«Музыкальная игра в формировании эмоционального развития»
Подготовил:
музыкальный руководитель
МБДОУ Д/с «Колосок» с. Ивановка
Казбан Виктория Викторовна
Только эмоции открывают в искусстве
действительный доступ к идее и образу.
Л. С. Выготский
Слайд 1
Игра — это основная деятельность детей дошкольного возраста. Дети познают эстетику звуков в игровой форме. В педагогике такую деятельность стали называть музыкальными играми.
Слайд 2
Музыкальная игра, по утверждению известного педагога А.В. Кенеман, это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазии ребёнка, эстетических и нравственных чувств.
Слайд 3
Основная задача музыкальной игры формировать у детей восприятие музыкальных образов и способность выражения их в движении в соответствии с музыкой.
Слайд 4
Долгие годы игра рассматривалась, как дидактическое средство и метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания детей стремится к использованию музыкальных игр, которые бы предусматривали развитие музыкальных и творческих способностей ребёнка, формировали художественные вкусы, эстетические эмоции и чувства.
Слайд 5
Маленький ребенок не умеет управлять своими эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.
Слайд 6
С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Слайд 7
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.
Слайд 8
Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Слайд 9
Российский психолог Л.С.Выготский (1896-1934), автор социокультурной теории сознания по психологии - "Эмоции и их развитие в детском возрасте" предложил оригинальное понимание структуры сознания ребенка как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве. По мнению Выготского, происходит "синтез интеллектуального и эмоционального процесса".
Слайд 10
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка, и в каждой деятельности мы используем музыкальные игры, направленные на формирование эмоционального развития.
Слайд 13
Огромную роль в развитии эмоций ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Слайд 14
Бехтерев В.М., крупнейший физиолог, сделал вывод, что ребенок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи.
Слайд 15
Но М.Л.Лазарев, российский врач-педиатр и музыкант, доказал, что ребенок реагирует на звуки еще находясь в утробе матери.
Слайд 16
Им разработана программа «Сонатал» - это система развития ребенка до и после рождения.
Слайд 17,17а
Эта система развивает музыкальные и творческие способности детей и способствует более быстрой адаптации к новой среде.
Слайд 18
Наблюдения за детьми дошкольного возраста показывают, что умение правильно выражать свои эмоции способны не все дети дошкольного возраста. В этом возрасте у них только начинают формироваться и совершенствоваться память, мышление, внимание.
Слайд 19
Маловыраженная эмоциональность, зажатость, страх перед публикой являются существенным барьером в дальнейшей успешной социализации.
Слайд 20
Поэтому возникает необходимость проведения специальной коррекционно-развивающей работы с целью формирования у детей положительных эмоций к предлагаемой деятельности, вовлечение их в активный творческий процесс посредством игры.
Слайд 21
Формы и виды музыкальных игр могут быть разными:
Самое главное, чтобы дети проявляли в них свое творчество, комбинируя уже известные им несложные движения.
Итак, мы с вами выяснили, что самое приоритетная форма деятельности детей в развитии эмоций – это музыкальная игра.
Слайд 22
Начиная работу по развитию эмоциональной сферы средствами музыкальных игр и упражнений главное придерживаться принципа «от простого к сложному».
Знакомить ребенка с эмоциями я начинаю с самых ранних групп, это группы раннего развития и младшие группы. Изучаем первые эмоции – нам «весело» или нам «грустно», подбираю определенную характерную музыку для игр.
Слайд 23
Мы начинаем изучать с ребенком психогимнастику, основная цель, которой, овладение навыками управления своей эмоциональной сферой, научить понимать и осознавать свои и чужие эмоции.
Слайд 24
В своей работе использую музыкальную игру «Изобрази» по карточкам. Учу передавать в различных действиях эмоции, настроения, чувства, несложный игровой сюжет. Ребенок должен почувствовать себя одновременно и исполнителем, и создателем этой игры.
Слайд 25
При этом главным должен являться сам ребенок, его тело, голос, воспроизводящий самые разнообразные звуки, выразительные жесты, движения, работаем с детьми над мимикой и пантомимикой.
Слайд 26
Для более успешного эмоционального развития применяю еще и музыкальные сюжетно-ролевые игры.
Слайд 27
Изображаем вместе с детьми трех медведей (сердитый – папа, взволнованная – мама и удивленный – сынок). Инсценируем сказку по ролям. Используем психогимнастику и определенную характерную музыку, а также музыкальные аудио сказки.
Слайд 28
Изображаем птиц и животных в действии, придумываем рассказ и инсценируем. (Например, что делает Ежик, куда идет, что несет? Он радуется или грустит? Изобрази под музыку).
