СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка на уроках русского языка. Методические рекомендации к урокам развития речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыка на уроках русского языка. Методические рекомендации к урокам развития речи»

Музыка  на уроках русского языка  как средство развития художественного мышления и речи учащихся

Музыка на уроках русского языка как средство развития художественного мышления и речи учащихся

Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума.   В.А.Сухомлинский  Музыкальное произведение на уроках русского языка может быть фоном, дидактическим материалом, основой творческой работы, эмоциональной разрядкой и средством воспитания.

Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума.

В.А.Сухомлинский

Музыкальное произведение на уроках русского языка может быть фоном, дидактическим материалом, основой творческой работы, эмоциональной разрядкой и средством воспитания.

Пути использования музыкальных произведений на уроках русского языка    1.Использование музыкального произведения как фона для написания изложения художественного текста .  Музыка помогает создать необходимый эмоциональный настрой для восприятия текста, помогает ребятам рассуждать по тексту, находить близкие образы в художественном тексте и музыкальном фрагменте, а главное, помогает почувствовать красоту художественного слова.  

Пути использования музыкальных произведений на уроках русского языка

1.Использование музыкального произведения как фона для написания изложения художественного текста .

Музыка помогает создать необходимый эмоциональный настрой для восприятия текста, помогает ребятам рассуждать по тексту, находить близкие образы в художественном тексте и музыкальном фрагменте, а главное, помогает почувствовать красоту художественного слова.

 

Написание изложения художественного текста с элементами сочинения по музыкальным впечатлениям   К.Г.Паустовский «Жильцы старого дома»  и музыка А.К.Лядова «Музыкальная табакерка»   (5 класс)
  • Написание изложения художественного текста с элементами сочинения по музыкальным впечатлениям

К.Г.Паустовский «Жильцы старого дома» и музыка А.К.Лядова «Музыкальная табакерка»

(5 класс)

Обучающее изложение по произведению К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома». А.К.Лядов «Музыкальная табакерка»  Ход урока: Вступительное слово (рассказ учителя о целях занятия и об авторе текста для изложения). 2. Лексическая работа: ходики, мелодия, изумление. 3. Чтение текста под музыку А.К.Лядова  «Музыкальная табакерка».  4. Предупреждение орфографических ошибок.  5. Беседа о содержании текста.  6. Коллективное составление плана.  7.Языковой анализ текста.

Обучающее изложение по произведению К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома». А.К.Лядов «Музыкальная табакерка»

Ход урока:

  • Вступительное слово (рассказ учителя о целях занятия и об авторе текста для изложения).

2. Лексическая работа: ходики, мелодия, изумление.

3. Чтение текста под музыку А.К.Лядова

«Музыкальная табакерка».

4. Предупреждение орфографических ошибок.

5. Беседа о содержании текста.

6. Коллективное составление плана.

7.Языковой анализ текста.

8.Беседа о музыке А.К.Лядова    - Мы прослушали с вами текст с музыкальным сопровождением, которое помогло нам услышать «голос» старинной шкатулки.  Написал эту музыку Анатолий Константинович Лядов.  Композитор жил в начале 20 века, когда в каждом доме были подобные заводные механизмы, которые исполняли несложные мелодии: популярные танцы, песенки. Каких только музыкальных предметов не было! И часы — настенные, напольные, настольные, в виде домиков с танцующими кукла- ми, замков, избушек на курьих ножках, звезд со множеством сверкающих острых лучей. Композитору Лядову очень нравились эти музыкальные ящики, и об одном из них он написал шуточный вальс «Музыкальная табакерка». Эта фортепианная пьеса очень понравилась слушателям.  - Давайте ещё раз послушаем её внимательно.  - Понравилась ли вам песенка табакерки? Чем?  - Созвучно ли настроение, которое вложил в музыку композитор, тому, что возникло у обитателей старого дома?

