СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музыка в театре, в кино, на телевидении»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в кино, на телевидении.

урок «открытия» нового знания

Просмотр содержимого документа
««Музыка в театре, в кино, на телевидении»»

Урок 14 «Музыка в театре, в кино, на телевидении»


Цели

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в кино, на телевидении.

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Задачи

Образовательная: -познакомиться с темой взаимодействия музыки и литературы , с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них.

Развивающая: -развивать внимание, мышление,   певческие   способности учащихся, эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.

- развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их.

Воспитательная:- воспитывать художественно-образное мышление учащихся.

Планируемые результаты(предметные)

Личностные результаты

ученики научатся разбираться в понятиях «литературный сценарий», «музыкальный фильм», «тапер»;   понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: кино, телевидении;   сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и  исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам.

Ученики  получат возможность научиться  устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на данном уроке и во внеурочной деятельности.


Метапредметные УУД

Личностные:  ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

Ученики  получат возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

 Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Ученики получат возможность  научиться  владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.

Регулятивные:  учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл;  исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками.

 Обучающиеся получат возможность  научиться определять и формулировать  тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока.

Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе.

 Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.                     

Предметные

Личностные : исполнять песни из кино и мультфильмов,

определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в творческой тетради.

Регулятивные : узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.

Познавательные : выполнение группового исследовательского проекта.

Коммуникативные : участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений.

«Мультфильм с приключениями».

Основное содержание темы, понятия и термины

Литературный сценарий. Музыкальный фильм. Фоновая музыка. Либретто,  киномузыка, тапер,  вид искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.

Образовательные ресурсы

Синтезатор, мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный инструмент.

Наглядный материал:

  • Мультимедийная презентация;

Музыкальный материал

  • Видеофрагменты;



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма методы контр.

Ресурсы урока

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

1.Мотивирования к учебной деятельности

(Организационный момент)

Вступительное слово учителя

Приветствие учителя.

Настраивание учащихся на деятельность.

 Добрый день, присаживайтесь.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о связи музыки с другими видами искусства.




Приветствуют учителя.

Организуют рабочее место.


личностные:

- осознание ответственности за общее дело;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- умение слышать себя и других в общем хоре

Фронтальная

С.64

2. Проверка домашнего задания.



На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам тестовые задания.


Работают по вариантам.









С.53-63

3. Постановка учебной задачи

А сейчас я вам загадаю загадки.

1.​ Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия -

2.​ Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать?



3.​ «Меню» в театре составляют

На весь сезон из разных пьес.

И только то в него включают,

Что вызывает интерес.

4.​ Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она -

5.​ Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши.

6.​ Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, - «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень!



Вы отгадали все загадки и думаю,

что уже догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь.

Сформулировать тему исходя, что вы на уроке музыки.

Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.





(актер).



( режиссер)





( репертуар)


( балерина)




( зритель)









( телевизор)









Музыка в театре, кино, на телевидении.






регулятивные:

- умение ставить цель, формулировать проблему;

познавательные:

- умение структурировать знания;

- сравнивать образцы;

- находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов.

Предметные УУД:

- правильно владеть художественными, музыкальными терминами.


Фронтальная

Устный опрос


3. Усвоение новых знаний и способов действий.


Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

У: Знакома ли вам эта музыка?

Это просто песня или часть из большого произведения?

О чем рассказывается в этом произведении?

( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)

У: О чем поет Сольвейг?

( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)

- В каком характере прозвучала музыка?


- Какой образ нам нарисовала музыка?






- Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.

-Скажите, а какое значение имеет текст для музыкального произведения?



- Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?






















Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.

Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.

- В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.





- Либретто.


Фронтальная, индивидуальная.

Устный опрос, слушание.

С.64

































































































Рефлексия учебной деятельности.(физкультминутка)






Закрепление темы урока

Эмоционально – художественное восприятие музыки





Устный опрос.


Выводы








Домашнее задание


Записывают д/з в дневники




Рефлексия. Подведение итогов урока.


Выбирают один цветок, того цвета, какое у них настроение после урока.


















Список литературы.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5-6 классы. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2005.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2007.

Розанова Ю.А., Разумова С.М. Балетные либретто. Краткое изложение содержания балетов. М.: Музыка, 2002.

Э. Филькенштейн. Музыка от А до Я. С- Петербург: Композитор Санкт- Петербург, 2008.

Келдыш Ю.В. М. Музыкальная энциклопедия, том 6. М.: Советская энциклопедия, 1982.







Открытый урок музыки в 5 классе

Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.

Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

Задачи:

1.​ Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.

2.​ Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.

3.​ Развивать музыкальный слух и вокальные данные.

