СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мы путешествуем по Солнечному району"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования туристко-краеведческой направленности. Для обучающихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«"Мы путешествуем по Солнечному району"»

Управление образования администрации

Солнечного муниципального района Хабаровского края

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Станция юных натуралистов

рабочий поселок солнечный

Солнечного муниципального района

Хабаровского края



РАССМОТРЕНО педагогическим советом СЮН Протокол № __7__

от «25» мая 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

заместителем директора

по учебно-воспитательной

работе МБУДО СЮН ________/Шнуренко Н.Н.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБУДО СЮН

_______/Костяева Ю.А.

«01» _августа_2022 г




СОГЛАСОВАНО

И.о. директора

МБОУ СОШ № 3

______/Е.В. Невтыра

«____»_______2022 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мы путешествуем по Солнечному району»



Направленность: туристко-краеведческая.

Возраст учащихся: 6-10 лет.

Срок реализации: 1 год.

Уровень усвоения: стартовый.

Сетевая форма реализации.



Автор-составитель:

Игнатьева Н.С.,

педагог дополнительного

образования МБУДО СЮН



р. п. Солнечный

2022 г.



КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДООП.

Пояснительная записка

Направленность программы: туристко-краеведческая.

Направление: краеведение, история, география, экология.

По степени авторства: модифицированная.

По уровне усвоения: стартовый.

По форме реализации: сетевая.


Нормативно-правовая база.


  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

  • Положение о ДОП, реализуемых в Хабаровском крае от 27.09.2019 №383П;

  • Устав и локальные акты МБУДО СЮН р. п. Солнечный.

 Актуальность.

В последнее время наблюдается тенденция развития интереса взрослого и детского населения к путешествиям по территории России, родных мест, открывая каждый раз все новые и новые уголки удивительных мест природных пейзажей, открывая новые горизонты знаний о достопримечательностях городов, поселков. Развитие российского туризма в стране стало одним из приоритетных экономических, социальных и экологических направлений.

Авторы программы «Мы путешествуем по Солнечному району» поддерживают линию развития активного отдыха обучающихся в форме туристических походов и экскурсий, формируя при этом первичные представления о природном, хозяйственном, социальном, этническом, религиозном разнообразии своего поселка, района.

Совершая походы по родному поселку и за его пределами, обучающиеся через собственные наблюдения и рассказы экскурсоводов смогут узнать много интересной информации об истории, природе, культуре в целом Дальнего Востока. Это процесс обучения позволяет обучающимся себя идентифицировать с «малой родиной», повысить уровень общей культуры, расширить кругозор.

Программа «Мы путешествуем по Солнечному району» реализуется через основные формы организации учебной деятельности: тематические и выездные экскурсии и походы, в том числе, пешие походы, горные походы, походы выходного дня, экологические, историко-краеведческие, природоохранительные, учебные, рурал – походы (деревенский), активные, познавательные, оздоровительные походы, которые способствуют не только изучению своего поселка, края, региона, но и активно применять приобретенные знания и умения в общественно-полезной деятельности: экологических природоохранных акциях, социальных и трудовых акциях.

Программа также обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента функциональной грамотности, а именно, экологической и культурологической грамотности и умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения на природе и в обществе во время походов, экскурсий, путешествий.

Походы во время реализации программы осуществляются длительностью не более 4 часов, протяженностью 5-7 км. активным способом передвижения (пешком). Пешеходная экскурсия обязательно должна иметь перерывы для отдыха - привалы.

Программа реализуется в сетевой форме обучения на базе МБОУ СОШ № 3 р. п. Солнечный с использованием материально – технической базы выставочной краеведческой композиции кабинета истории и школьной библиотеки.

Педагогическая целесообразность состоит в вовлечении детей в процесс получения знаний об истории, географии и культуры Солнечного района и формирует у юных граждан первичные проявления нравственности и духовности, бережного отношения к традициям семьи, культуре и истории своего народа.

