Урок 14 «Музыка в театре, в кино, на телевидении»
Цели | Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в кино, на телевидении. |
Тип урока | урок «открытия» нового знания |
Задачи | Образовательная: -познакомиться с темой взаимодействия музыки и литературы , с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них. Развивающая: -развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся, эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений. - развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их. Воспитательная:- воспитывать художественно-образное мышление учащихся. |
Планируемые результаты(предметные) Личностные результаты | ученики научатся разбираться в понятиях «литературный сценарий», «музыкальный фильм», «тапер»; понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: кино, телевидении; сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам. Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на данном уроке и во внеурочной деятельности. |
Метапредметные УУД | Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; Ученики получат возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы. Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками. Обучающиеся получат возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока. Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе. Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. |
Предметные | Личностные : исполнять песни из кино и мультфильмов, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в творческой тетради. Регулятивные : узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия. Познавательные : выполнение группового исследовательского проекта. Коммуникативные : участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений. «Мультфильм с приключениями». |
Основное содержание темы, понятия и термины | Литературный сценарий. Музыкальный фильм. Фоновая музыка. Либретто, киномузыка, тапер, вид искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства. |
Образовательные ресурсы | Синтезатор, мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный инструмент. Наглядный материал: |
Музыкальный материал | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма методы контр. | Ресурсы урока |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Мотивирования к учебной деятельности (Организационный момент) | Вступительное слово учителя Приветствие учителя. Настраивание учащихся на деятельность. Добрый день, присаживайтесь. - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о связи музыки с другими видами искусства.
| Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. | личностные: - осознание ответственности за общее дело; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - умение слышать себя и других в общем хоре | Фронтальная | С.64 |
2. Проверка домашнего задания. | На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам тестовые задания. | Работают по вариантам. | | | С.53-63 |
3. Постановка учебной задачи | А сейчас я вам загадаю загадки. 1. Он работает играя. (Есть профессия такая!) Он на сцене с давних пор. Та профессия - 2. Он спектаклем заправляет, Наизусть все сцены знает, Учит он как роль играть. Как профессию назвать?
3. «Меню» в театре составляют На весь сезон из разных пьес. И только то в него включают, Что вызывает интерес. 4. Пачку, пуанты надела Марина, На сцену впорхнула, она - 5. Со звонком он в зал придет, Место нужное займет. Посмотрев спектакль хороший Будет хлопать он в ладоши. 6. Есть у каждого в квартире Он расскажет: что же в мире Происходит каждый день. Говорить ему не лень. Папа смотрит там футбол И кричит все время – «Гол!», Мама любит сериалы, Что идут на всех каналах, Ну, а я, - «Спокойной ночи» И мультфильмы очень, очень!
Вы отгадали все загадки и думаю, что уже догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь. Сформулировать тему исходя, что вы на уроке музыки. Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов. | (актер). ( режиссер) ( репертуар) ( балерина) ( зритель) ( телевизор)
Музыка в театре, кино, на телевидении.
| регулятивные: - умение ставить цель, формулировать проблему; познавательные: - умение структурировать знания; - сравнивать образцы; - находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов. Предметные УУД: - правильно владеть художественными, музыкальными терминами. | Фронтальная Устный опрос | |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. | Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. У: Знакома ли вам эта музыка? Это просто песня или часть из большого произведения? О чем рассказывается в этом произведении? ( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.) У: О чем поет Сольвейг? ( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет, Завянут все цветы, снегом их занесет. Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит, Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.) - В каком характере прозвучала музыка? - Какой образ нам нарисовала музыка? - Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена. -Скажите, а какое значение имеет текст для музыкального произведения? - Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету? | Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный. Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного. - В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев. - Либретто. | | Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, слушание. | С.64 |
Рефлексия учебной деятельности.(физкультминутка) | | | | | |
Закрепление темы урока Эмоционально – художественное восприятие музыки | | | | Устный опрос. | |
Выводы | | | | | |
Домашнее задание | | Записывают д/з в дневники | | | |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | | Выбирают один цветок, того цвета, какое у них настроение после урока. | | | |
Список литературы.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5-6 классы. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2005.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2007.
Розанова Ю.А., Разумова С.М. Балетные либретто. Краткое изложение содержания балетов. М.: Музыка, 2002.
Э. Филькенштейн. Музыка от А до Я. С- Петербург: Композитор Санкт- Петербург, 2008.
