7 класс II четверть
Тема
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ
Цель: воспитание патриотизма, нравственности, любви к Родине на примере произведений Л. Бетховена.
Задачи:
погрузиться в художественный мир его музыки, проанализировать сочинения композитора,
услышать, как в музыке из нескольких образов рождается один – образ героя, на примере увертюры «Эгмонт»,
выявить особенности образного строя произведений Л.Бетховена.
Музыкальный материал: Л. Бетховен Симфония №5 (3 часть), Увертюра «Эгмонт»,
«Гремят барабаны (Песня Клерхен)».
Дополнительный материал: презентация к уроку; видеоматериал; Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах», портрет Л. Бетховена.
Х о д у р о к а.
I. Организационный момент.
Вход в класс под музыку «Симфонии № 5» Л.Бетховен. Приветствие. Обеспечение мотивации.
Музыка какого композитора звучала? Если назвать С. Рахманинова, поверите или нет?
Что не похоже и почему?
II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти. Повторение и обобщение изученного ранее о музыкальном образе.
Слайд №1
Вспомните, что такое музыкальный образ? Давайте уточним это понятие:
Музыкальный образ – это определённая форма отражения действительности в искусстве, для которой необходимо воображение и фантазия слушателя. В образе всегда отражается личность художника и эпохи, в которой он живет.
«Мы называем художественным образом то явление в музыке, литературе или изобразительном искусстве, которое отображает какое-то важное событие в жизни». Д.Б Кабалевский.
Слайд №2
– образ войны и мира С. Прокофьев «Ария Кутузова». (Русский полководец, мужественная личность, образ, связанный с народом, с русским человеком, любящим Родину. Сопоставить с Сусаниным – русский крестьянин, совершающий подвиг, преданный своей Родине.)
– драматический образ (фантастический) - «Лесной царь» Ф.Шуберта,
– образ страдания и одиночества – «Прелюдия № 4» А.Н.Скрябина,
– образ мужественной борьбы – «Этюд» А.Н. Скрябина,
– образ тишины и покоя, безмятежности – «Островок» С. Рахманинов.
Как вы почувствовали эти образы?
Какие средства музыкальной выразительности использовали композиторы, чтобы передать содержание?
III. Работа по теме урока.
Симфонии № 5 (3 часть) Л.Бетховена. (Слушание).
Какой композитор сочинил? Как называется произведение?
Что самое главное, характерное для этой музыки?
Какой музыкальный образ?
Слайд №3
Что такое увертюра? (Вступление к крупному музыкальному произведению, в котором звучат основные музыкальные образы этого произведения).
Слайд №4
Бетховен – основатель нового жанра, жанра симфонической увертюры. Многие увертюры он писал как вступление к спектаклям (операм). Потом эти произведения начали исполняться отдельно и приобрели самостоятельную жизнь. Бетховенские увертюры, тесно связанные с идеей сюжетной пьесы, положили начало целой эпохе симфонической музыки – программным увертюрам, поэмам, картинам и т. п., которые широко распространились в XIX веке.
Слайд №5
Слушание увертюры «Эгмонт» Беседа. Выявить знаний ребят об исторических событиях, которые легли в основу трагедии В.Гёте и музыки Л.Бетховена. Увертюра предстает перед нами как обобщенная картина борьбы фламандского народа за свою свободу. В ней нашли отражение драматические события буржуазной революции XVI века в Нидерландах и судьба одного из ее вождей – Эгмонта, погибшего на эшафоте.
Задания перед прослушиванием.
Услышать характер музыки (выяснить, как ученики самостоятельно разберутся в музыке, образах увертюры, после того как они вспомнили о музыкальных образах; выскажут свое мнение о музыке, о характере ее образов, прежде всего определив, один или несколько образов в этом сочинении?)
Услышать 3 части увертюры (бетховенская «львиная хватка», мощь, целеустремленность)
Какой был ход развития музыки?
Как менялось состояние человека?
Каким путем пришел человек к победе? (В борьбе.)
