СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы гордимся ими

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мы гордимся ими»





Тема: Поэты и писатели Белебеевской земли


Цель: привлечь внимание обучающихся к вопросам развития литературы в современном мире; сохранения литературного наследия и возвышения роли русской литературы в мире.


Занятие направлено на освоение УУД:

Личностные УУД: привлечь интерес к русской поэзии и прозе; развивать мышление, воображение и речь; воспитание любви к Родине и родному краю.

Познавательные УУД: познакомить обучающихся с литературными произведениями искусства; учить детей видеть прекрасное в окружающем мире благодаря знакомству с различными литературными произведениями.

Регулятивные УУД: учить ставить цели и достигать их;


Коммуникативные УУД:

Понимать и принимать различные мнения, договариваться в групповой работе, следовать морально-этическим нормам общения и сотрудничества.



Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.



  1. Вступительное слово

- Добрый день, уважаемые коллеги! (Слайд 1)

Я представляю мастер-класс по проведению классного часа с обучающимися младшего школьного возраста.

  1. Психологический и эмоциональный настрой

Солнце брызги разбросало,

Мы в ладошки их собрали.

Посмотрели, поиграли

И друзьям своим отдали!


  1. Подготовительная часть

- Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Куда?

В какой мир? Попробуйте угадать сами. (Слайд 2)

1. С книжками мы все дружны,  Любой из нас — читатель.

И конечно, знать должны, Что пишет их писатель.

2. Сочиняет свой сюжет. Автор, сидя в кресле,

Выдумке предела нет — Лишь бы интересней!

3. Он Незнайку на Луну, Словно маг отправит,

И Волшебную страну полюбить заставит.

4. Из нее приходят к нам Винни-Пух, Мальвина,

Айболит, Гиппопотам, Храбрый Чипполино.


5. Вот дописана строка, И готова книжка.

Прочтут ее, наверняка, Девчонки и мальчишки.


- Сформулируйте тему нашего занятия. (Мнения детей……..)

- Как вы думаете, что объединяет в одну группу этих писателей и поэтов?

(Малая родина, ……..)(Слайд 3).

- Так какую же цель мы поставим сегодня перед собой?

(Узнать больше интересных сведений о писателях и поэтах)

- Задачи? (Расширить знания о писателях и поэтах, исследовать их жизнь и творчество, составить мини-проект) (Слайд 4)


Пусть это занятие принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

  1. Работа по теме занятия

Групповая работа.

- Для того чтобы достичь поставленных цели и задач, мы с вами должны разделиться на 4 группы. Вспомним о правилах работы в группе. (Слайд 5)

Правила работы в группе
1.Внимательно слушать задания.
2. Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи или опровергает их.
3. Выберите выступающего.
4. Помните, что успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.
5. Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.
6. Каждый член группы должен работать в полной мере своих сил.


- Каждая группа получает свое задание. По результатам исследования каждой группы мы должны получить мини-проект.


(Слайд 6) - ПОКА ГРУППЫ РАБОТАЮТ!!!



1) Задание для 1 группы. (Слайд 7 – 8)

Кто из авторов написал: «Есть у меня заветная дума, которая день и ночь меня занимает… Я желаю написать книгу для детей, какой не бывало в литературе». Кто автор и какую сказку он имел в виду, по-вашему? Какое место на нашей Белебеевской земле связано с именем С.Аксакова?   

Соотнесите иллюстрации и отрывки из сказки «Аленький цветочек».

1. - Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно…

2.- Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моём саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни.

 3. - Дочь моя милая, хорошая, пригожая, меньшая и любимая! Да будет над тобою моё благословение родительское, что выручаешь ты своего отца от смерти лютой…

4. А сестрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе: взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили…

5. Побежала она на пригорок муравчатый, где рос, красовался её любимый цветочек аленький, и видит она, что лесной зверь, чудо морское, лежит на пригорке, обхватив аленький цветочек своими лапами безобразными. 

2) Задание для 2 группы (Слайд 9)

Найти ответы на вопросы викторины по биографии и творчеству М. Цветаевой:

1. Где и когда родилась Марина Цветаева?

