«На музыкальном языке живописать - значит звуками будить в нашем сердце
те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы»
(О.Бальзак)
Тема: «Музыкальные пейзажи»
Раздел: «Музыка в жизни человека» Музыка, 4 класс
Просматриваем информацию на слайдах, прочитываем обязательно вслух, выполняем записи в тетрадь по музыке
Помните наш секрет : когда читаем вслух, мы развиваем дикцию, интонацию речи, эмоциональную окраску и яркость речи. Если мы это развиваем, то потом уже можем свободно, точно выражать свои мысли и избавимся от слов - паразитов
Содержание урока
Сегодня мы продолжим раскрывать для себя удивительный мир музыки.
Узнаем, что такое музыкальный пейзаж. Будем воспитывать в себе патриотизм и уважение к историческому прошлому нашей Родины, любви и бережного отношения к природе
Музыка и живопись – эти два вида искусства взаимосвязаны. Они рассказывают о жизни, выражают чувства, мысли и настроения людей, дополняют друг друга, украшают нашу жизнь.
1.Подпишите в тетради число.
2.Затем заголовок ( он есть на первом слайде, можно красиво подчеркнуть или выделить цветом )
Можем ли мы увидеть музыку?
Да, мы можем представить себе ее образы по характеру мелодии, увидеть внутренним зрением в уме, вообразить.
Повторение (из 3 кл)
- Что такое интонация? (Это характер звучания музыки, еѐ настроение).
Сколько и какие интонации в музыке существует, для чего служат?
Выразительная интонация - выражает чувства, мысли, настроение героев, композитора.
Изобразительная интонация - рисует природу, движения, шумы и звуки.
Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников.
Вспомним краски музыки
Краски музыки
1.Скорость музыки –темп
2.Окраска музыки – тембр
3.Настроение музыки – лад
4.Регистр звука – высота
5.Громкость звука – динамика
6.Чередование звуков – ритм
7.Согласие - гармония
Запиши в тетрадь
Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами.
Музыкальная картина- это произведение, которое очень ярко и доступно передаѐт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей. 2
Запиши новое в тетрадь
Послушайте
Увертюру «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» П.Мусоргского.
Автор произведения по профессии – гвардейский прапорщик; мастер музыкальных портретов, главная тема творчества - история Родины, жизнь простого народа
Найдите и послушайте. Это интересно.
Чему посвящена опера « Хованщина»? Истории русского государства, правлению царя Петра Великого, жизни простого народа.
Что передает музыка вступления, о чѐм хотел рассказать композитор?
Пробуждение природы, рассвет, рождение нового дня. Композитор любуется, восхищается красотой родной природы.
Можно назвать это произведение живописным? Почему?
Музыка рисует восход солнца, наигрыши пастуха, пение птиц, крик петухов, звон колоколов, шелест листвы, широкую реку, ночь, которая не хочет отступать, борьбу дня и ночи.
Что же изобразил М.Мусоргский в увертюре оперы «Хованщина»?
Картины природы.
Картины природы в музыке
Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы, т.к. природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художники, поэты, композиторы часто воспевают красоту природы родного края и чужих стран. У любого человека любовь к искусству и любовь к природе –очень близкие и родственные чувства
Запиши новое в тетрадь
Пейзаж
В изобразительном искусстве жанр живописи, изображающей картины природы, называется «пейзаж».
В музыке тоже есть пейзажи.
Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительным и подробностями музыкального языка.
Запиши новое в тетрадь
Что ещё нарисовал композитор?
М.П.Мусоргский изобразил:
борьбу дня и ночи, рассвет в жизни всего русского государства, рождение нового дня и новой жизни для русского народа. Борьбу старого и нового мира: противостояние бояр Хованских и стрельцов реформам Петра 1 о распространении культуры, света знаний, науки и искусства.
Запиши новое в тетрадь
Вывод:
Произведения разных видов искусства перекликаются по своим темам, так как рассказывают о жизни. Появляются они независимо друг от друга и дополняют, обогащают наши представления, выражают сходные настроения и чувства, присущие всем людям и авторам.
Запиши новое в тетрадь
Итоги урока: «Музыкальные пейзажи»
Сегодня мы продолжили раскрывать для себя удивительный мир музыки.
Узнали, что такое музыкальный пейзаж. Увидели в музыке патриотизм и уважение к историческому прошлому нашей Родины, любовь и бережное отношения к природе
Рефлексия
1.Всё ли понятно на слайдах, когда читали материал? Если да, поставьте +
Спасибо вам, что нашли время познать новое и закрепить уже известное.
До новых встреч!