СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная картина

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная картина

Цели урока: сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства через творчество композиторов и художников.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная картина»

Урок № 11 _________________

«Музыкальная картина

Цели урока: сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства через творчество композиторов и художников.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- познакомить обучающихся с творчеством Тамбовских и Мичуринских деятелей искусств; - углубить знания детей о связи искусств; - определить общность музыки и живописи в образном выражении состояния души человека;

- сопоставить произведения музыки и живописи, выявить общее и различное в этих произведениях;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- расширить и углубить представления обучающихся о многогранных связях музыки и живописи.- развивать эмоции, фантазии воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений.Коммуникативные УУД:- анализировать содержание, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы;- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- учиться критично относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;- уметь работать в команде.Регулятивные УУД:- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;- определять цель учебной деятельности;- осуществлять поэтапный контроль действий;- выдвигать версии решения проблемы;- осознавать конечный результат.


Личностные:

- расширить музыкальный и общий кругозор;- развивать речь учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми музыкальными понятиями);- формировать позитивную самооценку на основе успешной учебной деятельности; - развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы;

- развивать образное и ассоциативное мышление, фантазию, творческое воображение на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Ход урока.

1. Орг. Момент

II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)

Тему урока вы сегодня узнаете не со всем обычным способом.  Для того чтобы узнать слово вам необходимо набрать указанный номер.Перед вами часть темы, которая вам должна быть понятна – живописная музыка.А что значит живописная музыка? (примеры с прошлого урока)Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины. Итак, тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка».

IV. Изучение нового материала ( /)

 Как вы думаете, что такое музыкальная живопись?

Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями, рисующими образ. А вот какой вы определите после прослушивания небольшого текста.

«Могучее... Велико, беспредельно. Безмерно. Целое небо обнимает тебя, а ты, полно величия, дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет конца твоей мощи… Ночью смотрит на тебя полмира, далёкие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд…»

Эти строки принадлежат литовскому композитору и художнику Микалоюсу Чюрлёнису.
Размышляя о творчестве  М.Чюрлёниса мы будем использовать следующие термины: триптих, цветовая гамма, звуковая палитра, соната.

М.Чюрленис прожил короткую жизнь, 35 лет. В своем творчестве он стремился воплотить идею синтеза искусств. Живописные полотна Чюрлениса относятся к направлению Символизм. Это направление в искусстве начала 20 века, для которого характерны недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Что такое символ? 

Это знак, который содержит скрытый смысл. Примеры символов:  весы – символ правосудия, крест – символ христианства, змея и чаша – медицина. Мы сегодня встретимся с его картинам, в которых  он хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки. Многие свои картины он строил по законам музыкальной гармонии. Так он их и назвал соната, фуга… Посмотрите картины Чюрлёниса.  Что вы видите? Пред вами Триптих М.Чюрлёниса «Соната моря». Давайте попробуем раскрыть духовное содержание этих картин.

- Как понять духовное содержание (это скрытое в картине глубокое, жизненно важное) (триптих - произведение искусства, состоящее из трёх картин, объединенных общей идеей)

1. Здесь мы видим побережье с высоты птичьего полёта. Видна мелкая сеть волн, берег, дальние холмы. Плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой  на фоне. Закройте глаза – и представьте себя совсем маленьким, величиной с ваши ладошки. Посадите себя – маленького  на ладонь. А теперь поднесите себя крошку к первой картине и войдите в неё. Вдохните запах солёной воды, потрогайте волны, послушайте их лёгкий звон. Как вы себя чувствуете в этой картине? Могли бы вы зайти вглубь этой спокойной воды? Но пока остановимся и выйдем на сушу…

2. Вторая – глазами человека, который зашёл по колено в воду. Здесь тишина. Светлая печаль, воспоминания о чём то прекрасном, но ушедшем, потонувшем в глубине морских вод.  Печаль эта светится двумя огоньками. А теперь посмотрим вниз, на затонувший город. Рука с корабликом…Рука поддерживает, оберегает, вселяет доверие и покой. Осторожно выплывем, покинем картину…

3. Третья картина для самых смелых. Да, это море, но оно не плещется, а обрушивает силу волны которая может уничтожить эти четыре пляшущих кораблика. А может быть они спасутся и на новой такой же волне вновь продолжат свой веселый танец…Не входите слишком глубоко. Встаньте перед огромными волнами, послушайте штормовой гул, ощутите холодные брызги… А теперь вернитесь.

