СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыку трудно объяснить словами

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  о  творчестве  Брамса  и  о  том,  что  не  всегда  нужно  и  можно  музыку  объяснять  словами.  "Там,  где  заканчиваются  слова,  начинается  МУЗЫКА

Просмотр содержимого документа
«Музыку трудно объяснить словами»

Музыку трудно объяснить словами

Музыку трудно объяснить словами

«Если бы всё, что происходит в душе человека,  можно было бы передать словами, - музыки не было бы на свете…»  В. Серов

«Если бы всё, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, - музыки не было бы на свете…» В. Серов

Музыка во многом отличается от других искусств - её выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей.

Музыка во многом отличается от других искусств - её выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей.

В кинофильмах или театральных спектаклях бывают моменты, когда героя охватывает волна сильного чувства - будь то светлое воспоминание, или вспышка гнева, или внезапный порыв нежности. И тогда герой, умолкая, погружается в свой внутренний мир, а на первый план выступает музыка, передающая без слов глубину его переживаний. Именно в этом проникновении в душу человека особая сила и особое очарование музыки.

В кинофильмах или театральных спектаклях бывают моменты, когда героя охватывает волна сильного чувства - будь то светлое воспоминание, или вспышка гнева, или внезапный порыв нежности. И тогда герой, умолкая, погружается в свой внутренний мир, а на первый план выступает музыка, передающая без слов глубину его переживаний. Именно в этом проникновении в душу человека особая сила и особое очарование музыки.

Брамс Иоганнес   (1833-1897), немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма.

Брамс Иоганнес

  (1833-1897), немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма.

В Третьей симфонии Брамс дает новое решение жанра. Она не похожа ни на Первую, ни на Вторую, хотя воплощает основные принципы его стиля, заложенные в них, сочетая классические и романтические традиции.

В Третьей симфонии Брамс дает новое решение жанра. Она не похожа ни на Первую, ни на Вторую, хотя воплощает основные принципы его стиля, заложенные в них, сочетая классические и романтические традиции.

Оригинальна её драматургия: от патетической, тревожной, но все же достаточно светлой, мажорной первой части к драматическому, насыщенному борьбой минорному финалу. Таким образом, направленность цикла Третьей прямо противоположна Первой — от скорби к утверждению радости.

Оригинальна её драматургия: от патетической, тревожной, но все же достаточно светлой, мажорной первой части к драматическому, насыщенному борьбой минорному финалу. Таким образом, направленность цикла Третьей прямо противоположна Первой — от скорби к утверждению радости.

Обратный путь — от мажора к минору вообще чрезвычайно редок в симфониях XIX века. В средних частях используется типичное для Брамса, но не характерное для других композиторов его времени интермеццо — отсутствует оживленное скерцо. По сравнению с первыми симфониями, средние части Третьей поменялись местами в отношении эмоциональной глубины и насыщенности: анданте теперь наивно-простодушно, а аллегретто — полный затаённой скорби романс.

Обратный путь — от мажора к минору вообще чрезвычайно редок в симфониях XIX века. В средних частях используется типичное для Брамса, но не характерное для других композиторов его времени интермеццо — отсутствует оживленное скерцо. По сравнению с первыми симфониями, средние части Третьей поменялись местами в отношении эмоциональной глубины и насыщенности: анданте теперь наивно-простодушно, а аллегретто — полный затаённой скорби романс.

Здесь впервые в этой мажорной симфонии утверждается минор. Романс рожден бытовым чувствительным жанром. Но он тонко, поэтично, одухотворенно преображен композитором, который, по меткому замечанию немецкого исследователя, обладает свойством снимать характер повседневности с обыденных явлений и заглядывать в глубины души человеческой. Перебои хореических и ямбических размеров, неустойчивые гармонии лишают тему банальности, придают ей скрытую напряжённость, тревогу.

Здесь впервые в этой мажорной симфонии утверждается минор. Романс рожден бытовым чувствительным жанром. Но он тонко, поэтично, одухотворенно преображен композитором, который, по меткому замечанию немецкого исследователя, обладает свойством снимать характер повседневности с обыденных явлений и заглядывать в глубины души человеческой. Перебои хореических и ямбических размеров, неустойчивые гармонии лишают тему банальности, придают ей скрытую напряжённость, тревогу.

Песенность, как у  Шуберта , подчеркнута вокальным типом изложения: виолончели, скрипки, валторны повторяют три строфы темы. Ещё три строфы, в другой инструментовке, прозвучат в репризе. А средняя часть этой трёхчастной формы окрашена типично брамсовским настроением «улыбки сквозь слезы». Весьма краткая, она построена на чередовании двух тем, различных по жанровым истокам и оркестровке: с оттенком танцевальности — у духовых, затаённо лирическая — у струнных. Их отголосок ещё раз возникает в коде, завершаемой мучительно страстным вздохом.

Песенность, как у  Шуберта , подчеркнута вокальным типом изложения: виолончели, скрипки, валторны повторяют три строфы темы. Ещё три строфы, в другой инструментовке, прозвучат в репризе. А средняя часть этой трёхчастной формы окрашена типично брамсовским настроением «улыбки сквозь слезы». Весьма краткая, она построена на чередовании двух тем, различных по жанровым истокам и оркестровке: с оттенком танцевальности — у духовых, затаённо лирическая — у струнных. Их отголосок ещё раз возникает в коде, завершаемой мучительно страстным вздохом.

Шарль Азнаву́р  ( фр.   Charles Aznavour ,  арм .  Շառլ Ազնավուր; род.  22 мая   1924 года  в  Париже ) —  французский  шансонье , композитор, поэт, писатель и  актёр   армянского    происхождения.

Шарль Азнаву́р  ( фр.   Charles Aznavourарм .  Շառլ Ազնավուր; род.  22 мая   1924 года  в  Париже ) —  французский шансонье , композитор, поэт, писатель и  актёр   армянского   происхождения.

Настоящее имя —  Шахну́р Вахина́к Азнавурян  Будучи одним из популярнейших исполнителей во  Франции , он также хорошо известен далеко за её пределами.  На текущий момент Азнавур создал примерно 1300 песен, сыграл в 60 фильмах и продал более 180 млн дисков. Согласно совместному опросу журнала  Time  и  CNN  (1998), Азнавур признан лучшим эстрадным исполнителем XX века.  С 5 мая 2009 года является послом Армении в Швейцарии и постоянным представителем страны в штаб-квартире ООН. Постоянно проживает в  Швейцарии .

Настоящее имя —  Шахну́р Вахина́к Азнавурян Будучи одним из популярнейших исполнителей во  Франции , он также хорошо известен далеко за её пределами. На текущий момент Азнавур создал примерно 1300 песен, сыграл в 60 фильмах и продал более 180 млн дисков. Согласно совместному опросу журнала  Time  и  CNN  (1998), Азнавур признан лучшим эстрадным исполнителем XX века. С 5 мая 2009 года является послом Армении в Швейцарии и постоянным представителем страны в штаб-квартире ООН. Постоянно проживает в  Швейцарии .