СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мышление и язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать при прохождении темы "Мышление и язык". Данная презентация иллюстрирует основные положения темы.

Просмотр содержимого документа
«Мышление и язык»

Жильцова Е.А. учитель истории и обществознания МБОУ «Лесновская СОШ»

Жильцова Е.А. учитель истории и обществознания МБОУ «Лесновская СОШ»

Мышление  — это сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений.   Функция мышления   — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств.

Мышление  — это сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений.

 

Функция мышления   — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств.

Первые 5 лет – самый важный период, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь). До юношеского возраста (20-24 года) – мышление интенсивно развивается. 30-40 лет – пик его продуктивности.  Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. 2

Первые 5 лет – самый важный период, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь).

До юношеского возраста (20-24 года) – мышление интенсивно развивается.

30-40 лет – пик его продуктивности.

Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне.

2

У этой коровы есть голова, тело, рога, ноги и хвост. Она смотрит влево. Передвиньте 2 спички так, чтобы корова смотрела вправо.  3

У этой коровы есть голова, тело, рога, ноги и хвост. Она смотрит влево. Передвиньте 2 спички так, чтобы корова смотрела вправо.

3

Решение: 4

Решение:

4

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ  ГОЛОВНОГО МОЗГА Научное обоснование гипотезы

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Научное обоснование гипотезы

МЫШЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОБОБЩЕННОСТЬ То, что человек не может познать прямо (непосредственно), он познает косвенно (опосредованно). От известного к неизвестному Так, как все свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение

МЫШЛЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР

ОБОБЩЕННОСТЬ

То, что человек не может познать прямо (непосредственно), он познает косвенно (опосредованно). От известного к неизвестному

Так, как все свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение

Виды мышления КОНКРЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ (ПРАКТИЧЕСКОЕ) Решение конкретных задач АБСТРАКТНОЕ /СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ) Нахождение общих закономерностей КОНКРЕТНО-ОБРАЗНОЕ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ) Воплощение отвлеченных мыслей в конкретные образы

Виды мышления

КОНКРЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ (ПРАКТИЧЕСКОЕ)

Решение конкретных задач

АБСТРАКТНОЕ /СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ)

Нахождение общих закономерностей

КОНКРЕТНО-ОБРАЗНОЕ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ)

Воплощение отвлеченных мыслей в конкретные образы

Речь Звуковая (РАЗГОВОРНАЯ) Графическая (ПИСЬМЕННАЯ)

Речь

Звуковая (РАЗГОВОРНАЯ)

Графическая (ПИСЬМЕННАЯ)

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как.   Лев Николаевич Толстой

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. Лев Николаевич Толстой

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА ТЕОРИЯ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «Первые слова были звукоподражанием.» ТЕОРИЯ МЕЖДОМЕТИЯ (МЕЖДОМЕТНАЯ) Г.Лейбниц, И. Гердер, В.фон Гумбольдт  «Первые слова – непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы» ТЕОРИЯ ТРУДОВЫХ ВЫКРИКОВ А.Штейнталь,  Ч. Дарвин «При совместной работе выкрики и возгласы организуют трудовую деятельность» ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЗВУКОВОГО ЯЗЫКА ИЗ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ Л.Нуаре, К.Бюхер «Язык изобретен сознательно» Ж.Ж.Руссо, А.Смит «Язык возник на базе жестового языка» *МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ В.Вундт «Возникновение языка - длительный процесс. Язык возник как средство общения, выражения в процессе производственной деятельности» Ф.Энгельс

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА

ТЕОРИЯ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

«Первые слова были звукоподражанием.»

ТЕОРИЯ МЕЖДОМЕТИЯ (МЕЖДОМЕТНАЯ)

Г.Лейбниц,

И. Гердер,

В.фон Гумбольдт

«Первые слова – непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы»

ТЕОРИЯ ТРУДОВЫХ ВЫКРИКОВ

А.Штейнталь,

Ч. Дарвин

«При совместной работе выкрики и возгласы организуют трудовую деятельность»

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДОГОВОРА

ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЗВУКОВОГО ЯЗЫКА ИЗ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ

Л.Нуаре, К.Бюхер

«Язык изобретен сознательно»

Ж.Ж.Руссо, А.Смит

«Язык возник на базе жестового языка»

*МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ

В.Вундт

«Возникновение языка - длительный процесс. Язык возник как средство общения, выражения в процессе производственной деятельности»

Ф.Энгельс

древние греки «logos» - для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли Вильгельм Гумбольдт «Язык народа - его дух, дух народа - это его язык» Август Шлейхер «Мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма» Филолог Макс Мюллер «Язык и мышление два названия одной и той же вещи» Фердинанд де Соссюр «Язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная»  Леонард Блумфилд «Мышление - это говорение с самим собой» Разделившееся мнение людей В доказательство взаимосвязи языка и мышления:

древние греки

«logos» - для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли

Вильгельм Гумбольдт

«Язык народа - его дух, дух народа - это его язык»

Август Шлейхер

«Мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма»

Филолог Макс Мюллер

«Язык и мышление два названия одной и той же вещи»

Фердинанд де Соссюр

«Язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная»

Леонард Блумфилд

«Мышление - это говорение с самим собой»

Разделившееся мнение людей

В доказательство взаимосвязи языка и мышления:

Средства общения Вербальные (речевые) Невербальные (неречевые) Устная речь Письменная речь Голос, интонация Взгляд Мимика Поза, жесты Движения

Средства общения

Вербальные

(речевые)

Невербальные

(неречевые)

Устная

речь

Письменная

речь

Голос,

интонация

Взгляд

Мимика

Поза,

жесты

Движения

Правила общения При общении необходимо При общении недопустимо Сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе Отвлекаться. Обращать внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т.д. Перебивать собеседника. Не давать оценок. Говорить только о себе. Не давать советов. Давать оценки и советы.

Правила общения

При общении необходимо

При общении недопустимо

Сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе

Отвлекаться.

Обращать внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т.д.

Перебивать собеседника.

Не давать оценок.

Говорить только о себе.

Не давать советов.

Давать оценки и советы.

 «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а руку протянуть. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». М. М. Рощин

«Попробуйте не

наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать,

а руку протянуть.

Не спрятать, а поделиться.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

М. М. Рощин

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести. 7% 38% 55%

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести.

7%

38%

55%

Смерть языка означает смерть народа как культурной единицы  Актуальность
  • Смерть языка означает смерть народа как культурной единицы

Актуальность


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!