Технические средства: DVD, музыкальный центр, компьютер.

Видеоряд:

1.​ Портрет композитора Д. Шостаковича.

2.​ Портрет графа Каменского.

3.​ Портрет Щепкина.

4.​ Портрет Стрепетовой.

Музыкальные произведения:

1.​ Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».

2.​ Балет Чайковского «Лебединое озеро»

3.​ А. Рыбников «Песенка Папы Карло»

4.​ Е. Крылатов «Крылатые качели».

Литературные произведения:

1.​ Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».

2.​ А. Толстой «Золотой ключик»

Видеофрагменты:

1.​ Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский.

2.​ Кинофильм «Приключения Буратино»

Ход урока:

1.​ Организационный момент.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в культпоход в театр и в кино. Но чтобы нам войти в зал, давайте приобретем билеты.

(Раздает билеты). Билеты мы приобрели, но чтобы занять места в зале мы должны отгадать загадки, которые у вас на обратной стороне билетов.

1.​ Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия - (актер).

2.​ Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? ( режиссер)

3.​ «Меню» в театре составляют

На весь сезон из разных пьес.

И только то в него включают,

Что вызывает интерес. ( репертуар)

4.​ Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она - ( балерина)

5.​ Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши. ( зритель)

6.​ Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, - «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень! ( телевизор)

У: Мы отгадали все загадки и думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь о театре, кино и телевидении. А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства.

Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.

1 этап урока.

Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

У: Знакома ли вам эта музыка?

Это просто песня или часть из большого произведения?

О чем рассказывается в этом произведении?

( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)

У: О чем поет Сольвейг?

( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)

У: В каком характере прозвучала музыка?

Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.

У: Какой образ нам нарисовала музыка?

Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.

У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.

Скажите, а какое значение имеет текст для музыкального произведения?

Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.

У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?

Д: Либретто.

У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста на рисунки, расположенные по периметру класса и назовите произведения и композиторов, которые их написали.

Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков.

Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.

Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.

Балет «Золушка» - С. Прокофьев.

У: Молодцы, справились с заданием.

2 этап урока.

А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.

Фрагмент из балета «Лебединое озеро».

У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?

Какую музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?

Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.

У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

У: Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас в г. Орле?

Впервые в г. Орле театр появился в 1815 году. В этом театре играли крепостные актеры – крестьяне. А руководил им потомок знатного дворянского рода - граф Сергей Михайлович Каменский. В своем театре он имел два хора, оркестр, театральную школу, живописцев, декораторов, костюмеров, парикмахеров. Первоначально все спектакли ставились в доме графа, т.к. не было здания. Это были трагедии, комедии, оперы, балеты по пьесам наших Орловских писателей. Затем театральное искусство в Орле развивалось. На сцене Орловских театров выступали знаменитые актеры Петербурга, Москвы – Щепкин, Стрепетова и многие другие.

В настоящее время у нас несколько театров: им. И.С. Тургенева, «Свободное пространство», Кукольный театр.

У: А вы знаете как нужно вести себя в театре?

Знакомит с правилами поведения в театре. Раздает памятки.

Музыкальная физкульминутка: «Если нравится тебе?»

3 этап урока.

У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д.

У: Ну и конечно кинофильмы. А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма

необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.

Запишем в тетрадяхсценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.

Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.

У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем либо,

настраивает зрителя на определенные моменты.

У: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.

У: Одной из таких песен стали «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения электроника», музыку которой написал советский композитор Е. Крылатов. Давайте мы ее разучим.

4 этап урока.

Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни «Крылатые качели».

5 этап урока.

Звенит звонок.

У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»

Анализ:

У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?

Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.

У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?

Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».

У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.

У: Каков характер музыки?

Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.

У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.

А сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!»

1. «Песенка Снегурочки» из м-ма «Ну, погоди!»

2. «Дед мороз и лето»

3. «Колыбельная медведицы» из м-ма «Умка»

4. «Неприятность эту мы переживем» из м-ма «Кот Леопольд»

5. «Волк и семеро козлят на новый лад» песня из мюзикла.

С жанром мюзикла мы будем знакомиться на следующем уроке.

6 этап урока.

Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.

У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.

У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?

Д: Программа «Время» «Новости».

У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.

Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения Евгения Хомутовская. Я познакомлю вас с последними новостями.

Учащиеся 5 класса Путимецкой средней школы провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:

1.​ Любите ли вы слушать музыку?

2.​ Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?

3.​ Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?

4.​ Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?

5.​ Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?

Подводя итоги, ребята сделали вывод, что

Благодарю за внимание!

7 этап урока.

У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:

служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.

( на доску вывешиваются основные роли музыки)

Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.

Д/З: