СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы сами всё умеем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект

Просмотр содержимого документа
«Мы сами всё умеем»





Проектная деятельность

с детьми раннего возраста ( 2-3 г.)

«Мы сами всё умеем»

Развитие навыков самообслуживания.




Воспитатель: Евтеева С.В


2019г.


Развитие навыков самообслуживания у детей .

Цель: выявить эффективные методы и условия формирования навыков самообслуживания (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры) у детей группы раннего возраста.

Актуальность:

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретические основы проблемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

2. Обогатить предметно-развивающую среду группы (дидактическими играми, пособиями).

3. Подобрать соответствующие мероприятия для формирования у детей навыков самообслуживания.

4 Разработать методические рекомендации по воспитанию навыков самообслуживания у детей ранней группы.

Прогнозируемый результат:

- овладение навыками самообслуживания детьми группы раннего возраста;

- повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию навыков самообслуживания у детей группы раннего возраста

Этапы самообразования:

1 этап - изучение научной и учебно-методической литературы

2 этап - формирование опыта по теме, внедрение в практику

3 этап – представление опыта по теме

Перспективный план работы

Режимные моменты Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя и детей группы раннего возраста

Практическая деятельность детей группы раннего возраста

Работа с родителями

Октябрь – ноябрь - декабрь

Питание : игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать» Чтение потешек «Ладушки,ладушки»«Тушки, тутушки» Дид. игра «Покажем Зайке как нужно правильно держать ложку» Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»

Умывание и навыки опрятности , рассматривание и беседа по картинкам«Дети моют руки»«Мама моет дочку»

Дид. игра «Кукла заболела» Чтение потешек «Водичка, водичка»

«Буль – буль – буль журчит водица» Дид. упр «Сделаем лодочки»

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Одевание - раздевание .

Игра «Оденем куклу Машу на прогулку»«Разденем куклу после прогулки» Чтение потешеки «Наша Маша маленькая»«В небе солнышко гуляет» Дид. игра «Покажи свое полотенце» Дид. упражнение «Туфельки поссорились _ подружились»«Разложи одежду по местам»

Январь – февраль - март

Питание

Дид. игра «Накормим куклу Машу»«Кукла Таня обедает» Чтение потешки «У бабушки калачи»«Пошел котик на торжок» Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки», Игровая ситуация«Мы обедаем». Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды»

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Умывание и навыки опрятности Занятие «Мыльные перчатки»

Игровая ситуация «Расскажем зайке, как пользоваться носовым платком»

Рассматривание сюжетных картинок«Дети купаются».

Чтение потешки «Петушок – петушок» Дид. упр-е «Причешем куклу»

Сюжетно ролевая игра«Парикмахерская»

Одевание - раздевание Дид. игра «Подберем куклам одежду» «Приведи куклу в порядок»

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

Дид. игра: "Хитрые башмачки"

Занятие«Застегни и зашнуруй».

Дидактическое упражнение«Уложим куклу Олю спать».

Апрель – май - июнь

Питание Дид. игра «Обед у кукол» «Поможем накрыть на стол» Чтение рассказа «Маша обедает»

Чтение потешки«Я состряпаю калач» Дид. упр-е «Покажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Игры детей в кукольном уголке«Накроем столик для кукол»«Кукла Катя пьёт чай».

Круглый стол «Использование стишков и дид. игр в воспитании навыков самообслуживания у детей группы раннего возраста»

Умывание и навыки опрятности Дид. игра «водичка, водичка» Игра - занятие «Носики - курносики Дидактическое упражнение«Покажем мишке, как нужно вытираться своим полотенцем».

Дид. игра «Умоем куклу»

Чтение потешки «Ай лады, лады, лады» Игра «Фонтанчик»

Дид. игра«Купаем куклу Катю». Рассматривание сюжетных картинок.

Одевание - раздевание Дид. игры «Научим Степу одеваться на прогулку».

Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы»

Чтение потешек«Вот они сапожки» Разучиваем стих «Маша варежку одела»

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать» Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).

Июль – август - сентябрь

Питание Дид. игры «Что нужно кукле!» «Обед у кукол» Дид. упр-е 

«Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Чтение С. Капутикян «Кто скорее допьёт» Игровые ситуация:

«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»

Дид. упр. «Как я умею аккуратно кушать» Беседы с родителями:

Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке.