Программа реализуется, во – первых, через походы и пешие экскурсии, которые будут способствовать сохранению исторического и культурологического наследия малой родины, оздоровлению за счет повышения двигательной активности, причем самым простым, физиологически доступным любому из нас способом – ходьбой. Во-вторых, есть возможность находиться в экологически чистой, природной среде, и возможность выполнять свои трудовые обязанности в экологически чистых условиях – в лесу. В-третьих, походы и экскурсии основаны на взаимопомощи, взаимовыручке, сплочения коллектива. В-четвертых, поход – активная совместная с родителями (законными представителями) деятельность, что создает возможности для завоевания и укрепление авторитета членов семьи.

Отличительные особенности данной программы является изучение краеведения, географии, истории нашего поселка, района, края через экскурсионную и туристско-краеведческую деятельность в сетевой форме обучения с МБОУ СОШ № 3 р.п. Солнечный с использованием их материально – технической базы. Программа предполагает реализацию содержания туристко-краеведческой деятельности совместно с родителями обучающихся.

В Солнечном районе в учреждениях дополнительного образования не предоставлено аналога по данной программе.

Адресат программы: обучающиеся 6-10 лет, возможно зачисление обучающихся группы риска.

Объем и сроки усвоения программы, режим занятий.

Период

Продолжи

тельность занятия

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год


1 год

2 ч.

1

2

36

72


Формы организации содержания и процесса педагогической деятельности:

  • экскурсии; (экскурсия-урок, «открытая экскурсия», обзорная, экскурсия-прогулка, экскурсионно – познавательные маршруты, вводные, тематические, текущие, заключительные, культурно-просветительские, натурные (по месту расположения объекта), комплексные), пешеходные;

  • походы: (групповые, поход выходного дня, краеведческие, экологические);

  • групповые;

  • индивидуальные;

  • парные;

  • «день добрых сюрпризов»;

  • урок – путешествие;

  • мозговой штурм;

  • «Конверт вопросов»;

  • «День добрых сюрпризов»

  • ролевые и деловые игры;

  • творческие мастерские.

Цель программы: формирование знаний обучающихся о Солнечном районе и р. п. Солнечный посредством очно - заочных экскурсий, походов и путешествий.

Задачи программы:

Метапредметные:

- научить слушать собеседника и вести диалог с участниками экскурсий и походов, аргументировать свою точку зрения и принимать мнение других.

- научить поиску и обработки информации используя печатные издания (газеты, журналы, книги), интернет ресурсы;

- развивать умения и навыки исследовательской деятельности;

- формирование навыков использования правил поведения на занятиях, на экскурсии, в ходе защиты результатов исследований на публике и на конкурсах.

- формировать навыки публичных выступлений.

Предметные:

- познакомить с историко-культурным и природным наследием Солнечного района;

- формировать интерес к историческому и культурному наследию своего поселка;

- дать представление об условных обозначениях маршрута и его составлении;

- дать представление о методах исследования;

- формировать знания о правилах организации и участия в экскурсиях и походах.

Личностные:

- развивать познавательный интерес к активным формам досуга;

- мотивировать к труду, бережному отношению к природному и культурному наследию Солнечного района, к участию в краеведческих конкурсах;

-формировать чувства доброжелательности и отзывчивости, ответственности и уважительного отношения к результатам своих достижений и успехам других.

Учебный план

Название раздела, тема


Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1

Погружение в программу. ТБ.

2

2


Анкетирование.


2

Наша Родина – Россия.

1

1


Практическое задание.

3

Хабаровский край.

Солнечный район.

Р.п. Солнечный.

2

1

1

Творческое задание.

4

Занятие на местности (неделя туризма).

7

2

5

Практическое задание.

5

Экологическая акция «День амурского тигра»

3

1

2

Практическое задание.

6

Государственные символы.

3

2

1

Творческая и практическая работа.

7

История родного края в фотографиях.

4

1

3

Индивидуальное задание. Музей библиотека, совет ветеранов.

