СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальный образ.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мзыкальный образ борьбы и победы.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный образ.»


7 класс II четверть

Тема

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ


Цель: воспитание патриотизма, нравственности, любви к Родине на примере произведений Л. Бетховена.

Задачи:

погрузиться в художественный мир его музыки, проанализировать сочинения композитора,

услышать, как в музыке из нескольких образов рождается один – образ героя, на примере увертюры «Эгмонт»,

выявить особенности образного строя произведений Л.Бетховена.

Музыкальный материал: Л. Бетховен Симфония №5 (3 часть), Увертюра «Эгмонт»,

«Гремят барабаны (Песня Клерхен)».

Дополнительный материал: презентация к уроку; видеоматериал; Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах», портрет Л. Бетховена.

Х о д у р о к а.

I. Организационный момент. 

Вход в класс под музыку «Симфонии № 5» Л.Бетховен. Приветствие. Обеспечение мотивации.

  • Музыка какого композитора звучала? Если назвать С. Рахманинова, поверите или нет?

  • Что не похоже и почему?

II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти. Повторение и обобщение изученного ранее о музыкаль­ном образе.



Слайд №1

Вспомните, что такое музыкальный образ? Давайте уточним это понятие:

Музыкальный образ – это определённая форма отражения действительности в искусстве, для которой необходимо воображение и фантазия слушателя. В образе всегда отражается личность художника и эпохи, в которой он живет.

«Мы называем художественным образом то явление в музыке, литературе или изобразительном искусстве, которое отображает какое-то важное событие в жизни». Д.Б Кабалевский.

Слайд №2

  • С какими музыкальными образами знакомы?

– образ войны и мира С. Прокофьев «Ария Кутузова». (Русский полководец, мужествен­ная личность, образ, связанный с народом, с русским человеком, любящим Родину. Сопоставить с Сусаниным – русский крестья­нин, совершающий подвиг, преданный своей Родине.)

– драматический образ (фантастический) - «Лесной царь» Ф.Шуберта,

– образ страдания и одиночества «Прелюдия № 4» А.Н.Скрябина,

– образ мужественной борьбы «Этюд» А.Н. Скрябина,

– образ тишины и покоя, безмятежности «Островок» С. Рахманинов.

  • Как вы почувствовали эти образы?

  • Какие средства музыкальной выразительности использовали композиторы, чтобы передать содержание?

III. Работа по теме урока.

Симфонии № 5 (3 часть) Л.Бетховена. (Слушание).

  • Какой композитор сочинил? Как называется произведение?

  • Что самое главное, характерное для этой музыки?

  • Какой музыкальный образ?

Слайд №3

  • Что такое увертюра? (Вступление к крупному музыкальному произведению, в котором звучат основные музыкальные образы этого произведения).

Слайд №4

Бетховен – основатель нового жанра, жанра симфонической увертюры. Многие увертюры он писал как вступление к спектак­лям (операм). Потом эти произведения начали исполняться от­дельно и приобрели самостоятельную жизнь. Бетховенские увер­тюры, тесно связанные с идеей сюжетной пьесы, положили начало целой эпохе симфонической музыки – программным увертюрам, по­эмам, картинам и т. п., которые широко распространились в XIX веке.

Слайд №5

Слушание увертюры «Эгмонт» Беседа. Выявить знаний ребят об исторических событиях, которые легли в основу трагедии В.Гёте и музыки Л.Бетховена. Увертюра предстает перед нами как обобщенная карти­на борьбы фламандского народа за свою свободу. В ней нашли отражение драматические события буржуазной революции XVI века в Нидер­ландах и судьба одного из ее вождей – Эгмонта, погибшего на эшафоте.

Задания перед прослушиванием.

  • Услышать характер музыки (выяснить, как уче­ники самостоятельно разберутся в музыке, образах увертюры, после того как они вспомнили о музыкальных образах; выскажут свое мнение о музыке, о характере ее образов, преж­де всего определив, один или несколько образов в этом сочинении?)

  • Услышать 3 части увертюры (бетховенская «львиная хватка», мощь, целеустремленность)

  • Какой был ход развития музыки?

  • Как менялось состояние человека?

  • Каким путем пришел человек к победе? (В борьбе.)