8.Беседа о музыке А.К.Лядова

- Мы прослушали с вами текст с музыкальным сопровождением, которое помогло нам услышать «голос» старинной шкатулки.

Написал эту музыку Анатолий Константинович Лядов.

Композитор жил в начале 20 века, когда в каждом доме

были подобные заводные механизмы, которые исполняли

несложные мелодии: популярные танцы, песенки. Каких

только музыкальных предметов не было! И часы — настенные,

напольные, настольные, в виде домиков с танцующими кукла-

ми, замков, избушек на курьих ножках, звезд со множеством сверкающих острых лучей. Композитору Лядову очень нравились эти музыкальные ящики, и об одном из них он написал шуточный вальс «Музыкальная табакерка». Эта фортепианная пьеса очень понравилась слушателям.

- Давайте ещё раз послушаем её внимательно.

- Понравилась ли вам песенка табакерки? Чем?

- Созвучно ли настроение, которое вложил в музыку композитор, тому, что возникло у обитателей старого дома?

А какие звуки издаёт музыкальная табакерка  Лядова? (Звонкие, хрустальные, нежные, хруп-  кие, сказочные, лёгкие, чистые, радостные) А как должна быть устроена музыкальная  игрушка, чтобы издавать подобные звуки? Вот видите, об одном и том же предмете  можно рассказать по-разному: словами, как  это делал писатель К.Г.Паустовский, и средствами музыки, как это сделал композитор А.К.Лядов. Вы в своих изложениях напишите о той шкатулке, которую нарисовал словами Паустовский, но дополните его образами и впечатлениями от прослушанной музыки.  9. Повторное чтение текста под сопровождение музыки.  10. Написание изложения.
  • А какие звуки издаёт музыкальная табакерка

Лядова? (Звонкие, хрустальные, нежные, хруп-

кие, сказочные, лёгкие, чистые, радостные)

  • А как должна быть устроена музыкальная

игрушка, чтобы издавать подобные звуки?

  • Вот видите, об одном и том же предмете

можно рассказать по-разному: словами, как

это делал писатель К.Г.Паустовский, и средствами музыки, как это сделал композитор А.К.Лядов. Вы в своих изложениях напишите о той шкатулке, которую нарисовал словами Паустовский, но дополните его образами и впечатлениями от прослушанной музыки.

9. Повторное чтение текста под сопровождение музыки.

10. Написание изложения.

3. Использование музыки на уроках описания картин     П.П.Кончаловский «Сирень в кор- зине» . С.Рахманинов «Сирень»  (5 класс)  И.Э.Грабарь «Февральская лазурь». П.И.Чайковский «Времена года. Февраль»  (5 класс) В.Васнецов «Алёнушка». А.К.Лядов «Волшебное озеро»  (5класс)

3. Использование музыки на уроках описания картин

  • П.П.Кончаловский «Сирень в кор-

зине» . С.Рахманинов «Сирень»

(5 класс)

  • И.Э.Грабарь «Февральская лазурь».

П.И.Чайковский «Времена года.

Февраль» (5 класс)

  • В.Васнецов «Алёнушка».

А.К.Лядов «Волшебное озеро»

(5класс)

Сочинение по картине П.И.Кончаловского «Сирень в корзине». Пьеса С.Рахманинова «Сирень» … Цветок нельзя писать

Сочинение по картине П.И.Кончаловского «Сирень в корзине». Пьеса С.Рахманинова «Сирень»

… Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах… особенно в сирени или букете полевых цветов… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два… - вместо цветов являются уж звуки какие-то…

П. Кончаловский

 Сочинение по картине П.И.Кончаловского «Сирень в корзине». Пьеса С.Рахманинова «Сирень»  (фрагмент урока)  - Вы слышите пьесу «Сирень» композитора Сергея Рахманинова. Сирень была для него « царицей души». Никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, находясь за границей. Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени.  - Созвучно ли настроение музыки и картины? (Музыка открывает людям глаза на красоту природы, композитор передает свои  чувства:  восхищение, любовь к сирени.  Слушаешь музыку и словно ощущаешь аромат, легкие шелест ветвей.) - Расскажите в сочинении о своих чувствах и ощущениях от прослушанной пьесы, о картинах, которые возникли в вашем воображении.

