь на музыкальные фрагменты | Фронтальная | 19.05 | |
34 | Прославим радость на земле. | Обобщение материала. Подборка информационных текстов, музыкального материала, выступление с мини-проектами на тему «Радость к солнцу нас зовёт» по творчеству Л. Бетховена. | Фронтальная | 26.05 | |
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО Зам.директора по УВР
________/Н.В.Корж/ _________/Е.В.Бунечко/
___________________ ____________________