Слайд №6

Построение увертюры – медленное вступление, построенное на сочетании грозных, мощных аккордов с жалобными певучими ин­тонациями. Сопоставить начало – характер испанского величавого, тяжеловатого танца сарабанды и по­бедного жизнеутверждающего финала, в характере блестящего марша.

Вступление – противоречивый образ, приводящий к столкно­вению двух содержащихся в ней характеров и ведущий к борьбе.

Основная часть – бурная, волевая, стремительная, построенная на непрерывном движении.

После остановки почти из тишины возникающая заключитель­ная часть – светлая и радостная.

Основная часть – «образ борьбы».

Заключительная часть – «образ победы».

Три образа – столкновение, борьба и победа – единый образ Эгмонта.



Слайд №7

Слушание. «Гремят барабаны (Песня Клерхен)» Л.Бетховен. Беседа. Связь с содержанием – волне­ние за любимого человека, участие в борьбе. Любимая песня Клерхен – солдатская воинственная песня. Музыка создает образ девушки, стремящей­ся помочь победе полков, которые повел за собой Эгмонт.

  • К какой сфере музыки ближе всего? (Маршевая, песенная.)

  • Какой музыкальный образ? (Образ де­вушки, которая мечтает идти, чтобы помочь победить полкам, ко­торые повел за собой Эгмонт).

  • Как меняется эмоционально-­смысловая выразительность мелодии в связи с изменением слов? (Слово и мелодия неразделимы. Музыкальная фразиров­ка песни точно соответствует смыслу высказывания и выразитель­ности речевой интонации.)

Разучивание. Вокально– хоровая работа.

  • Какой лад ? (Минор, но не задумчивый, нежный, а сильный, напряженный в 1 части и еще более маршевый, героический мажор во 2 части; контраст двух частей ).

В соответствии с содержанием, по нотной за­писи, обратить внимание какими средствами достигнуто?

  • Выразительность фразировки, чёткость дикции;

  • Паузы, чередование коротких фраз – волнение Клерхен;

  • Ровные 4-тактовые фразы 2-й части, как бы равномерность поступи полков;

  • Пунктирный ритм, ритмичный рисунок;

  • Переменный лад, сопровождение (1 часть – тремоло – большая тревога, взвол­нованность; 2 часть – подчеркивается сильная доля – сильный шаг);

  • Прикрытое звучание 1-й части и ясное, светлое, свободное во 2-й части.

Нужно почувствовать и передать в исполнении смену настроения (взволнованность, суровость 1-й части и еще более маршевый, героический ха­рактер,- 2-ой части.) Петь «в образе» Клерхен – это значит верить в необходимость борьбы и мечтать о том, чтобы принять в ней участие. Связь с эпохой, в которую жил и творил Л. Бетховен (француз­ская революция, свобода, равенство, братство). Важно достичь убе­дительного пения.

Слайд № 8

Что общего у песни Клерхен и картиной французского художника Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» (1830) ? (Анализ)

Слайд № 9

IV. Итог урока. Что побудило поэта и компо­зитора, живших в XVIII веке, обратиться к драматическим истори­ческим событиям XVI века, происшедшим двумя веками раньше? (непосредственная связь той эпохи с эпохой, в которую жили художники, — эпохой французской революции, ло­зунгами которой были «Свобода. Равенство. Братство»).

В трагедии Гете нашли отражение драматические со­бытия в Нидерландах и судьба одного из ее вождей Эгмонта, погибшего на эшафоте. В образах увертюры Бетховен обобщенно воспроизвел основное содержание трагедии – борьбу народа за свою национальную независимость. Гибнут бойцы, как Эгмонт, но дело народа торжествует, иноземное иго свергнуто. Во вступлении – основные противобор­ствующие силы трагедии. Благодаря музыке события истории становятся для них живой страницей. Чтобы еще глубже проникнуться идеей борьбы за свободу, образом гордого, свободолюбивого человека, нужно при­вести строки трагедии В. Гете из заключительного монолога Эгмон­та:

«Я выйду из темницы навстречу почетной смерти. Я умираю за свободу!

Ради нее я жил, боролся и за Нее приношу себя в жертву!

Не доблесть ведет их! За Родину сражайтесь!

Радостно отдайте жизнь за то, что нам всего дороже – за вольность, за свободу!

В чем вам пример сегодня подаю!»