8

Экологическая акция «Макулатура сдавайся».

3

1

3

Практическое задание.

9

Экологическая акция «Эколята помогают зимующим птицам».

6

1

5

Творческая и практическая работа.

10

Экологическая акция «Пластик сдавайся».

4

1

3

Практическое задание.

11

Символы Хабаровского края.

2

2


Индивидуальное задание.

12

Природоохранная акция «Елочка».

4

1

3

Творческая и практическая работа.

13

Уникальные природные объекты Хабаровского края.

6

2

4

Практическое задание.

14

Исследовательская работа.

6

2

4

Практическая работа.

15

Народности Солнечного района.

6

2

4

Опрос. (Приложение2).


16

Я и моя семья.

3

1

2

Творческая и практическая работа.

17

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

4

1

3

Индивидуальное задание. Совет ветеранов.

18

Экологическая акция «Дни защиты от экологической опасности».

4

1

2

Практическое задание.

19

Подведение итогов.

2


2

Игровые и индивидуальные задания.


Итого.

72

27

45


Содержание программы.

Раздел 1. Знакомство с программой. ТБ. (2 часа)

Теория: Мы отправляемся в путешествие. Наша команда. ТБ. Ознакомление с учебным планом на учебный год. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, походах, экскурсиях (Приложение 7).

Практика: Отработка правил поведения на занятиях, экскурсиях, походах. Анкетирование.

Раздел 2. Наша Родина – Россия. (1 час)

Теория: Территория России, столица России.

Раздел 3. Хабаровский край. Солнечный район. Р. п. Солнечный. (2 часа)

Теория: Границы Солнечного района.

Практика: Посещение краеведческого музея.


Раздел 4. Занятие на местности (неделя туризма). (7 часов)

Теория: Техника безопасности и правилах поведения, на водоёмах, на природе. Понятие о личном снаряжении. Перечень личного снаряжения для однодневного похода, требования к нему. Походная посуда для приготовления пищи.

Практика: Практическое применение знаний, полученных на теоретических занятиях. Поход на бывший карьер превращённый в искусственное озеро – озеро «Хрустальное».

Раздел 5. Экологическая акция «День амурского тигра». (3 часа)

Теория: Животный мир Хабаровского края. Красная книга.

Практика: Творческая работа.

Раздел 6. Государственные символы. (3 часа)

Теория: Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти.

Практика: Конкурс рисунков «Государственная символика».

Раздел 7. История родного края в фотографиях. (4 часов)

Теория: Солнечный район и история зарождения поселка Солнечный.

Практика: Экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

Раздел 8. Экологическая акция «Макулатура сдавайся». (3 часа)

Теория: Что такое экологическая акция? Что такое макулатура? Переработка.

Практика: Сбор и сдача макулатуры. Путешествие на производство по переработке бумаги в г.Комсомольск-на-Амуре..

Раздел 9. Экологическая акция «Эколята помогают зимующим птицам». (6 часов)

Теория: Зимующие птицы Хабаровского края. Птицы нашего поселка.

Практика: Изготовление кормушек для птиц.

Раздел 10. Экологическая акция «Пластик сдавайся». (4 часа)

Теория: Превращение пластиковой бутылки. Виды пластика. Переработка пластика.

Практика: Сортируй и спасай Хабаровский край. Сбор и сдача пластика.

Раздел 11. Символы Хабаровского края. (2 часа)

Теория: Герб, флаг Хабаровского края.

Практика: Работа с картой.

Раздел 12. Природоохранная акция «Елочка». (4 часа)

Теория: Что такое природоохранная акция?

Практика: Творческая работа.

Раздел 13: Уникальные природные объекты Хабаровского края. (6 часов)

Теория: Заповедные зоны Хабаровского края.

Практика: Просмотр видеоматериала, интерактивные экскурсии. («Таинственная Россия»: "Хабаровский край. Царство драконов?").

Раздел 14. Исследовательская работа. (6 часов)

Теория: Кто такой исследователь? Учимся задавать вопросы. Что такое тема исследований?

Практика: Игры на развитие речи, аналитического мышления и внимания. Совместное планирование выполнения задания. Написание исследовательской работы – «Путешествуем и изучаем топонимику Солнечного района».

Раздел 15. Народности Солнечного района. (6 часов)

Теория: Что такое народность? Нация.

Практика: Встречи: «День друзей», «День рукопожатия» с представителями разных субкультур, этнических групп (азербайджанцы, узбеки, корейцы).

Раздел 16. Я и моя семья. (3)

Теория: Что такое семья?

Практика: Составление древа семьи.

Раздел 17. Наш край в годы Великой Отечественной войны. (4 часа)

Теория: Великая Отечественная война.

Практика: Экскурсия в музей «Мой прадед, моя гордость» - совет ветеранов, «Они сражались до конца» - полиция.

Раздел 18. Экологическая акция «Дни защиты от экологической опасности». (4 часа)

Теория: Виды экологической опасности.

Практика: Творческая работа.

Раздел 19. Подведение итогов.

Практика: Смотр творческих работ за весь год «Я был… я видел… я узнал…». (2 часа)

Планируемые результаты.

Метапредметные результаты:

- будут демонстрировать умение слушать и вести диалог, научатся правильно составлять предложения и рассказ по теме, корректно выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;

- будут демонстрировать работать умение работать в паре, команде;

-будут демонстрировать умения и навыки исследовательской деятельности в сопровождении педагога.

- будут проявлять умение работать с информацией под руководством педагога по изучаемой теме, находить необходимую информацию, ее анализировать и обрабатывать.

Предметные результаты:

- познакомятся с историей возникновения Солнечного района;

- познакомятся с коренными народами, которые проживают на территории р. п. Солнечный;

- научатся сообщать одноклассникам о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, касающихся историко – культурного наследия Солнечного района;

- научатся различать государственные символы;

- будут уметь составлять простейшие маршруты пути, используя обозначения, под руководством педагога;

- будут знать правила поведения на занятиях, на экскурсии, в ходе защиты исследования на конкурсе и демонстрировать их применение;

- будут применять полученные знания в практической деятельности (практические работы, экскурсии и походы).

Личностные результаты:

- будут проявлять желание принимать участие в выходных экскурсиях, походах, в мероприятиях и акциях объединения;

- будут проявлять трудолюбие и желание трудиться;

- будут проявлять интерес к краеведческим конкурсам, проявлять бережное отношение к природному наследию Солнечного района.


КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Материально - техническое обеспечение:

При реализации программы будут использоваться

канцелярские товары:

- карандаши цветные – 7 упаковок;

- простые карандаши – 15 шт.;

- ластики – 15 шт.;

- фломастеры – 7 упаковок;

- простая бумага А4 – 1 упаковка;

- цветная бумага – 7 упаковок;

- ножницы – 15 шт.;

А также:

- компьютер – 1 шт.;

- проектор – 1 шт.;

- экран – 1 шт.;

- ученический стол – 8 шт.;

- ученические стулья – 12 шт.

Личное и групповое туристское снаряжение:

- рюкзак туристский;

- компас;

- аптечка медицинская.


Программа реализуется в сетевой форме обучения на основе использования материально – технической базы МБОУ СОШ № 3 (Приложение 6), а именно школьного музея, материалы которого являются наглядным средством обучения, источником познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования МБУДО СЮН.

Информационное обеспечение:

- Электронные книги: Зуев В. Ф. «Солнечный район», фотоальбом «Хабаровский край. Страницы истории».

- Электронные публикации газеты «Солнечный меридиан» 2015-2020 гг.

Формы аттестации

В электронном дневнике ставится «зачет», в конце учебного года «освоено».

Педагоги­ческий анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) прово­дится 3 раза в год (входящая (Приложение 3), промежуточная, итоговая аттестация) (Приложение 8), Итоговая карта усвоения программы (Приложение 9).

