СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка в кинофильмах

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать роль музык в кинофильмах: музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик.

Просмотр содержимого документа
«Музыка в кинофильмах»





«Музыка в кинофильмах»











Составитель:

Рахлецкая Татьяна Александровна

педагог дополнительного образования































Летка





Тема занятия: Музыка в кинофильмах

Возраст детей: 10-12 лет.

Второй год обучения.

Цель занятия: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, умение вести себя в коллективе, усидчивость, трудолюбие.

Образовательные: формировать умственное и эстетическое развитие детей, развивать их кругозор, способствовать формированию творческого отношения окружающей жизни.

Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Методы:

-словесные;

-наглядные.



Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, СД диски.

Музыкальный материал: Г. Свиридов. «Тройка» ( из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С.Пушкина «Метель»); муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Колокола» (из к/ф «Приключения Электороника»).

План занятия:

- организационная часть: приветствие.

- введение в тему: рассказ о роли музыки в кинофильмах.

- практическая часть: слушание и анализ музыкальных произведений к кинофильмам.

- итог занятия:

Конспект занятия:

(звучит спокойная фоновая музыка)

Педагог: Здравствуйте! Тема сегодняшнего занятия «Музыка в кинофильмах». Мы с вами знаем, что музыка—это великая сила.

Кино—искусство ХХ века. С самого своего рождения оно неразрывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно ещё не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. Обычно в кинотеатре служил тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма). Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной. И сегодня мы с удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплина с их разнообразной музыкой—весёлой и сердечной.

И вот герои заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка—замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия.

Ребята, а обращали ли вы внимание, что в начале почти каждого фильма звучит музыка? На экране еще только название картины, фамилии актеров и создателей фильма, а музыка уже вводит нас в главное настроение, время событий, которые должны произойти. Она захватывает нас и помогает сопереживать героям фильма. Вспомните увертюру И.О.Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта». В ней мы сразу слышим грозный шум моря. Музыка повествует нам о романтике и опасности морских путешествий, показывает приключенческий характер событий, зовет к подвигу.

Во многих фильмах герои поют замечательные песни. Вспомните песенку Паганеля про капитана или песню «Веселый ветер». Музыка в таких случаях, как говорят кинематографисты, звучит в «кадре».

Кажется, что песня «слетает» с экрана и становится любимой песней целого поколения, своего времени. Так случилось с «Песней о встречном» Д.Шостаковича, «Песней о Родине» И.Дунаевского из кинофильма «Цирк».

Педагог: Ребята, назовите песни из ваших любимых кинофильмов.

Дети: называют фильмы.

Педагог: Молодцы! Вы радуете своими знаниями.

Педагог: Телевидение «привело» в каждый дом не только кинофильмы, но и разнообразные передачи. Каждая третья—музыкальная. Музыка звучит как эпиграф к передачам «Человек и закон», «В мире животных», «Что, где, когда?» и т.д.

Можно ли представить такие кинофильмы, как «Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино», «Приключения Электроника» без чудесной музыки и прекрасных песен?

Педагог: Ребята, а сейчас назовите мультфильмы, в которых звучат песни.

Дети: «Ну, погоди», «Винни-пух», «Лесная сказка» и т.д.

Педагог: А можно ли представить себе их без музыки и песен?

Дети: Нет! Смотреть не интересно!

Педагог: Для чего нужна песня в кинофильмах?

Дети: чтобы передать настроение фильма, характер героев.

Педагог: Да, вы все совершенно правы!

Практическая часть.

Слушание и анализ музыкальных произведений к кинофильмам.



Педагог: Сегодня на уроке мы обратимся к некоторым музыкальным произведениям, написанным к кинофильмам.

Г. Свиридов «Тройка»

Очень непросто во второй половине ХХ века создать кинофильм по повести А.С.Пушкина «Метель» об интересной, загадочной судьбе героев, об их высоких чувствах, которые трудно выразить словами. Эту задачу не решить без музыки. Она звучит в фильме с первых кадров, словно волшебной силой перенося нас в пушкинское время и без слов выражая то, что переполняет человеческую душу.

Вслушайтесь, с какой «музыкальной» интонацией начинает свою повесть А.С.Пушкин

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий.

Если повесть начинается словами, настраивающими читателя на соответствующий лад душевного переживания, то и фильм должен начинаться соответствующей музыкой.



Слушание. Г.Свиридов «Тройка».



Педагог: Удалось ли композитору почувствовать поэтическую интонацию повести А.С.Пушкина и передать ее в музыке?

Дети: Удалось. Это чувствуется в характере произведения.

Педагог: Если бы вы были кинооператором, какие кадры сняли бы к этой музыке?

Дети: Поле, вьюга, много-много снега кругом…

Педагог: Что преобладает в музыкальном образе: душевное состояние человека или показ тройки, которая мчится?

Дети: И то и другое.

Педагог: Молодцы! И еще один фильм, который трудно представить без песен. Это фильм, который вы, несомненно, смотрели—«Приключения Электроника».

Какие песни из этого кинофильма вам известны?

Дети: «Это знает всякий», «Крылатые качели» и др.

Педагог: Кто автор?

Дети: Юрий Энтин и Евгений Крылатов.

Педагог: Правильно! А сейчас я хочу предложить послушать песню из этого же фильма. Она называется «Колокола». Итак, слушаем.



Слушание. Муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина «Колокола».



Педагог: Поделитесь своими впечатлениями. Какое настроение создает песня у зрителей, слушателей?

Дети: Лирическое, спокойное, умиротворенное.

Педагог: Отличается настроение в запеве и припеве?

Дети: Нет. Характер не меняется.

Педагог: Все верно. И сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Дети: они дополняют друг друга.

Педагог: Могут ли музыка и литература жить одна без другой?

Дети: Нет!

Педагог: Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания. То же самое можно сказать и о роли музыки в кино. Песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создает настроение картины, насыщает ее красотой, звуковой многозвучностью. Такая же роль музыки в театре, и не только в музыкальном, но и в драматическом. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.

Вопросы:

  1. Можно ли представить фильмы без музыки и песен?

  2. Как песня характеризует героя фильма?

  3. Какова роль музыки в театре?

  4. С какими музыкальными произведениями и композиторами мы познакомились на занятии?

  5. Как изображают мир музыка и литература?













Литература.

  1. Чепурнов, В.Н. Музыка в школе Текст / В.Н.Чепурнов.—2-е изд., знач. доп.—М.: Просвещение, 1993.

  2. Энциклопедический музыкальный словарь / Под ред. К.А. Жабинского.—Ростов, 1998.

  3. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях [Текст]: пособие для учителя / Л.А. Сахарова [и др.]; отв. ред. В.И. Хоминская.—М.: Просвещение, 1996.—127 с.

  1. Арчажников, Л.Г. Профессия—учитель музыки [Текст] / Л.Г.Арчажников.—М.: Просвещение, 1998.

  2. Владимиров, В. Музыкальная литература [Текст] / Владимир Владимиров, Алексей Лагутин.—5-е изд., знач. доп.—М.: Музыка, 1998.

  3. Красинская, Л. Элементарная теория музыки [Текст] / Людмила Красинская, Владимир Уткин.—4-е изд., знач. доп.—М.:, 1991.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!