Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа. Начнём с языковой разминки. | Записывают в тетрадях. | | |
Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме) | Повторение . (прием «Закончи фразу»). Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. - Начнём работу с того, что «погадаем» на ромашке. Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит- не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. - Итак, ребята, начнём! Вы подходите к доске, выбираете лепесток и отвечаете на вопрос. (На лепестках записаны вопросы) Имя прилагательное – это… (самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по… (родам, числам, падежам) В предложении имена прилагательные бывают… (определением и сказуемым) Основные способы словообразования имен прилагательных ... (приставочный, суффиксальный, сложение) Чаще всего имена прилагательные образуются ... (существительных) Прилагательные могут иметь ……… и ………. форму (полную и краткую форму) Прилагательные имеют три разряды (качественные, относительные, притяжательные) Прилагательные могут иметь степени сравнения: (сравнительную и превосходную) Что такое основа? (часть слова без окончания) Что такое суффикс? (это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов) | Устно отвечают. | | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (работа в парах) | 1) Трёх(этажный), осе..ий , серо(глазый); 2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый); 3) русско(немецкий), древне(русский)), утре...ий; 4) …… …….. ……. Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите. Сформулируйте свое задание . Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему? Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду? Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов? | Из каждого ряда надо исключить лишнее слово. Исключенные слова написать в четвертую строку . Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки Из первого ряда можно исключить слово осенний. Слова трёх(этажный) и серо(глазый) — сложные имена прилагательные . Пишутся слитно. Во втором ряду лишнее слово серебряный. Это простое прилагательное. Юго-западный, темно-зеленый — сложные прилагательные. Они пишутся через дефис. В третьем ряду лишнее слово утренний. Прилагательные русско(немецкий), древне(русский) сложные, первое слово пишется через дефис, а второе слитно. | | | |
I этап. Постановка учебной проблемы. | - Прочитайте слова, которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся. - В какой части прилагательных пропущены буквы? - А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит, какова тема урока? - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске. Познакомиться с правилом 2) учиться... . | Слова осенний, серебряный, утренний — это имена прилагательные. Буквы пропущены в суффиксах прилагательных. Мы не знаем, когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. (осознание противоречия) Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Познакомиться с правилом написания буквы н в суффиксах прилагательных; учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н. | | | |
II этап. Поиск решения учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог: Решение проблемы «Открытие нового знания». | Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез): - Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке). -Все ли слова с НН имеют суффикс –ЕНН- (Подсказка к контраргументу). Ещё какие есть гипотезы? Учитель: С этой гипотезой все согласны? (Побуждение к устной проверке). Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть? Давайте выполним морфемный и словообразовательный разбор этих слов. Утренний - утро-суффиксальный Части слова «утренний»: утр/енн/ий Состав слова: утр — корень, енн — суффикс, ий — окончание, утренн — основа слова. Осенний –осень-суффиксальный Части слова «осенний»: осен/н/ий Состав слова: осен — корень, н — суффикс, ий — окончание, осенн — основа слова. Серебряный-серебро-суффиксальный Части слова «серебряный»: серебр/ян/ый Состав слова: серебр — корень, ян — суффикс, ый — окончание, серебрян — основа слова. - Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? ( в суффиксе)(подсказка к решающей гипотезе 1) - От каких частей речи образованы прилагательные? - С помощью каких суффиксов) - Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы? Обратимся к таблице. .(Подсказка к решающей гипотезе 2). Образование и написание имен прилагательных | | Существительное | суффикс | Прилагательное | исключения | I | Туман Станция Тыква | -Н -ОНН -ЕНН | | - - ветрЕНый | II | лебедь Кожа глина | -ИН -АН -ЯН | | - - стеклЯННый оловЯННый деревЯННый | III | Полное прилагательное | Краткое прилагательное | Река медлЕННая. | Река медлЕННа. | Сначала поработаем со словами под цифрой 1. Образуйте от каждого имени существительного имя прилагательное с указанным суффиксом. В прилагательных выделите суффикс и определите количество Н Обобщите первую часть нашей работы и скажите, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных? Какое слово является исключением из этого правила? Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II. Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса. А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных. | НН пишется, если прилагательное образовано с помощью суффикса _ЕНН_ (Ошибочная гипотеза 1). Нет. В слове осенний нет суффикса –ЕНН-. НН пишется, если суффикс ударный. (Ошибочная гипотеза 2). Нет. В слове утренний суффикс безударный, но пишется НН (контраргумент). Учащиеся молчат. У доски один учащийся ,а остальные в тетрадях. От существительных: осень, серебро, утро _Н-, -ЯН-, -ЕНН- Учащиеся молчат. Выполняют задание коллективно. Один ученик работает с таблицей у доски, остальные пишут в тетрадях. Делают вывод. Делают вывод. Формулируют правило – открытие нового знания | | | | | | | | | | |
III. Воспроизведение нового знания | Обобщим все вышесказанное с помощью интерактивной таблицы | Учащиеся работают с таблицей и делают выводы. | | | |
Начало формирования умений. Составление алгоритма. | Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий. | Нужно составить алгоритм. | | | |
Организация деятельности по применению новых знаний. | 1)упр.365(образовать от данных существительных прилагательные с помощью суффикса –ин-) Важно! Различение суффиксов! Вы, конечно, заметили, что все прилагательные, образованные от существительных с помощью суффикса -ин-, относятся к миру животных. Условно назовём суффикс -ин- «звериным» суффиксом, потому что чаще всего он встречается в притяжательных прилагательных, образованных от названий зверей, птиц, насекомых: пчелиный, львиный, ослиный, крысиный, муравьиный, гусиный, соболиный и т. д. 2 Работа в группах 1 группа- образовать краткую форму прилагательных жесты искусственны щеки румяны улица пустынна вещь ценна 2.группа-образовать от данных существительных, которые имеют отвлечённое значение, прилагательные Торжество + енн(ый) = торжественный Чувство + енн(ый) = чувственный Общество + енн(ый) = общественный Невежество + енн(ый) = невежественный Свойство + енн(ый) = свойственный Мужество +енн(ый) = мужественный 3 группа- Образовать прилагательные от существительных на –ция: Станция + онн(ый)= станционный Революция + онн(ый) = революционный Лекция + онн(ый) = лекционный Традиция + онн(ый) = традиционный Репетиция + онн(ый) = репетиционный Эволюция + онн(ый) = эволюционный 4 группа- Образовать прилагательные от существительных с основой на н Барабанная дробь Картинная галерея Овчинные сапоги Законные требования Равнинный ландшафт Макаронные изделия 5 группа- объяснить правописание слов: Комиссионный комиссия+онн Клюквенный клюква+енн Лебединый лебедь+ин Стеклянный стекло+янн Телефонный телефон+н Государственный государство+енн Травяной трава+ян 2. ) Работа с текстом Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами. Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул. - Определите основную мысль текста. О чем он? (О прогулке у моря ) - Определите стиль этого текста. (Художественный). - Какие элементы художественного стиля вы можете указать в этом тексте? (Метафора, эпитеты). | | |
| 3. Работа с пословицами. Соединить пословицы, объяснить написание суффикса. Очи орлиные, а крылья комариные. Не гонись за длинным рублем. Молоденький умок, что весенний ледок. За старой головой — как за каменной стеной. Старинного закалу человек. Весенний лед толст, да прост; осенний — тонок, да цепок. Петушиным гребнем головы не расчешешь. 4. Буквенный диктант. Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишете только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове. Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный. Проверь себя. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | нн | н | н | нн | нн | н | н | нн | н | нн | Поставь себе оценку: "5" - нет ошибок; "4" - 1; | Дети выполняют задание и повторяют правило о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных. | | |
| больше - "2". | | |
Физкультминутка | | | |
| 5. | | |
| 6. Составьте предложения, используя словосочетания: сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы, причудливые искусственные кружева, багряное солнце, | | |
Проверка знаний | Для подведения итогов нашего урока выполним электронное задание и ответим на вопрос «Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, пишется Н и НН?» | Учащиеся выполняют задание, получают оценку. | | |
1. Итог урока. Рефлексия. | Сегодня на уроке я: 1) узнал, открыл для себя… 2) научился, смог… 3) могу похвалить себя и своих одноклассников за … | Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме. | | |
Домашнее задание | Используя прилагательные с н и нн , написать мини-сочинение «Весна». | |