Келдыш Ю.В. М. Музыкальная энциклопедия, том 6. М.: Советская энциклопедия, 1982.
Открытый урок музыки в 5 классе
Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
1. Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.
2. Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.
3. Развивать музыкальный слух и вокальные данные.
Технические средства: DVD, музыкальный центр, компьютер.
Видеоряд:
1. Портрет композитора Д. Шостаковича.
2. Портрет графа Каменского.
3. Портрет Щепкина.
4. Портрет Стрепетовой.
Музыкальные произведения:
1. Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
2. Балет Чайковского «Лебединое озеро»
3. А. Рыбников «Песенка Папы Карло»
4. Е. Крылатов «Крылатые качели».
Литературные произведения:
1. Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».
2. А. Толстой «Золотой ключик»
Видеофрагменты:
1. Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский.
2. Кинофильм «Приключения Буратино»
Ход урока:
1. Организационный момент.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в культпоход в театр и в кино. Но чтобы нам войти в зал, давайте приобретем билеты.
(Раздает билеты). Билеты мы приобрели, но чтобы занять места в зале мы должны отгадать загадки, которые у вас на обратной стороне билетов.
1. Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер).
2. Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? ( режиссер)
3. «Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то в него включают,
Что вызывает интерес. ( репертуар)
4. Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - ( балерина)
5. Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши. ( зритель)
6. Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! ( телевизор)
У: Мы отгадали все загадки и думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь о театре, кино и телевидении. А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства.
Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.
1 этап урока.
Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.
У: Знакома ли вам эта музыка?
Это просто песня или часть из большого произведения?
О чем рассказывается в этом произведении?
( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)
У: О чем поет Сольвейг?
( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,
Завянут все цветы, снегом их занесет.
Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)
У: В каком характере прозвучала музыка?
Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.
У: Какой образ нам нарисовала музыка?
Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.
У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.
Скажите, а какое значение имеет текст для музыкального произведения?
Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.
У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?
Д: Либретто.
У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста на рисунки, расположенные по периметру класса и назовите произведения и композиторов, которые их написали.
Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков.
Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.
Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.
Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
У: Молодцы, справились с заданием.
2 этап урока.
А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.
Фрагмент из балета «Лебединое озеро».
У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?
Какую музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?
Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
У: Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас в г. Орле?
Впервые в г. Орле театр появился в 1815 году. В этом театре играли крепостные актеры – крестьяне. А руководил им потомок знатного дворянского рода - граф Сергей Михайлович Каменский. В своем театре он имел два хора, оркестр, театральную школу, живописцев, декораторов, костюмеров, парикмахеров. Первоначально все спектакли ставились в доме графа, т.к. не было здания. Это были трагедии, комедии, оперы, балеты по пьесам наших Орловских писателей. Затем театральное искусство в Орле развивалось. На сцене Орловских театров выступали знаменитые актеры Петербурга, Москвы – Щепкин, Стрепетова и многие другие.
В настоящее время у нас несколько театров: им. И.С. Тургенева, «Свободное пространство», Кукольный театр.
У: А вы знаете как нужно вести себя в театре?
Знакомит с правилами поведения в театре. Раздает памятки.
Музыкальная физкульминутка: «Если нравится тебе?»
3 этап урока.
У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д.
У: Ну и конечно кинофильмы. А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У: Одной из таких песен стали «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения электроника», музыку которой написал советский композитор Е. Крылатов. Давайте мы ее разучим.
4 этап урока.
Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни «Крылатые качели».
5 этап урока.
Звенит звонок.
У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»
Анализ:
У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?
Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.
У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?
Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».
У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.
У: Каков характер музыки?
Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.
У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
А сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!»
1. «Песенка Снегурочки» из м-ма «Ну, погоди!»
2. «Дед мороз и лето»
3. «Колыбельная медведицы» из м-ма «Умка»
4. «Неприятность эту мы переживем» из м-ма «Кот Леопольд»
5. «Волк и семеро козлят на новый лад» песня из мюзикла.
С жанром мюзикла мы будем знакомиться на следующем уроке.
6 этап урока.
Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.
У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?
Д: Программа «Время» «Новости».
У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.
Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения Евгения Хомутовская. Я познакомлю вас с последними новостями.
Учащиеся 5 класса Путимецкой средней школы провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:
1. Любите ли вы слушать музыку?
2. Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?
3. Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?
4. Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?
5. Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?
Подводя итоги, ребята сделали вывод, что
Благодарю за внимание!
7 этап урока.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.
( на доску вывешиваются основные роли музыки)
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
Д/З: