Управление образования администрации
Солнечного муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Станция юных натуралистов
рабочий поселок солнечный
Солнечного муниципального района
Хабаровского края
РАССМОТРЕНО педагогическим советом СЮН Протокол № __7__ от «25» мая 2022 г. | СОГЛАСОВАНО заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБУДО СЮН ________/Шнуренко Н.Н. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБУДО СЮН _______/Костяева Ю.А. «01» _августа_2022 г |
| | СОГЛАСОВАНО И.о. директора МБОУ СОШ № 3 ______/Е.В. Невтыра «____»_______2022 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мы путешествуем по Солнечному району»
Направленность: туристко-краеведческая.
Возраст учащихся: 6-10 лет.
Срок реализации: 1 год.
Уровень усвоения: стартовый.
Сетевая форма реализации.
Автор-составитель:
Игнатьева Н.С.,
педагог дополнительного
образования МБУДО СЮН
р. п. Солнечный
2022 г.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДООП.
Пояснительная записка
Направленность программы: туристко-краеведческая.
Направление: краеведение, история, география, экология.
По степени авторства: модифицированная.
По уровне усвоения: стартовый.
По форме реализации: сетевая.
Нормативно-правовая база.
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае от 27.09.2019 №383П;
Устав и локальные акты МБУДО СЮН р. п. Солнечный.
Актуальность.
В последнее время наблюдается тенденция развития интереса взрослого и детского населения к путешествиям по территории России, родных мест, открывая каждый раз все новые и новые уголки удивительных мест природных пейзажей, открывая новые горизонты знаний о достопримечательностях городов, поселков. Развитие российского туризма в стране стало одним из приоритетных экономических, социальных и экологических направлений.
Авторы программы «Мы путешествуем по Солнечному району» поддерживают линию развития активного отдыха обучающихся в форме туристических походов и экскурсий, формируя при этом первичные представления о природном, хозяйственном, социальном, этническом, религиозном разнообразии своего поселка, района.
Совершая походы по родному поселку и за его пределами, обучающиеся через собственные наблюдения и рассказы экскурсоводов смогут узнать много интересной информации об истории, природе, культуре в целом Дальнего Востока. Это процесс обучения позволяет обучающимся себя идентифицировать с «малой родиной», повысить уровень общей культуры, расширить кругозор.
Программа «Мы путешествуем по Солнечному району» реализуется через основные формы организации учебной деятельности: тематические и выездные экскурсии и походы, в том числе, пешие походы, горные походы, походы выходного дня, экологические, историко-краеведческие, природоохранительные, учебные, рурал – походы (деревенский), активные, познавательные, оздоровительные походы, которые способствуют не только изучению своего поселка, края, региона, но и активно применять приобретенные знания и умения в общественно-полезной деятельности: экологических природоохранных акциях, социальных и трудовых акциях.
Программа также обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента функциональной грамотности, а именно, экологической и культурологической грамотности и умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения на природе и в обществе во время походов, экскурсий, путешествий.
Походы во время реализации программы осуществляются длительностью не более 4 часов, протяженностью 5-7 км. активным способом передвижения (пешком). Пешеходная экскурсия обязательно должна иметь перерывы для отдыха - привалы.
Программа реализуется в сетевой форме обучения на базе МБОУ СОШ № 3 р. п. Солнечный с использованием материально – технической базы выставочной краеведческой композиции кабинета истории и школьной библиотеки.
Педагогическая целесообразность состоит в вовлечении детей в процесс получения знаний об истории, географии и культуры Солнечного района и формирует у юных граждан первичные проявления нравственности и духовности, бережного отношения к традициям семьи, культуре и истории своего народа.
Программа реализуется, во – первых, через походы и пешие экскурсии, которые будут способствовать сохранению исторического и культурологического наследия малой родины, оздоровлению за счет повышения двигательной активности, причем самым простым, физиологически доступным любому из нас способом – ходьбой. Во-вторых, есть возможность находиться в экологически чистой, природной среде, и возможность выполнять свои трудовые обязанности в экологически чистых условиях – в лесу. В-третьих, походы и экскурсии основаны на взаимопомощи, взаимовыручке, сплочения коллектива. В-четвертых, поход – активная совместная с родителями (законными представителями) деятельность, что создает возможности для завоевания и укрепление авторитета членов семьи.
Отличительные особенности данной программы является изучение краеведения, географии, истории нашего поселка, района, края через экскурсионную и туристско-краеведческую деятельность в сетевой форме обучения с МБОУ СОШ № 3 р.п. Солнечный с использованием их материально – технической базы. Программа предполагает реализацию содержания туристко-краеведческой деятельности совместно с родителями обучающихся.
В Солнечном районе в учреждениях дополнительного образования не предоставлено аналога по данной программе.
