Музыка на уроках русского языка как средство развития художественного мышления и речи учащихся
Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума.
В.А.Сухомлинский
Музыкальное произведение на уроках русского языка может быть фоном, дидактическим материалом, основой творческой работы, эмоциональной разрядкой и средством воспитания.
Пути использования музыкальных произведений на уроках русского языка
1.Использование музыкального произведения как фона для написания изложения художественного текста .
Музыка помогает создать необходимый эмоциональный настрой для восприятия текста, помогает ребятам рассуждать по тексту, находить близкие образы в художественном тексте и музыкальном фрагменте, а главное, помогает почувствовать красоту художественного слова.
- Написание изложения художественного текста с элементами сочинения по музыкальным впечатлениям
К.Г.Паустовский «Жильцы старого дома» и музыка А.К.Лядова «Музыкальная табакерка»
(5 класс)
Обучающее изложение по произведению К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома». А.К.Лядов «Музыкальная табакерка»
Ход урока:
- Вступительное слово (рассказ учителя о целях занятия и об авторе текста для изложения).
2. Лексическая работа: ходики, мелодия, изумление.
3. Чтение текста под музыку А.К.Лядова
«Музыкальная табакерка».
4. Предупреждение орфографических ошибок.
5. Беседа о содержании текста.
6. Коллективное составление плана.
7.Языковой анализ текста.
8.Беседа о музыке А.К.Лядова
- Мы прослушали с вами текст с музыкальным сопровождением, которое помогло нам услышать «голос» старинной шкатулки.
Написал эту музыку Анатолий Константинович Лядов.
Композитор жил в начале 20 века, когда в каждом доме
были подобные заводные механизмы, которые исполняли
несложные мелодии: популярные танцы, песенки. Каких
только музыкальных предметов не было! И часы — настенные,
напольные, настольные, в виде домиков с танцующими кукла-
ми, замков, избушек на курьих ножках, звезд со множеством сверкающих острых лучей. Композитору Лядову очень нравились эти музыкальные ящики, и об одном из них он написал шуточный вальс «Музыкальная табакерка». Эта фортепианная пьеса очень понравилась слушателям.
- Давайте ещё раз послушаем её внимательно.
- Понравилась ли вам песенка табакерки? Чем?
- Созвучно ли настроение, которое вложил в музыку композитор, тому, что возникло у обитателей старого дома?
- А какие звуки издаёт музыкальная табакерка
Лядова? (Звонкие, хрустальные, нежные, хруп-
кие, сказочные, лёгкие, чистые, радостные)
- А как должна быть устроена музыкальная
игрушка, чтобы издавать подобные звуки?
- Вот видите, об одном и том же предмете
можно рассказать по-разному: словами, как
это делал писатель К.Г.Паустовский, и средствами музыки, как это сделал композитор А.К.Лядов. Вы в своих изложениях напишите о той шкатулке, которую нарисовал словами Паустовский, но дополните его образами и впечатлениями от прослушанной музыки.
9. Повторное чтение текста под сопровождение музыки.
10. Написание изложения.
3. Использование музыки на уроках описания картин
- П.П.Кончаловский «Сирень в кор-
зине» . С.Рахманинов «Сирень»
(5 класс)
- И.Э.Грабарь «Февральская лазурь».
П.И.Чайковский «Времена года.
Февраль» (5 класс)
А.К.Лядов «Волшебное озеро»
(5класс)
Сочинение по картине П.И.Кончаловского «Сирень в корзине». Пьеса С.Рахманинова «Сирень»
… Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах… особенно в сирени или букете полевых цветов… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два… - вместо цветов являются уж звуки какие-то…
П. Кончаловский
Сочинение по картине П.И.Кончаловского «Сирень в корзине». Пьеса С.Рахманинова «Сирень» (фрагмент урока)
- Вы слышите пьесу «Сирень» композитора Сергея Рахманинова. Сирень была для него « царицей души». Никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, находясь за границей. Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени.
