МКОУ «СОШ села имени Коста Хетагурова»
Открытый урок в 5 классе
Тема: Музыка в театре, в кино, на телевидении.
Цели урока:
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Г. Гладков. Музыка к м/ф «Бременские музыканты» (слушание)
Музыка к к\ф «Буратино» (слушание и пение)
Музыка к к/ф «Красная шапочка» (слушание и пение)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учителя Проверка готовности к уроку.
Знакомство учащихся с планом урока и постановка цели урока.
2. Сообщение темы урока.
Тема урока: Музыка в театре, в кино, на телевидении.
3. Работа по теме урока.
Сегодня мы с вами обратимся к музыке, которая звучит в театре, кино и на телевидении. Запишите тему урока в тетрадь.
Часто музыка сопровождает различные постановки в театре, используется в кино и различных передачах на телевидении.
- Для чего нужна музыка в кино, театре, на телевидении? Каково ее значение?
(Ответы детей)…
Музыка в этих случаях усиливает впечатления от действия, происходящего на сцене или экране. Она глубже вовлекает зрителя в происходящие события, помогает ярче и красочнее передать образ и переживания.
- Вы представляете фильм без музыки?
(Ответы детей)…
История киномузыки началась, как это ни странно, еще до изобретения звукового кино. Немые фильмы обычно сопровождались музыкой, чаще всего в исполнении пианиста-импровизатора. И хотя в большинстве случаев музыкальная иллюстрация киносеансов не отличалась высоким художественным качеством, она была необходима, и это ясно чувствовали и зрители, и администраторы первых кинотеатров.
Почему же из всех искусств, воспринимаемых зрением, именно кино сразу же потребовало участие музыки?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, представим себя в положении первых кинозрителей. Перед их глазами совершалось чудо: на экране оживало фотографическое изображение, двигались, спешили, разговаривали люди, но все это происходило в полнейшем безмолвии. Этот удивительно реальный, достоверный, но немой мир казался зрителям странным и даже немного страшным. Поэтому музыка и оказалась необходимой в кино. Ее требовало, прежде всего, движение киноизображения, неразрывно связанное в нашем восприятии со звуком. А звук, мы с вами знаем, является первоисточником музыки. В какой-то мере, музыка заменяла и отсутствовавший в немых фильмах диалог.
Давайте запишем в тетрадь, что музыка в кино - это важное средство создания экранного образа. Все вы, наверное, знаете ряд музыкальных фильмов или мультфильмов для детей, в которых музыка и песни являются вместе с персонажами главными действующими лицами.
Викторина.
И, конечно же, мы не можем обойти вниманием, такой жанр киноискусства, как мультипликация. Во времена Советского Союза было много замечательной музыки из мультфильмов, созданной профессионалами, с любовью и душой. Очень часто песни и мелодии доходили до слушателя и приобретали популярность через звуковую дорожку известных мультфильмов. И услышав музыку, мы даже не догадываемся, кто является автором произведения.
И сейчас я проверю, на сколько хорошо вы знаете мультфильмы
1. Г. Гладков. Музыка к м/ф «Бременские музыканты»
1) Песенка друзей
2) Песенка разбойников
3) Песенка короля и принцессы
2. М. Дунаевский Музыка к м/ф «Летучий корабль»
1) Песенка Водяного
2) Песенка Мечта
- Молодцы! С мультфильмами справились.
А теперь скажите мне, пожалуйста, вы слышали когда-нибудь слово «саундтрек»?
(Ответы детей)…
- Посмотрите на доску и запишите это определение себе в тетрадь.
Саундтрек (англ. soundtrack- звуковая дорожка)- это музыкальное оформление фильма, передачи или сериала. Изначально саундтреком называлась «оригинальная музыка из фильма».
А теперь давайте посмотрим как хорошо вы знаете песни из кинофильмов.
Песня БУРАТИНО из музыки к спектаклю «Буратино»
Песенка Красной шапочки из к/ф «Красная шапочка»
«Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника»
«Прекрасное далеко» из к/ф «Гостья из будущего»
- Давайте все вместе вспомним эту замечательную песню.
5. Итог урока.
Музыка не только характеризует героев фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает красотой, звуковой многозвучностью. Такая же роль музыки и в театре. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.
И сегодняшнее наше путешествие – только начало к постижению великих тайн и разнообразия музыки.
6. Домашнее задание.
Найти к следующему уроку саундтреки или киномузыку (из фильмов, мультфильмов, телепередач).
На этом наш урок окончен. Можете поднести свои дневники для оценок. До свидания.