Сочинение по картине П.И.Кончаловского «Сирень в корзине». Пьеса С.Рахманинова «Сирень» (фрагмент урока)

- Вы слышите пьесу «Сирень» композитора Сергея Рахманинова. Сирень была для него « царицей души». Никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, находясь за границей. Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени.

- Созвучно ли настроение музыки и картины? (Музыка открывает людям глаза на красоту природы, композитор передает свои  чувства:  восхищение, любовь к сирени.

Слушаешь музыку и словно ощущаешь аромат, легкие шелест ветвей.)

- Расскажите в сочинении о своих чувствах и ощущениях от прослушанной пьесы, о картинах, которые возникли в вашем воображении.

И.Э.Грабарь «Февральская лазурь».  П.И.Чайковский «Времена года. Февраль»    «Настали чудесные солнечные февральские деньки. В природе творилось что-то необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на снегу.»   - Как музыка П.И.Чайковского помогает понять основную  идею картины, её настроение?

И.Э.Грабарь «Февральская лазурь». П.И.Чайковский «Времена года. Февраль»

«Настали чудесные солнечные февральские деньки. В природе творилось что-то необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на снегу.»

- Как музыка П.И.Чайковского помогает понять основную

идею картины, её настроение?

        4. Музыкальное произведение как фон при написании сочинения-миниатюры в ходе изучения грамматической темы           На уроке в 5 классе по теме «Предложение. Виды предложений по цели высказывания» для закрепления можно предложить ученикам написать сочинение-миниатюру, слушая музыкальную пьесу К.Сен-Санса «Аквариум» («Карнавал животных») , используя разные по цели высказывания предложения.

4. Музыкальное произведение как фон при написании сочинения-миниатюры в ходе изучения грамматической темы

На уроке в 5 классе по теме «Предложение. Виды предложений по цели высказывания» для закрепления можно предложить ученикам написать сочинение-миниатюру, слушая музыкальную пьесу К.Сен-Санса «Аквариум» («Карнавал животных») , используя разные по цели высказывания предложения.

5.  Сочинение по музыкальным впечатлениям    Сочинение- описание «Русский пейзаж».  П.И.Чайковский «Времена года»  (6 класс) Сочинение –описание (или повест-  вование с элементами описания).  К.Сен-Санс «Лебедь» (7 класс) В старших классах задачу можно усложнить, предложив ученикам описать характер музыкального произведения без знакомства с его программой и названием.  В старших классах задачу можно усложнить, предложив ученикам описать характер музыкального произведения без знакомства с его программой и названием.  В старших классах задачу можно усложнить, предложив ученикам описать характер музыкального произведения без знакомства с его программой и названием.

5. Сочинение по музыкальным впечатлениям

  • Сочинение- описание «Русский пейзаж».

П.И.Чайковский «Времена года»

(6 класс)

  • Сочинение –описание (или повест-

вование с элементами описания).

К.Сен-Санс «Лебедь» (7 класс)

В старших классах задачу можно усложнить,

предложив ученикам описать характер музыкального произведения без знакомства с его программой и названием.

  • В старших классах задачу можно усложнить, предложив ученикам описать характер музыкального произведения без знакомства с его программой и названием.
  • В старших классах задачу можно усложнить, предложив ученикам описать характер музыкального произведения без знакомства с его программой и названием.