2. В каком возрасте и на каких языках начала писать стихи Цветаева?

3. Как назывался ее первый сборник?

4. С какой целью Цветаева приезжала в с. Усень-Ивановское?

5. Какая традиция зародилась в Цветаевском историко-культурном центре «Усень-Ивановское»?)



3) Задание для 3 группы. (Слайд 10)

По данной ссылке (http://vk.com/andrianova_kristina) найти информацию о К. Андриановой. Прочитать выразительно отрывок из стихотворения.

4) Задание для 4 группы. (Слайд 11)

Составить Синквейн на тему «Литература»

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Литература.
Справочная, художественная.
Помогает, развивает, вдохновляет.
Пополняет наш багаж знаний.
Учитель.



Показ слайдов (7-11) во время выступления групп и сбора пазлов.

IV. Заключительная часть. Рефлексия

1. Итог

- Посмотрите, что же у нас получилось? (эмблемы года литературы в России и Башкортостане). (Слайд12)


- 13 июня 2014 года президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ, в котором 2015 год был объявлен годом литературы.


-Чьи профили изображены на эмблеме и почему они такого цвета?

Это А. С. Пушкин, Н. В, Гоголь, А.Ахматова. Они являются классиками русской литературы. Творчество каждого из них самобытно и неповторимо. Они признанные мастера слова. Их творчество изучают не только в России, но и во всех странах мира. И мы в дальнейшем будем знакомиться с их произведениями. (Слайд 13)



2. Рефлексия. Соотнесение поставленной цели и задач с итогом занятия

- Как вы думаете, почему же мы сегодня говорили именно о С.Т. Аксакове, М. Цветаевой, К Андриановой?

(Потому что они прославили нашу Белебеевскую землю, они - наши земляки.)

- Наше удивительное путешествие подходит к концу. Я попрошу вас закончить эти предложения.

(Слайд 14)

Я узнал…..

Я исследовал….

Мне понравилось….

Я хотел (а) бы узнать больше….

Мне было трудно…..

Я советую своим друзьям……


- А теперь покажите, с каким настроением вы вернулись. (Солнышко: дети приклеивают лучики солнца к кругу).

Год литературы уже шагает семимильными шагами по нашей стране! И мы не будем в стороне от великих открытий, которые нам приготовила удивительная Литература. А помогут нам в этом книги!

(Слайд 15)



Благодарю за внимание!!! (Слайд 16)























ПРИЛОЖЕНИЕ

  • «Надеждино». Здесь проходят международные Аксаковские дни, посвященные известному русскому писателю Сергею Аксакову. Аксаковский праздник с каждым годом обретает новые обычаи и традиции его проведения, причем не только в республике Башкортостан, где родился писатель, но уже далеко за ее пределами.

  •  Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 - 1859), прозаик. Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.

  • Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств.

  • В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.

  • В 1826 Аксаковы переселились в Москву. В 1827 - 32 Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк "Буран", опубликованный в 1834, стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик.

  • Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром, где встречаются писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.

  • Слайды 4-8. Книги Аксакова С.Т.

  • В 1847 опубликовал "Записки об уженье рыбы", имевшие большой успех. В 1849 вышли "Записки ружейного охотника", в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. В пятидесятые годы резко ухудшается здоровье Аксакова, надвигается слепота, но он продолжает работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.

  • В последние годы жизни созданы и такие мемуарные произведения, как "Литературные и театральные воспоминания", "Встречи с мартинистами".

  • Аксаков скончался 30 апреля (12 мая н.с.) 1859 в Москве.







Мария Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, в семье интеллигентов, преданных науке и искусству. Её отец, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. 

Писать стихи Марина Цветаева начала уже в шестилетнем возрасте, причем на трех языках: русском, французском и немецком. В восемнадцать лет она выпустила свой первый сборник под названием «Вечерний альбом» (1910), в который вошли произведения, написанные за ученической партой.

Летом 1911 года в селе Усень-Ивановское лечились кумысом Марина Цветаева и её будущий муж, болеюший туберкулезом, Сергей Эфрон. Лето, проведенное на Усень-Ивановском заводе Белебеевского уезда, Марина Ивановна, несмотря на бытовые неудобства, считала "лучшим из всех … взрослых лет".