Слайд 29
Такие музыкальные игры с детьми приводят к созданию танцевальных композиций под детские песенки, которые уже можно показывать на детских утренниках, как успешный результат работы с детьми. Детям такой вид игры очень понятен, быстро запоминается и они с большим увлечением выступают, как маленькие артисты на сцене.
Слайд 30
Далее усложняю задачи на развитие эмоций у ребенка.
Слайд 31
Увеличиваем количество персонажей, ролей, приобщаем все большее количество детей в одном действии, учу детей самостоятельно проигрывать эмоциональный образ.
Слайд 32
Слушаем музыкальные аудио сказки и инсценируем по ролям. Приобретаем первые театральные навыки.
Слайд 33
В средних и старших группах использую более сложные сказки: «Доктор Айболит», «Семь гномов» и другие.
Слайд 34
Проявляю инициативу и собственную эмоциональность, как бы «заражая», включая детей в творческий игровой процесс, непринужденно и легко, стимулируя детей к подражанию и проявлению собственных положительных эмоций, тем самым происходит творческое взаимодействие педагога с детьми.
Слайд 35
Для эмоционального развития детей часто применяю музыкальные игры на музыкальных инструментах.
Слайд 36
«Два петуха» С.Разоренов. Еще один пример для работы над эмоциям. Использую иллюстрации к музыке без слов, тем самым подсказывая детям сюжет самой музыки. Первая иллюстрация соответствует первой части музыки – это перекличка петухов,
Слайд 37
а вторая – петушиный бой.
Слайд 38
Дети на музыкальных инструментах изображают звуками крики петухов и бой.
Слайд 39
Такая музыкальная игра очень увлекает детей. Дети учатся не только эмоционально исполнять, но и сочинять свою музыку, придумывая образ или сюжет.
Слайд 40
Это приносит детям очень большое удовольствие, тем самым развивая их эмоциональную сферу.
Слайд 41
Дальнейшая работа над эмоциями усложняется путем расширения диапазона видов эмоций.
Слайд 42,43,44
Если мы начинали с «радостно и грустно», то теперь мы уже знакомим детей с такими эмоциями как: удивление, злость, волнение, страх, обида, испуг.
Слайд 45,46,47
Но чтобы не потерять интерес к таким музыкальным играм, необходимо использовать разные карточки «Эмоции».
Слайд 48
Наиболее сложные музыкальные игры, это игры, синтезирующие разные виды музыкальной деятельности.
Слайд 49
Предлагаю вашему вниманию такие музыкальные игры «Отгадай настроение» и «Королевство эмоций». Под определенную характерную музыку ребенок выбирает «настроение-маску», рассказывает о настроении, цвете, состоянием, образом, используя мимику, пантомимику и интонацию голоса,
Слайд 50
сочиняет рассказ или песенку, исполняет ее на музыкальных инструментах или инсценирует.
Слайд 51
Дети очень любят выдумывать. Для того, чтобы они могли выразить и проявить себя,
Слайд 52
им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей.
Слайд 53
Детям очень нравится придумывать танцевальные движения, импровизировать, они учатся самовыражению в определенном образе-настроении.
Слайд 54
Задача такой игры – направить фантазию и порыв ребенка, а не навязать ему свои собственные.
Слайд 55
Дети приобщаются к прекрасному, к ощущению гармонии, что обогащает их духовный мир.
Слайд 56
Одним из самым сильным толчком в развитии эмоций является пение и связанные с ним музыкальные игры.
Слайд 57
Огромное разнообразие эмоций испытывают и проявляют дети при исполнении разнохарактерных вокальных произведений.
Слайд 58
Чтобы научить детей исполнять песни более эмоционально, использую вокальные упражнения и фонопедические распевки, по методу В. Емельянова.
Слайд 59,60,61
Каждая песня сопровождается определенными движениями рук и тела.
Слайд 62
Следующий вид музыкальных игр – это музыкально-подвижные игры, которые являются ведущим видом деятельности дошкольника.
Слайд 63
Применяются практически на всех занятиях, где используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации.
Слайд 64
Здесь мы выполняем движения по тексту музыки, по характеру.
Слайд 65
Активная природа ребенка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение (танцы, игры, хороводы).
Слайд 66
Все это позволяет испытать различные эмоции.
Слайд 63
Этот вид музыкальной игры очень нравится всем детям и дает сильный толчок для развития эмоциональной и познавательной сферы дошкольника.
Слайд 64
Итак, мы с вами рассмотрели, как музыкальная игра формирует эмоциональное развитие дошкольника.
Спасибо за внимание!