УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 1 «РОСИНКА»
____________________________________________________________________________________
143989, РФ, Московская обл., г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 22, стр. 1;
тел. 8 (495) 522-93-09; e-mail: [email protected]
«Музыка Зимы»
старший дошкольный возраст (6 – 7 лет)
Выполнила: Пальчикова Л.Ю.,
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад № 1
Г.о. Балашиха, 2017 г.
Тема: «Музыка Зимы»
Тип занятия – ознакомительное занятие
Участники: дети старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Продолжительность занятия – 30 минут
Цель: Ознакомление детей с музыкой Чайковского, умение наблюдать и анализировать явления действительности, общее развитие социокультурного уровня,
Задачи:
Образовательная – Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского, через синтез искусств (музыка, живопись). Побуждать детей в пении выражать чувства, вызванные музыкой.
Развивающая – Развивать музыкальные и творческие способности детей, умение использовать знакомые движения в импровизированном танце
Воспитательная – Воспитывать у детей положительное отношение к природе посредством различных видов искусства.
Компетенции: общекультурная, коммуникативная, когнитивная, специальная (развитие музыкальных данных)
Метапредметные связи: умение наблюдать и анализировать
Межпредметные связи: музыка и изобразительное искусство
Учебно-методический комплекс: методическая литература (Т.Б. Корябина «Музыкальный руководитель» № 7, 2010 г.; Л.Ю. Миронова «Созвучие» № 4, 2007 г.; Т.Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения К.Орфа»), цифровые образовательные ресурсы (интерактивная викторина, презентация, музыка с цифровых носителей); музыка, исполняемая на музыкальном инструменте.
Оборудование: мультимедийный комплекс, пианино, ленты, снежинки. Музыкальный материал:
Игра-приветствие «Здравствуй, дружочек»;
Упражнение «Мы пойдём сначала вправо…»;
П.И. Чайковский «Зимнее утро»;
Распевка «Наступили холода» М. Картушина;
«Танец Зимы» муз. Г. Гладкова, сл. И. Шаферан;
Песня «Музыка зимы» муз. и сл. З. Роот.
Ход занятия
Вводная часть.
Дети входят в музыкальный зал под музыку «Вальс снежинок» муз. В. Шаинского. Идут друг за другом, шаг медленный с носочка.
М.р. – Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие я хочу начать с загадки.
Много снега на дворе, все деревья в серебре.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Д. – Зимой.
М.р. – Ребята, давайте этим зимним утром поприветствуем друг друга по музыкальному.
Игра «Здравствуй, дружочек!»
Здравствуй, дружочек, мой милый друг.
Встанем скорее, встанем в круг.
Все мы танцуем и поём.
Весело, дружно все живём.
Музыкально-ритмические движения.
М.р. – Ребята, сейчас я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес.
Упражнение «Мы пойдём сначала вправо…»
Мы пойдём сначала вправо, раз-два-три. боковой приставной шаг вправо
А потом пойдём налево, раз-два-три. боковой приставной шаг влево
А потом мы все сойдёмся, раз-два-три. в центр круга
А потом мы разойдёмся, раз-два-три. из центра круга
А потом мы все присядем, раз-два-три. «пружинка»
А потом мы все привстанем, раз-два-три. кружение на носочках
А потом мы потанцуем, раз-два-три. поскоки на месте
И ещё раз потанцуем, раз-два-три. ножка на пяточку
Беседа. Слушание музыки.
М.р. – Ребята, пока мы на прогулке в зимнем лесу были, в музыкальный зал заходила сама Царица-Зима. (Слайд № 1) Она оставила нам послания. Давайте обратим внимание на портрет замечательного русского композитора П.И. Чайковского. (Слайд № 2) Царица-Зима предлагает нам послушать музыкальное произведение «Зимнее утро». Пожалуйста, закройте глаза и послушайте внимательно пьесу. Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря этой музыке?
Звучит пьеса «Зимнее утро» П.И. Чайковского.
М.р. – Скажите, какая это музыка по характеру? Какое настроение она создаёт? Что вы представили, слушая музыку?
Д. – Музыка хмурая, вьюжная, тревожная, метельная.
М.р.- Какая возникла картина?
Д. – Возникает картина ненастного зимнего утра – тёмного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.
М.р. – Верно. Когда мы слушаем пьесу, возникает картина ненастного зимнего утра: тёмного, метельного, холодного, неприветливого. В каком темпе исполняется это произведение и почему?
Темп – то быстрый, то медленный, встревоженный.
Для чего? – чтобы изобразить вьюгу.
Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась. Царица-Зима предлагает нам рассмотреть картины зимней природы и выбрать ту картину, которая подходит к нашему произведению «Зимнее утро». (Слайд № 3) Ответы детей.
М.р. – Вот и к нам пришла зима.
На деревьях – бахрома,
Из окна не виден двор –
Всё стекло покрыл узор.
Зима… какая она?
Д. - Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
М.р. – Она разная. Какие звуки можно услышать зимой?
Д. - Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
М.р. - Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые
любимые праздники, самые веселые забавы. Посмотрите, пожалуйста, Царица-Зима приготовила нам множество игр и забав, но решила нас запутать. Какие игры не подходят к зимнему времени года? (Слайд № 4)
Ответы детей.
Распевание
Ребята, пока мы о зиме говорили, что-то небо потемнело, набежали тучки, солнышко спряталось, и пошёл снег. Подставляйте свои ладошки, будем ловить маленькие снежинки.
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка! Подожди немножко.
Распевка «Наступили холода» (музыкальное эхо)
Да-да-да,
Наступили холода.
Ду-ду-ду,
Поскользнулся я на льду!
Ды-ды-ды,
На снегу есть следы.
Ди-ди-ди,
Ну, зайчишка, погоди!
Пение
М.р. – Ребята, хотите спеть Зимушке-зиме песню? (Ответы детей.)
Песня «Музыка зимы» муз. и сл. З. Роот
Пальчиковая гимнастика
М.р. – Ребята, посмотрите – сколько много здесь снега. Отгадайте загадку:
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает.
(Ответ: Снеговик) (Слайд № 5)
Сейчас мы с вами будем лепить снеговика.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в снежный ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
Танцы
М.р. – но чтобы наш снеговик не растаял, нужно поддержать атмосферу зимы в нашем музыкальном зале. Давайте станцуем танец зимы.
«Танец Зимы»
Итог занятия
М.р. - Мы сегодня с вами говорили о зиме, пели песню о зиме, слушали музыку великого русского композитора П.И. Чайковского. Как она называется? («Зимнее утро») Что понравилось вам на занятии? (Ответы детей).
Вот какая - красавица русская зима! Чтобы подольше её образ оставался в вашей памяти, постарайтесь дома нарисовать её яркую, нарядную, сверкающую или суровую. А можно нарисовать весёлую картинку зимних забав: игры со снегом, катание на санках, лыжах, коньках.