Умывание и навыки опрятности Рассматривание картинок«Девочка чумазая»«Девочка аккуратная».

Игра-ситуация «Вымой кукле руки»«Умывалочка» Чтение стихотворений А. Барто «Девочка чумазая». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра«Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). Дид. игра «Куклы в гостях у детей»

«Расти, коса, до пояса»

Одевание - раздевание Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик»

Дид. игра «Каждой вещи свое место»

Чтение И. Муравейка «Я сама»

Чтение потешки«Раз, два, три, четыре, пять-собираемся гулять» Дид. игра «Кукла Оля проснулась» Игровая ситуация «Я одеваться сам могу»

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»










Дополнительный материал


Формируем навыки самообслуживания у детей 2 – 3 лет

Консультация для родителей

 

 В три  года  у ребенка  должны  быть  сформированы  культурно-гигиеничесие  навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем) и навыки самообслуживания. Возможно, эти  навыки  сформированы частично. В этом  случае могут  возникнуть  трудности  в процессе  адаптации. Особенно если  дома соблюдение режимных  моментов  и  сами навыки  осуществляется  в  отрицательно окрашенной  эмоциональной  обстановке.  Тогда  в группе малышу  будет сложно  выполнять требования  воспитателя,  и он  будет  протестовать против них, избегать. Как следствие,  не принятие ребенком   обстановки  детского  сада и трудности  в адаптации. Очень важно соблюдать постоянство условий и единство требований к детям в семье и детском саду.

Во время  подготовки  к новому  учебному  году  мы решили  напомнить родителям, как  обучать  малыша  культурно-гигиеническим навыкам:

 

обучение  проходит при совместной деятельности взрослого и ребенка:

 обучение должно быть постепенным, по мере овладения простым действиями, постепенно вводить   более сложные составляющие;

 при обучении осуществлять показ самого действия, фиксировать внимание на его «секретах» (например, главный «секрет» приема пищи – брать еду с ложки  губами, а не языком. Взрослый при этом  вытягивает губы «трубочкой», имитирует  втягивание  содержимого);

 по мере  приобретения  навыка  доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается, взрослый только наблюдает, подсказывает правильное  действие;

поощрение самостоятельных  действий  укрепляет  положительное  отношение, утверждает в стремлении к самостоятельности;

ласковый  голос, спокойное  и доброжелательное  отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки  делают процесс формирования навыка  более  привлекательным.

Правила: «Учимся умываться»

 

         Завернуть  рукава  одежды

         Взять  мыло и намылить  руки – сделать белые перчатки

         Смыть  мыло под струей воды

         Вымыть лицо (взрослый  называет каждую  его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.

         Еще раз  обмыть руки водой

         Снять полотенце

         Насухо вытереть  лицо и руки (взрослый называет  части тела и лица, которые вытираются)

         Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький», похвалить за старание.

Правило: «Учимся пользоваться полотенцем»

 

Предложить   ребенку

         Снять  полотенце  с крючка

         Положить его на одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку

         Ровно держа полотенце посередине, поднести его  к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица

         Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем

         Поменять руки местами

Все  действия сопровождаются оживленным  разговором с малышом и, при необходимости,  показом.

 

Учимся пользоваться носовым платком

         Знать  назначение носового платка

         Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению

         Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению

         Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.

         Самостоятельно  доставать платок  из кармана и использовать его по  назначению

         Постепенно формировать  умение разворачивать и сворачивать  платок, аккуратно  класть его в карман

         Обращать внимание на чистоту  носового  платка

Учим пользоваться расческой

         Знать  свою  расческу и место, где она лежит

         Показать  функциональное  назначение  расчески и формировать  навык  ее использования

         Исключить возможность  пользования чужой расческой

Учимся пользоваться зеркалом

         Знать, что такое зеркало и его функциональное  назначение (причесываться перед  зеркалом, рассматривать  свою одежду)

         подводить малыша  к зеркалу, обращать  внимание  на чистоту одежды и лица

 

В детском  саду   процессы  приема  пищи,  одевания-раздевания,  подготовка ко сну   часто сопровождаются  капризами, так как  раньше  все  эти функции  помогала выполнять мама. Поэтому  в общении  с детьми  очень важно использовать игровые приёмы,   элементы  устного  народного  творчества. Сказки, потешки,  загадки, уговорушки являются незаменимым  средством  установления  контакта  с ребенком. Ласковый  говорок  потешек и прибауток вызывает у него  радость. Именно через  элементы фольклора  легко  донести до ребенка  свою нежность, заботу, любовь и веру в него. Использование  элементов устного  народного  творчества способствует  развитию  речевых  навыков, обогащению словарного  запаса и приобщает к красоте  речи.

Предлагаем вам, уважаемые родители самые варианты стихов, потешек для общения с ребенком.

Потешки при умывании

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

 

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки  краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А водичка булькает

А водичка пениться

Катенька помоется,

Причешется, оденется.

Хлюп-хлюп  ручками,

Полон  мыла таз

Ты не трогай, Катенька

Мыльной ручкой глаз.

Водичка  серебристая

Струиться из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Водичка серебристая,

ты как сюда попала?»

«Через  луга росистые

Я в детский сад  бежала».

«Водичка серебристая,

зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг  сверкало».

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Из колодца принесла

Курица  водицы.

И цыплята всей  гурьбой

Побежали мыться.

 В ручейке вода струиться

В речке плещется вода.

Мы под краном будем  мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

 

 

Потешки при одевании

 

Моя Катя  маленька,

На ней шубка  аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

 

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

 

Надеваем  шапочки,

Надеваем  курточки,

Застегиваем пуговички,

Один, два, три, четыре, пять

Мы готовы все  гулять.

Ой, забыли мы про туфельки.

Обуем  туфельки на ножки.

Эту на правую ножку,

Эту на левую ножку.

 

Наденем на ножки

Новые  сапожки,

Пустим по дорожке.

Будет Катенька ходить,

Сапожки новые носить.

 

Завяжи потуже  шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу.

Гулять хочу.

 

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ.

Ручками Хлоп-хлоп-хлоп.

 

 

Потешки на прогулке

 

Ночью выпал  первый снег.

Я оделась  раньше всех.

Я санки качу,

Гулять  хочу.

 

Покатились санки вниз,

Крепче Катенька держись!

Ты сиди, не упади –

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно,

А нет то, разбиться можно.

На горочке  нашей

Детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша

И Катенька есть.

 

Крепче  стал  мороз  никак,

Мы  замерзнем  стоя  так.

Чтоб  согреться  поскорей,

Будем  прыгать  веселей.

 

 

 


Потешки «на сон грядущий»

Ходит  Сон по хате,

В сереньком  халате,

А Сониха  под окном -

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

Ты, цыпленочек, усни.

 

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисята спят на горочках,

Зайцы спят на травушке, утки – на муравушке,

Детки спят по люлечкам,

Спят - поспят,

всему  миру спать велят.

 Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших  деток усыплять.

 

 

 

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька,  не  лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Потешки после сна

 Колокольчик ледяной,

Он всегда, везде со мной,

«Просыпайтесь!»- говорит,

«Закаляйтесь!» - всем велит.

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают,

Ура, я проснулся(лась).

Вот  проснулся  петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Вставай, мой Юрочка.

На ковре котята  спят,

Просыпаться не хотят.

Вот  на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

 

Вместе с солнышком  встаем,

Вместе  с птичками  поем,

С добрым  утром, с новым  днем.

Вот как  славно  мы живем.

Как научить ребенка вести себя за столом

 

Многих  родителей интересует  этот  вопрос.  Многие  дети  и на третьем  году требуют, что бы их кормили  взрослые, просят почитать  книги во время еды, просят включить мультфильмы.. Родители знают, что этого  делать нельзя, но идут на различные ухищрения, лишь  бы накормить  малыша.  Очень важно соблюдать некоторые правила. У ребенка необходимо  вырабатывать положительное  отношение  к приему пищи: не нужно  накладывать на тарелку слишком много пищи.   Никогда не кормите ребенка насильно; не разрешайте уносить с собой куски хлеба, яблоки,  сладости; не следует между приемами пищи давать дополнительную еду,  не стоит давать сладости «под  просмотр» телевизора, показывайте образец приема пищи, выработайте свой порядок за столом.  Участие ребенка в семейном ужине  имеет для него большое значение.  Это  значит, что он принят в семье, является равноправным  членом, следовательно, должен  выполнять правила, принятые в семье за столом. Например, закончив  еду нужно  дождаться  всех. Атмосфера за столом должна быть доброжелательная, темы разговоров  приятны и интересны для всех членов без исключения. Очень распространено мнение, что за столом нельзя разговаривать. Но все же это возможно,  ребенок имеет право участвовать в беседе и быть выслушанным, если выполняются следующие правила: во время разговора во рту у него нет пищи, если он вступил в разговор, не перебив другого. Если ребенку сложно выполнять эти правила, стоит временно отказаться от бесед за столом.  Еще один важный момент - это запрет на обсуждение манеры приема пищи, лучше лишний раз показать как правильно вести себя за столом на своем личном примере.

 

Памятка по формированию простейших навыков самостоятельности: 

в 2 года и 6 месяцев:

         одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;

         расстегивать и застегивать одну - две пуговицы;

в 3 года:

         одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;

         складывать свою одежду перед сном;

         застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;

         знать назначение многих предметов и их местонахождение;

         выполнять поручения из 2–3 действий («отнеси», «поставь», «принеси»);

         уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;

         замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;

         регулировать свои физиологические потребности;

         вытирать обувь при входе в квартиру;

         аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;

         не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;

говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

И давайте не забывать, что соблюдение культурно-гигиенических правил, одно из условий здорового и безопасного роста и развития вашего ребёнка.  

 

 


















Памятка для родителей

« ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА»



Задумывались ли вы о том что

часто за повседневными заботами мы

не замечаем как меняются наши дети?


Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

Кризис - это не то, что случается с "неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе  поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.

Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.

Возрастные особенности детей 2—3 лет

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте вашему ребенку важно:

Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам как его родителям важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.





Стихотворение

Иван Муравейка

Я сама

Давай будем одеваться… — Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться… — Я сама! Я сама!

Ну, идём, хоть причешу я… — Я сама! Я сама!

Ну, давай, хоть накормлю я… — Я сама! Я сама!



Потешки

  • Петушок

Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Масляна головушка, 
Шелкова бородушка, 
Выгляни в окошко, 
Дам тебе горошка

  • АЙ, ЛАДЫ

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку




По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя, умывайся веселей!


  • Я состряпаю калач,

Коровушку подою.

Молочком напою!

Всем даст здоровье

Молоко коровье!


  • Раз, два, три, четыре, пять


Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.


  • Вот они, сапожки

Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки:
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот так хорошо.



  • Корней Чуковский «Мойдодыр»

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

 

Я за свечку,

Свечка — в печку!

Я за книжку,

Та — бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

 

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

 

Боже, Боже,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

 

Утюги

за

сапогами,

Сапоги

за

пирогами,

Пироги

за

утюгами,

Кочерга

за

кушаком —

Всё вертится,

И кружится,

И несётся кувырком.

 

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

 

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

 

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

 

Я — Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

 

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут —

Прямо в Мойку,

Прямо в Мойку

С головою окунут!»

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Кара-барас!»

 

И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

 

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

 

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

 

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

 

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

 

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

 

А потом как зарычит

На меня,

Как ногами застучит

На меня:

«Уходи-ка ты домой,

Говорит,

Да лицо своё умой,

Говорит,

А не то как налечу,

Говорит,

Растопчу и проглочу!» -

Говорит.

 

Как пустился я по улице бежать,

Прибежал я к умывальнику опять,

Мылом, мылом,

Мылом, мылом

Умывался без конца.

Смыл и ваксу

И чернила

С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки

Так и прыгнули мне в руки.

 

А за ними пирожок:

«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

 

А за ним и бутерброд:

Подскочил — и прямо в рот!

 

Вот и книжка воротилась,

Воротилася тетрадь,

И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

 

Тут великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

 

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

 

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

 

А нечистым

Трубочистам —

Стыд и срам!

Стыд и срам!

 

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

 Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

В ванне и в бане,

Всегда и везде —

Вечная слава воде!













  • Кто скорее допьет
С. Капутикян



Мама чашку молока
Маше налила.
"Мяу, - киска говорит, -
Вот и я пришла!"
Киске в миску
Отольем -
Веселее пить вдвоем.
Ну-ка,
Кто скорей допьет?
Кто ни капли
Не прольет?