При зачете используются следующие формы аттестации:

  • демонстрационные: участие в конкурсах (Приложение 6), защита презентаций;

  • анкетирование;

  • групповая оценка работ;

  • опрос;

  • практическая и творческая работа.

Формы представления результатов:

  • Презентация;

  • Участие в конкурсах, акциях;

  • Выставка;

  • Творческая работа («Елочка», «День амурского тигра», «Зимующие птицы»);

  • Таблица результатов обучения обучающихся.

Оценочные материалы

Диагностика результатов усвоения текущего материала, умений и навыков обучающихся осуществляется через методы наблюдения, через творческие работы «Амурский тигр», «Конкурс творческих работ по твердым бытовым отходам» и др., тестовые задания (МУЛЬТИУРОК), индивидуальные карточки на проверку промежуточных знаний обучающихся, учёт активности участия детей в различных мероприятиях (квест, конкурсы и т.д.), фото- и видеоотчеты результатов практической работы.

Итоговая карта отслеживания усвоения знаний обучающихся по программе «Мы путешествуем по Солнечному району» заполняется педагогом в начале, в середине и в конце учебного года.

Каждый обучающийся получает свой «уровень усвоения знаний».

Педагог, анализируя результаты, выявляет динамику усвоения материала:

низкий, средний или продвинутый уровень. Обучающимся, получившие низкий уровень, будет предоставлена возможность пройти обучение по данному курсу программы, содержание которой модернизируется на новый учебный год новыми формами и средствами обучения.

Обучающимся, получившим средний и продвинутый уровень, будет предложено поступить на обучение на дополнительную общеобразовательную программу «Я – геолог Солнечанин», материал для изучения которой будет уже повышенной сложности и основываться на ранее изученный материал по программе «Мы путешествуем по Солнечному району».                

Методические материалы

Для реализации программы используются:

Наглядный метод используется вовремя:

  • экскурсий в музей, по поселку, целевых прогулок;

  • наблюдений;

  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, фотографий;

  • карты-схемы Солнечного района;

  • проведения дидактических игр и др.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов;

  • ответов на вопросы педагога, учеников;

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);

  • сообщение дополнительного материала;

  • загадывание загадок;

  • рассматривание наглядного материала;

  • разбор житейских ситуаций;

  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;

  • провести игры (сюжетно-ролевые, дидактические и др.);

  • провести конкурсы, викторины;

  • встреча с интересными людьми;

  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Педагогические технологии:

- Информационно – коммуникационная технология;

- Игровая технология;

- Здоровьесберегающая технология;

- Технология мастерских.

Список источников

Список методической и учебной литературы

Для педагога

  1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис   пресс, 2003.

  2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. М.: Генезис, 2004.

  3. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. М.:Вако, 2007.

  4. Концепция патриотическою воспитания граждан РФ /Воспитание школьников.   2005. - №1. - 147с.                      

  5. Концепция духовно нравственного воспитания российских школьников - М.: Просвещение, 2009.  - 35с.

  6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе/ сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

Для обучающегося

  1. Т.А. Шорыгина Беседы о дальнем Востоке Творческий центр М., 2010.

  2. Е.П. Никишина Использование местного материала на уроках природоведения в условиях Приамурья. Комсомольск-на-Амуре, 1994.

  3. М.Д. Маханева Экология в детском саду и начальной школе Творческий центр, М., 2009.

  4. Лукошко. Хрестоматия по дальневосточной литературе 1-4 класс.


Интернет-ресурсы:


  1. https://www.youtube.com/watch?v=EEIJmqkRSCc – Природа Хабаровского края.

  2. https://www.youtube.com/watch?v=EEIJmqkRSCc - Большехехцирский заповедник.

  3. https://www.youtube.com/watch?v=wYf_Xrf-vxo – «Таинственная Россия»: "Хабаровский край. Царство драконов?".

  4. https://multiurok.ru/id84630572/ - Мультиурок.