5.На первых этапах необходимо проводить перед сочинением подготовительную работу (дать опорные слова, провести словарно-семантическую работу, предложить образцы сочинений). 6.Повторное слушание. 7.Написание сочинения.  1.Для начала лучше всего подбирать программную музыку, содержание которой поясняет сам композитор (словесным комментарием или эпиграфом, или названием).  2.Краткое знакомство с композитором.  3.Первичное слушание, до которого следует предупредить детей о том, чтобы они  писали не то, что известно об этом предмете, явлении, а то, что представляли,  чувствовали, слушая музыку.  4.Устное описание впечатлений. Методика проведения ( по Е.И.Никитиной)

5.На первых этапах необходимо проводить перед сочинением подготовительную

работу (дать опорные слова, провести словарно-семантическую работу, предложить

образцы сочинений).

6.Повторное слушание.

7.Написание сочинения.

1.Для начала лучше всего подбирать программную музыку, содержание которой поясняет сам композитор (словесным комментарием или эпиграфом, или названием).

2.Краткое знакомство с композитором.

3.Первичное слушание, до которого следует предупредить детей о том, чтобы они

писали не то, что известно об этом предмете, явлении, а то, что представляли,

чувствовали, слушая музыку.

4.Устное описание впечатлений.

Методика проведения ( по Е.И.Никитиной)

 Памятка для анализа музыкальных впечатлений Какое настроение создала у вас музыка? Что вы в ней услышали, что представили, вспомнили, слушая её? Подберите слова (в том числе эпитеты, сравнения, метафоры), с помощью которых можно описать возникшие образы, чувства, ощущения. Выделите микротемы, опираясь на свои впечатления от прослушанного.   Варианты начала сочинения: - Когда я услышал пьесу, она сразу показалась мне… - Звучит необычная музыка, и я переношусь в волшебное царство… - Зазвучала музыка … , и её звуки перенесли меня… - Зазвучали первые аккорды, и мне представилось…

Памятка для анализа музыкальных впечатлений

  • Какое настроение создала у вас музыка?
  • Что вы в ней услышали, что представили, вспомнили, слушая её?
  • Подберите слова (в том числе эпитеты, сравнения, метафоры), с помощью которых можно описать возникшие образы, чувства, ощущения.
  • Выделите микротемы, опираясь на свои впечатления от прослушанного.

Варианты начала сочинения:

  • - Когда я услышал пьесу, она сразу показалась мне…
  • - Звучит необычная музыка, и я переношусь в волшебное царство…
  • - Зазвучала музыка , и её звуки перенесли меня…
  • - Зазвучали первые аккорды, и мне представилось…
 Таким образом, музыка является эмоциональным толчком, помогающим преломить внутренние переживания в слово, творчество.  Работа по данной теме требует затраты времени на стадии подготовки к уроку. Педагогу приходится продумывать формы проведения некоторых уроков, искать дополнительный материал, отрабатывать из урока в урок отдельные приемы, находить и  прослушивать музыкальные фрагменты, составлять вопросы для беседы с учащимися.  Но такая работа решает важную задачу: эстетические эмоции, вызванные музыкой, живописью, помогают развить творческое воображение учащихся. Восприятие ребёнком красоты влияет на передачу впечатлений, переживаний в слове, т.е. на развитие устной и письменной речи. Использование музыки на уроке повышает интерес к изучению русского языка, а также расширяет общекультурный кругозор учащихся, способствует духовному развитию личности.

Таким образом, музыка является эмоциональным толчком, помогающим преломить внутренние переживания в слово, творчество.

Работа по данной теме требует затраты времени на стадии подготовки к уроку. Педагогу приходится продумывать формы проведения некоторых уроков, искать дополнительный материал, отрабатывать из урока в урок отдельные приемы, находить и прослушивать музыкальные фрагменты, составлять вопросы для беседы с учащимися.

Но такая работа решает важную задачу: эстетические эмоции, вызванные музыкой, живописью, помогают развить творческое воображение учащихся. Восприятие ребёнком красоты влияет на передачу впечатлений, переживаний в слове, т.е. на развитие устной и письменной речи. Использование музыки на уроке повышает интерес к изучению русского языка, а также расширяет общекультурный кругозор учащихся, способствует духовному развитию личности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!