Адресат программы: обучающиеся 6-10 лет, возможно зачисление обучающихся группы риска.
Объем и сроки усвоения программы, режим занятий.
Период | Продолжи тельность занятия | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
1 год | 2 ч. | 1 | 2 | 36 | 72 |
Формы организации содержания и процесса педагогической деятельности:
экскурсии; (экскурсия-урок, «открытая экскурсия», обзорная, экскурсия-прогулка, экскурсионно – познавательные маршруты, вводные, тематические, текущие, заключительные, культурно-просветительские, натурные (по месту расположения объекта), комплексные), пешеходные;
походы: (групповые, поход выходного дня, краеведческие, экологические);
групповые;
индивидуальные;
парные;
«день добрых сюрпризов»;
урок – путешествие;
мозговой штурм;
«Конверт вопросов»;
«День добрых сюрпризов»
ролевые и деловые игры;
творческие мастерские.
Цель программы: формирование знаний обучающихся о Солнечном районе и р. п. Солнечный посредством очно - заочных экскурсий, походов и путешествий.
Задачи программы:
Метапредметные:
- научить слушать собеседника и вести диалог с участниками экскурсий и походов, аргументировать свою точку зрения и принимать мнение других.
- научить поиску и обработки информации используя печатные издания (газеты, журналы, книги), интернет ресурсы;
- развивать умения и навыки исследовательской деятельности;
- формирование навыков использования правил поведения на занятиях, на экскурсии, в ходе защиты результатов исследований на публике и на конкурсах.
- формировать навыки публичных выступлений.
Предметные:
- познакомить с историко-культурным и природным наследием Солнечного района;
- формировать интерес к историческому и культурному наследию своего поселка;
- дать представление об условных обозначениях маршрута и его составлении;
- дать представление о методах исследования;
- формировать знания о правилах организации и участия в экскурсиях и походах.
Личностные:
- развивать познавательный интерес к активным формам досуга;
- мотивировать к труду, бережному отношению к природному и культурному наследию Солнечного района, к участию в краеведческих конкурсах;
-формировать чувства доброжелательности и отзывчивости, ответственности и уважительного отношения к результатам своих достижений и успехам других.
Учебный план
№ | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего часов | Теория | Практика |
1 | Погружение в программу. ТБ. | 2 | 2 | | Анкетирование. |
2 | Наша Родина – Россия. | 1 | 1 | | Практическое задание. |
3 | Хабаровский край. Солнечный район. Р.п. Солнечный. | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. |
4 | Занятие на местности (неделя туризма). | 7 | 2 | 5 | Практическое задание. |
5 | Экологическая акция «День амурского тигра» | 3 | 1 | 2 | Практическое задание. |
6 | Государственные символы. | 3 | 2 | 1 | Творческая и практическая работа. |
7 | История родного края в фотографиях. | 4 | 1 | 3 | Индивидуальное задание. Музей библиотека, совет ветеранов. |
8 | Экологическая акция «Макулатура сдавайся». | 3 | 1 | 3 | Практическое задание. |
9 | Экологическая акция «Эколята помогают зимующим птицам». | 6 | 1 | 5 | Творческая и практическая работа. |
10 | Экологическая акция «Пластик сдавайся». | 4 | 1 | 3 | Практическое задание. |
11 | Символы Хабаровского края. | 2 | 2 | | Индивидуальное задание. |
12 | Природоохранная акция «Елочка». | 4 | 1 | 3 | Творческая и практическая работа. |
13 | Уникальные природные объекты Хабаровского края. | 6 | 2 | 4 | Практическое задание. |
14 | Исследовательская работа. | 6 | 2 | 4 | Практическая работа. |
15 | Народности Солнечного района. | 6 | 2 | 4 | Опрос. (Приложение2). |
16 | Я и моя семья. | 3 | 1 | 2 | Творческая и практическая работа. |
17 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 4 | 1 | 3 | Индивидуальное задание. Совет ветеранов. |
18 | Экологическая акция «Дни защиты от экологической опасности». | 4 | 1 | 2 | Практическое задание. |
19 | Подведение итогов. | 2 | | 2 | Игровые и индивидуальные задания. |
| Итого. | 72 | 27 | 45 | |
Содержание программы.
Раздел 1. Знакомство с программой. ТБ. (2 часа)
Теория: Мы отправляемся в путешествие. Наша команда. ТБ. Ознакомление с учебным планом на учебный год. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, походах, экскурсиях (Приложение 7).
Практика: Отработка правил поведения на занятиях, экскурсиях, походах. Анкетирование.
Раздел 2. Наша Родина – Россия. (1 час)
Теория: Территория России, столица России.
Раздел 3. Хабаровский край. Солнечный район. Р. п. Солнечный. (2 часа)
Теория: Границы Солнечного района.
Практика: Посещение краеведческого музея.
