Жильцова Е.А. учитель истории и обществознания МБОУ «Лесновская СОШ»
Мышление — это сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений.
Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств.
Первые 5 лет – самый важный период, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь).
До юношеского возраста (20-24 года) – мышление интенсивно развивается.
30-40 лет – пик его продуктивности.
Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне.
2
У этой коровы есть голова, тело, рога, ноги и хвост. Она смотрит влево. Передвиньте 2 спички так, чтобы корова смотрела вправо.
3
Решение:
4
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Научное обоснование гипотезы
МЫШЛЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР
ОБОБЩЕННОСТЬ
То, что человек не может познать прямо (непосредственно), он познает косвенно (опосредованно). От известного к неизвестному
Так, как все свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение
Виды мышления
КОНКРЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ (ПРАКТИЧЕСКОЕ)
Решение конкретных задач
АБСТРАКТНОЕ /СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ)
Нахождение общих закономерностей
КОНКРЕТНО-ОБРАЗНОЕ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ)
Воплощение отвлеченных мыслей в конкретные образы
Речь
Звуковая (РАЗГОВОРНАЯ)
Графическая (ПИСЬМЕННАЯ)
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. Лев Николаевич Толстой
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА
ТЕОРИЯ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ
«Первые слова были звукоподражанием.»
ТЕОРИЯ МЕЖДОМЕТИЯ (МЕЖДОМЕТНАЯ)
Г.Лейбниц,
И. Гердер,
В.фон Гумбольдт
«Первые слова – непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы»
ТЕОРИЯ ТРУДОВЫХ ВЫКРИКОВ
А.Штейнталь,
Ч. Дарвин
«При совместной работе выкрики и возгласы организуют трудовую деятельность»
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДОГОВОРА
ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЗВУКОВОГО ЯЗЫКА ИЗ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ
Л.Нуаре, К.Бюхер
«Язык изобретен сознательно»
Ж.Ж.Руссо, А.Смит
«Язык возник на базе жестового языка»
*МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ
В.Вундт
«Возникновение языка - длительный процесс. Язык возник как средство общения, выражения в процессе производственной деятельности»
Ф.Энгельс
древние греки
«logos» - для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли
Вильгельм Гумбольдт
«Язык народа - его дух, дух народа - это его язык»
Август Шлейхер
«Мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма»
Филолог Макс Мюллер
«Язык и мышление два названия одной и той же вещи»
Фердинанд де Соссюр
«Язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная»
Леонард Блумфилд
«Мышление - это говорение с самим собой»
Разделившееся мнение людей
В доказательство взаимосвязи языка и мышления:
Средства общения
Вербальные
(речевые)
Невербальные
(неречевые)
Устная
речь
Письменная
речь
Голос,
интонация
Взгляд
Мимика
Поза,
жесты
Движения
Правила общения
При общении необходимо
При общении недопустимо
Сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе
Отвлекаться.
Обращать внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т.д.
Перебивать собеседника.
Не давать оценок.
Говорить только о себе.
Не давать советов.
Давать оценки и советы.
«Попробуйте не
наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать,
а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить».
М. М. Рощин
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести.
7%
38%
55%
- Смерть языка означает смерть народа как культурной единицы
Актуальность