- Созвучно ли настроение музыки и картины? (Музыка открывает людям глаза на красоту природы, композитор передает свои чувства: восхищение, любовь к сирени.
Слушаешь музыку и словно ощущаешь аромат, легкие шелест ветвей.)
- Расскажите в сочинении о своих чувствах и ощущениях от прослушанной пьесы, о картинах, которые возникли в вашем воображении.
И.Э.Грабарь «Февральская лазурь». П.И.Чайковский «Времена года. Февраль»
«Настали чудесные солнечные февральские деньки. В природе творилось что-то необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на снегу.»
- Как музыка П.И.Чайковского помогает понять основную
идею картины, её настроение?
4. Музыкальное произведение как фон при написании сочинения-миниатюры в ходе изучения грамматической темы
На уроке в 5 классе по теме «Предложение. Виды предложений по цели высказывания» для закрепления можно предложить ученикам написать сочинение-миниатюру, слушая музыкальную пьесу К.Сен-Санса «Аквариум» («Карнавал животных») , используя разные по цели высказывания предложения.
5. Сочинение по музыкальным впечатлениям
- Сочинение- описание «Русский пейзаж».
П.И.Чайковский «Времена года»
(6 класс)
- Сочинение –описание (или повест-
вование с элементами описания).
К.Сен-Санс «Лебедь» (7 класс)
В старших классах задачу можно усложнить,
предложив ученикам описать характер музыкального произведения без знакомства с его программой и названием.
- В старших классах задачу можно усложнить, предложив ученикам описать характер музыкального произведения без знакомства с его программой и названием.
- В старших классах задачу можно усложнить, предложив ученикам описать характер музыкального произведения без знакомства с его программой и названием.
5.На первых этапах необходимо проводить перед сочинением подготовительную
работу (дать опорные слова, провести словарно-семантическую работу, предложить
образцы сочинений).
6.Повторное слушание.
7.Написание сочинения.
1.Для начала лучше всего подбирать программную музыку, содержание которой поясняет сам композитор (словесным комментарием или эпиграфом, или названием).
2.Краткое знакомство с композитором.
3.Первичное слушание, до которого следует предупредить детей о том, чтобы они
писали не то, что известно об этом предмете, явлении, а то, что представляли,
чувствовали, слушая музыку.
4.Устное описание впечатлений.
Методика проведения ( по Е.И.Никитиной)
Памятка для анализа музыкальных впечатлений
- Какое настроение создала у вас музыка?
- Что вы в ней услышали, что представили, вспомнили, слушая её?
- Подберите слова (в том числе эпитеты, сравнения, метафоры), с помощью которых можно описать возникшие образы, чувства, ощущения.
- Выделите микротемы, опираясь на свои впечатления от прослушанного.
Варианты начала сочинения:
- - Когда я услышал пьесу, она сразу показалась мне…
- - Звучит необычная музыка, и я переношусь в волшебное царство…
- - Зазвучала музыка … , и её звуки перенесли меня…
- - Зазвучали первые аккорды, и мне представилось…
Таким образом, музыка является эмоциональным толчком, помогающим преломить внутренние переживания в слово, творчество.
Работа по данной теме требует затраты времени на стадии подготовки к уроку. Педагогу приходится продумывать формы проведения некоторых уроков, искать дополнительный материал, отрабатывать из урока в урок отдельные приемы, находить и прослушивать музыкальные фрагменты, составлять вопросы для беседы с учащимися.
Но такая работа решает важную задачу: эстетические эмоции, вызванные музыкой, живописью, помогают развить творческое воображение учащихся. Восприятие ребёнком красоты влияет на передачу впечатлений, переживаний в слове, т.е. на развитие устной и письменной речи. Использование музыки на уроке повышает интерес к изучению русского языка, а также расширяет общекультурный кругозор учащихся, способствует духовному развитию личности.