Слайд №6
Построение увертюры – медленное вступление, построенное на сочетании грозных, мощных аккордов с жалобными певучими интонациями. Сопоставить начало – характер испанского величавого, тяжеловатого танца сарабанды и победного жизнеутверждающего финала, в характере блестящего марша.
Вступление – противоречивый образ, приводящий к столкновению двух содержащихся в ней характеров и ведущий к борьбе.
Основная часть – бурная, волевая, стремительная, построенная на непрерывном движении.
После остановки почти из тишины возникающая заключительная часть – светлая и радостная.
Основная часть – «образ борьбы».
Заключительная часть – «образ победы».
Три образа – столкновение, борьба и победа – единый образ Эгмонта.
Слайд №7
Слушание. «Гремят барабаны (Песня Клерхен)» Л.Бетховен. Беседа. Связь с содержанием – волнение за любимого человека, участие в борьбе. Любимая песня Клерхен – солдатская воинственная песня. Музыка создает образ девушки, стремящейся помочь победе полков, которые повел за собой Эгмонт.
К какой сфере музыки ближе всего? (Маршевая, песенная.)
Какой музыкальный образ? (Образ девушки, которая мечтает идти, чтобы помочь победить полкам, которые повел за собой Эгмонт).
Как меняется эмоционально-смысловая выразительность мелодии в связи с изменением слов? (Слово и мелодия неразделимы. Музыкальная фразировка песни точно соответствует смыслу высказывания и выразительности речевой интонации.)
Разучивание. Вокально– хоровая работа.
Какой лад ? (Минор, но не задумчивый, нежный, а сильный, напряженный в 1 части и еще более маршевый, героический мажор во 2 части; контраст двух частей ).
В соответствии с содержанием, по нотной записи, обратить внимание какими средствами достигнуто?
Выразительность фразировки, чёткость дикции;
Паузы, чередование коротких фраз – волнение Клерхен;
Ровные 4-тактовые фразы 2-й части, как бы равномерность поступи полков;
Пунктирный ритм, ритмичный рисунок;
Переменный лад, сопровождение (1 часть – тремоло – большая тревога, взволнованность; 2 часть – подчеркивается сильная доля – сильный шаг);
Прикрытое звучание 1-й части и ясное, светлое, свободное во 2-й части.
Нужно почувствовать и передать в исполнении смену настроения (взволнованность, суровость 1-й части и еще более маршевый, героический характер,- 2-ой части.) Петь «в образе» Клерхен – это значит верить в необходимость борьбы и мечтать о том, чтобы принять в ней участие. Связь с эпохой, в которую жил и творил Л. Бетховен (французская революция, свобода, равенство, братство). Важно достичь убедительного пения.
Слайд № 8
Что общего у песни Клерхен и картиной французского художника Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» (1830) ? (Анализ)
Слайд № 9
IV. Итог урока. Что побудило поэта и композитора, живших в XVIII веке, обратиться к драматическим историческим событиям XVI века, происшедшим двумя веками раньше? (непосредственная связь той эпохи с эпохой, в которую жили художники, — эпохой французской революции, лозунгами которой были «Свобода. Равенство. Братство»).
В трагедии Гете нашли отражение драматические события в Нидерландах и судьба одного из ее вождей Эгмонта, погибшего на эшафоте. В образах увертюры Бетховен обобщенно воспроизвел основное содержание трагедии – борьбу народа за свою национальную независимость. Гибнут бойцы, как Эгмонт, но дело народа торжествует, иноземное иго свергнуто. Во вступлении – основные противоборствующие силы трагедии. Благодаря музыке события истории становятся для них живой страницей. Чтобы еще глубже проникнуться идеей борьбы за свободу, образом гордого, свободолюбивого человека, нужно привести строки трагедии В. Гете из заключительного монолога Эгмонта:
«Я выйду из темницы навстречу почетной смерти. Я умираю за свободу!
Ради нее я жил, боролся и за Нее приношу себя в жертву!
Не доблесть ведет их! За Родину сражайтесь!
Радостно отдайте жизнь за то, что нам всего дороже – за вольность, за свободу!
В чем вам пример сегодня подаю!»