Немного отойдём назад – и ещё раз вглядимся.

- Что же хотел сказать художник в своем триптихе «Соната моря»? Каково её духовное содержание? (О жизни человека, о трудностях, с которыми сталкивается человек).

Художник поднимает важный вопрос: как спастись в этой жизни, которую символизирует море? Художник задает вопрос: а не поглотит ли меня пучина жизни? Это наглядно видно в финале картины: Инициалы Чюрлениса среди морских волн.

Вас, наверное, удивляет, почему море нарисовано жёлтым? На этот вопрос литовцы вам ответили бы так: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».(можно показать янтарь) 

Может быть, к ответу на наш вопрос приблизит музыка Чюрлениса, его симфоническая поэма «Море».  Композитор описывает море очень поэтично. 

Чюрлёнис всю жизнь любил море. С темой моря связаны не только его полотна, но и музыка.

- Сейчас мы её послушаем.  Ваша задача расположить  эти картины  по порядку так, чтобы они подходили к характеру музыки.(слушание)

- Объясните, почему вы разложили рисунки в таком порядке.(объяснение детей)

Вот один из примеров живописности симфонической поэмы «Море» и поэтичности живописных полотен «Сонаты моря».

Ребята, есть ли среди вас, мечтающих стать моряком? А вот  люди, живущие на море, всегда мечтают стать моряками. И даже девочки. Хотя говорят, что женщинам на корабле не место. О такой мечте одной из героинь рассказывается в фильме «Свистать всех наверх».

- Посмотрите фрагмент и послушайте песню «Ты слышишь, море».

- Разучивание припева, исполнение под фонограмму.

Учитель: Море может быть тихим, безмятежным, спокойным. А может грозным и бушующем. (Показ слайдов с картинами моря) 

Разные состояния моря нашли своё звуковое выражение и в музыкальных произведениях. И сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать море с помощью цветных карандашей таким, каким вы его услышите.

СЛ: Н. Римский-Корсаков «Океан море синее» вступление к опере «Садко».

V. Физминутка.

VII. Подведение итогов.

Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.Хотелось бы узнать, что сегодня на уроке вам понравилось?

А какое у вас настроение, мы сейчас проверим, если хорошее вы все хором произносите «АХ!!!». А если не очень, то «О-хо-хо!!!»

Спасибо вам ребята за урок, вы были очень активными. И за это мы вам вручим благодарности за Стремление к знаниям.


















Гимн Юнармии

слова И Резника. Музыка Э. Ханок


Полки идут стеной, красиво держат строй

И гордо шелестят знамена.

Комбат и рядовой, единою судьбой

Мы связаны с тобой, друг мой.




Служить России суждено тебе и мне,

Служить России, удивительной стране,

Где солнце новое встает на небе синем.

Плечом к плечу идут российские войска

И пусть военная дорога не легка,

Мы будем верою и правдою служить России.




В бесстрашии атак спасли мы русский флаг,

И дом родной, и наши песни.

А, коль придет беда, с собою мы тогда

Отчизну заслоним, друг мой.




Служить России суждено тебе и мне,

Служить России, удивительной стране,

Где солнце новое встает на небе синем.

Плечом к плечу идут российские войска

И пусть военная дорога не легка,

Мы будем верою и правдою служить России.




Полки идут стеной, красиво держат строй

И вместе с нами вся Россия.

И он, и ты, и я — армейская семья,

И этим мы сильны, друг мой.




Служить России суждено тебе и мне,

Служить России, удивительной стране,

Где солнце новое встает на небе синем.

Плечом к плечу идут российские войска

И пусть военная дорога не легка,

Мы будем верою и правдою служить России.