Раздел 4. Занятие на местности (неделя туризма). (7 часов)
Теория: Техника безопасности и правилах поведения, на водоёмах, на природе. Понятие о личном снаряжении. Перечень личного снаряжения для однодневного похода, требования к нему. Походная посуда для приготовления пищи.
Практика: Практическое применение знаний, полученных на теоретических занятиях. Поход на бывший карьер превращённый в искусственное озеро – озеро «Хрустальное».
Раздел 5. Экологическая акция «День амурского тигра». (3 часа)
Теория: Животный мир Хабаровского края. Красная книга.
Практика: Творческая работа.
Раздел 6. Государственные символы. (3 часа)
Теория: Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти.
Практика: Конкурс рисунков «Государственная символика».
Раздел 7. История родного края в фотографиях. (4 часов)
Теория: Солнечный район и история зарождения поселка Солнечный.
Практика: Экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.
Раздел 8. Экологическая акция «Макулатура сдавайся». (3 часа)
Теория: Что такое экологическая акция? Что такое макулатура? Переработка.
Практика: Сбор и сдача макулатуры. Путешествие на производство по переработке бумаги в г.Комсомольск-на-Амуре..
Раздел 9. Экологическая акция «Эколята помогают зимующим птицам». (6 часов)
Теория: Зимующие птицы Хабаровского края. Птицы нашего поселка.
Практика: Изготовление кормушек для птиц.
Раздел 10. Экологическая акция «Пластик сдавайся». (4 часа)
Теория: Превращение пластиковой бутылки. Виды пластика. Переработка пластика.
Практика: Сортируй и спасай Хабаровский край. Сбор и сдача пластика.
Раздел 11. Символы Хабаровского края. (2 часа)
Теория: Герб, флаг Хабаровского края.
Практика: Работа с картой.
Раздел 12. Природоохранная акция «Елочка». (4 часа)
Теория: Что такое природоохранная акция?
Практика: Творческая работа.
Раздел 13: Уникальные природные объекты Хабаровского края. (6 часов)
Теория: Заповедные зоны Хабаровского края.
Практика: Просмотр видеоматериала, интерактивные экскурсии. («Таинственная Россия»: "Хабаровский край. Царство драконов?").
Раздел 14. Исследовательская работа. (6 часов)
Теория: Кто такой исследователь? Учимся задавать вопросы. Что такое тема исследований?
Практика: Игры на развитие речи, аналитического мышления и внимания. Совместное планирование выполнения задания. Написание исследовательской работы – «Путешествуем и изучаем топонимику Солнечного района».
Раздел 15. Народности Солнечного района. (6 часов)
Теория: Что такое народность? Нация.
Практика: Встречи: «День друзей», «День рукопожатия» с представителями разных субкультур, этнических групп (азербайджанцы, узбеки, корейцы).
Раздел 16. Я и моя семья. (3)
Теория: Что такое семья?
Практика: Составление древа семьи.
Раздел 17. Наш край в годы Великой Отечественной войны. (4 часа)
Теория: Великая Отечественная война.
Практика: Экскурсия в музей «Мой прадед, моя гордость» - совет ветеранов, «Они сражались до конца» - полиция.
Раздел 18. Экологическая акция «Дни защиты от экологической опасности». (4 часа)
Теория: Виды экологической опасности.
Практика: Творческая работа.
Раздел 19. Подведение итогов.
Практика: Смотр творческих работ за весь год «Я был… я видел… я узнал…». (2 часа)
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты:
- будут демонстрировать умение слушать и вести диалог, научатся правильно составлять предложения и рассказ по теме, корректно выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;
- будут демонстрировать работать умение работать в паре, команде;
-будут демонстрировать умения и навыки исследовательской деятельности в сопровождении педагога.
- будут проявлять умение работать с информацией под руководством педагога по изучаемой теме, находить необходимую информацию, ее анализировать и обрабатывать.
Предметные результаты:
- познакомятся с историей возникновения Солнечного района;
- познакомятся с коренными народами, которые проживают на территории р. п. Солнечный;
- научатся сообщать одноклассникам о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, касающихся историко – культурного наследия Солнечного района;
- научатся различать государственные символы;
- будут уметь составлять простейшие маршруты пути, используя обозначения, под руководством педагога;
- будут знать правила поведения на занятиях, на экскурсии, в ходе защиты исследования на конкурсе и демонстрировать их применение;
- будут применять полученные знания в практической деятельности (практические работы, экскурсии и походы).