25 сентября 1993 года в селе в здании Усень-Ивановского лесничества открыт музей Марины Цветаевой, как литературно художественный музей. У дома, где жила М. Цветаева установлен мемориальный знак.

В селе Усень-Ивановское Белебеевского района третий год зажигается Цветаевский костер в память о пребывании великой поэтессы в Башкирии. Такая традиция зародилась в Цветаевском историко-культурном центре «Усень-Ивановское» 2 года назад, когда Республика Башкортостан присоединилась к акции памяти, которая ежегодно проходит более чем в 30 странах мира.



г. Белебей

Кристина Андрианова родилась в городе Белебее. Стихи и песни пишет с 1998 года, статьи – с 2003-го. Лауреат 7 всероссийских, 2 межрегиональных и 10 республиканских литературных и публицистических конкурсов. Автор книги «Интервью с мечтой» («Китап», 2009г.), соавтор 18 поэтических и публицистических сборников и альманахов, 7 научных сборников, автор книги переводов Л. Абдуллиной, соавтор книги переводов З. Валитова, А. Магадеева. Лауреат премии газеты «Истоки» (2007г.), стипендиат им. народного поэта Башкортостана Мустая Карима, стипендиат Президента РБ, обладатель премии им. Д. Булякова. Автор русского текста гимна БашГУ. Лауреат «Триумфальной арки БашГУ» 2009, 2010, 2011гг. Имеет 59 грамот и дипломов.
Деятельность: журналистика, литература (стихи и песни, малая проза, переводы). Увлекается историей, политологией, психологией. Кандидат наук. Работает на Башкирском спутниковом телевидении, публикуется в региональных и российских СМИ, на российских и немецких интернет-сайтах.

Дата рождения:

14 декабря 1987



Ее первое стихотворение «Блудный сын» было опубликовано в газете «Белебеевские известия», когда она училась в седьмом классе. Тогда же она впервые продекламировала свое произведение со сцены. Кристина Андрианова-Книга – начинающий писатель. Начинающий – только в том смысле, что вступила в профессиональный союз совсем недавно. Пишет стихи и сочиняет мелодии со школьной скамьи.

Редко кому удавалось сделать поэзию своей профессией. Кристина работает в ГТРК «Башкортостан» литературным редактором.

Окончив с отличием факультет башкирской филологии и журналистики Башгосуниверситета, Кристина поступила в аспирантуру.

Сборник «Интервью с мечтой» вышел в издательстве «Китап» в 2009 году.

Кристина сотрудничает с уфимскими композиторами, пишет тексты на их музыку. Группа из Германии «TriOzean» исполняет песню на слова, родившиеся из ее сердца. Сейчас та же группа записывает новый альбом, используя тексты Андриановой-Книга. Русский текст гимна Башгосуниверситета, слова песни для зимних Международных детских игр-2013 в Уфе, множество других композиций. Автор книги, соавтор 18 сборников, стипендиат премии имени Мустая Карима.

В сфере ее интересов кроме литературы, журналистика, история, политология, психология, генетика, кино, теннис, бадминтон и даже… физиогномика!







ПАМЯТНИК САЛАВАТУ

На подъезде к башкирской столице,

Там, где Белой потоки шумят,

Гостя встретит поэт и воитель -

Наш бессмертный герой Салават.

Вольнодумный и непокоренный,

Он рукой достает облака,

Где мелькают алмазом граненым

Пролетевшие вихрем века.

Облачилось Вчера в паутину,

И восстанья уплыли в туман.

Только в книжках царит Катерина,

Да в легендах живет Емельян.

Но героев не старят и годы -

Славный подвиг в веках не умрет.

Салават воевал за свободу,

Салават воевал за народ.

И меняет история лица,

И застыл Салават на коне...

Пусть война никогда не родится

На башкирской и русской земле!





Сборник «Интервью с мечтой»

Земля цветет – нежна, легка.
Весна щебечет, как река, –
Широкая, шальная.
Не надо больше рая.
Вокруг веселье и мечты;
Любви построены мосты –
Красивые, святые.
И чувства молодые…