Личностные результаты:
- будут проявлять желание принимать участие в выходных экскурсиях, походах, в мероприятиях и акциях объединения;
- будут проявлять трудолюбие и желание трудиться;
- будут проявлять интерес к краеведческим конкурсам, проявлять бережное отношение к природному наследию Солнечного района.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Материально - техническое обеспечение:
При реализации программы будут использоваться
канцелярские товары:
- карандаши цветные – 7 упаковок;
- простые карандаши – 15 шт.;
- ластики – 15 шт.;
- фломастеры – 7 упаковок;
- простая бумага А4 – 1 упаковка;
- цветная бумага – 7 упаковок;
- ножницы – 15 шт.;
А также:
- компьютер – 1 шт.;
- проектор – 1 шт.;
- экран – 1 шт.;
- ученический стол – 8 шт.;
- ученические стулья – 12 шт.
Личное и групповое туристское снаряжение:
- рюкзак туристский;
- компас;
- аптечка медицинская.
Программа реализуется в сетевой форме обучения на основе использования материально – технической базы МБОУ СОШ № 3 (Приложение 6), а именно школьного музея, материалы которого являются наглядным средством обучения, источником познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования МБУДО СЮН.
Информационное обеспечение:
- Электронные книги: Зуев В. Ф. «Солнечный район», фотоальбом «Хабаровский край. Страницы истории».
- Электронные публикации газеты «Солнечный меридиан» 2015-2020 гг.
Формы аттестации
В электронном дневнике ставится «зачет», в конце учебного года «освоено».
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 3 раза в год (входящая (Приложение 3), промежуточная, итоговая аттестация) (Приложение 8), Итоговая карта усвоения программы (Приложение 9).
При зачете используются следующие формы аттестации:
демонстрационные: участие в конкурсах (Приложение 6), защита презентаций;
анкетирование;
групповая оценка работ;
опрос;
практическая и творческая работа.
Формы представления результатов:
Презентация;
Участие в конкурсах, акциях;
Выставка;
Творческая работа («Елочка», «День амурского тигра», «Зимующие птицы»);
Таблица результатов обучения обучающихся.
Оценочные материалы
Диагностика результатов усвоения текущего материала, умений и навыков обучающихся осуществляется через методы наблюдения, через творческие работы «Амурский тигр», «Конкурс творческих работ по твердым бытовым отходам» и др., тестовые задания (МУЛЬТИУРОК), индивидуальные карточки на проверку промежуточных знаний обучающихся, учёт активности участия детей в различных мероприятиях (квест, конкурсы и т.д.), фото- и видеоотчеты результатов практической работы.
Итоговая карта отслеживания усвоения знаний обучающихся по программе «Мы путешествуем по Солнечному району» заполняется педагогом в начале, в середине и в конце учебного года.
Каждый обучающийся получает свой «уровень усвоения знаний».
Педагог, анализируя результаты, выявляет динамику усвоения материала:
низкий, средний или продвинутый уровень. Обучающимся, получившие низкий уровень, будет предоставлена возможность пройти обучение по данному курсу программы, содержание которой модернизируется на новый учебный год новыми формами и средствами обучения.
Обучающимся, получившим средний и продвинутый уровень, будет предложено поступить на обучение на дополнительную общеобразовательную программу «Я – геолог Солнечанин», материал для изучения которой будет уже повышенной сложности и основываться на ранее изученный материал по программе «Мы путешествуем по Солнечному району».
Методические материалы
Для реализации программы используются:
Наглядный метод используется вовремя:
экскурсий в музей, по поселку, целевых прогулок;
наблюдений;
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, фотографий;
карты-схемы Солнечного района;
проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов;
ответов на вопросы педагога, учеников;
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
сообщение дополнительного материала;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
разбор житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (сюжетно-ролевые, дидактические и др.);
провести конкурсы, викторины;
встреча с интересными людьми;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Педагогические технологии:
- Информационно – коммуникационная технология;
- Игровая технология;
- Здоровьесберегающая технология;
- Технология мастерских.
Список источников
Список методической и учебной литературы
Для педагога
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис пресс, 2003.
Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. М.: Генезис, 2004.
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. М.:Вако, 2007.
Концепция патриотическою воспитания граждан РФ /Воспитание школьников. 2005. - №1. - 147с.
Концепция духовно нравственного воспитания российских школьников - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе/ сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
Для обучающегося
Т.А. Шорыгина Беседы о дальнем Востоке Творческий центр М., 2010.
Е.П. Никишина Использование местного материала на уроках природоведения в условиях Приамурья. Комсомольск-на-Амуре, 1994.
М.Д. Маханева Экология в детском саду и начальной школе Творческий центр, М., 2009.
Лукошко. Хрестоматия по дальневосточной литературе 1-4 класс.
Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=EEIJmqkRSCc – Природа Хабаровского края.
https://www.youtube.com/watch?v=EEIJmqkRSCc - Большехехцирский заповедник.
https://www.youtube.com/watch?v=wYf_Xrf-vxo – «Таинственная Россия»: "Хабаровский край. Царство драконов?".
https://multiurok.ru/id84630572/ - Мультиурок.