СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о творчестве автора, о своеобразии конфликта  в повести Гоголя; отработать умение анализировать текст произведения,  участвовать в дискуссии; проконтролировать уровень усвоения материала по  теме  « Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: литература

Класс: 7«А»

Автор УМК: Т.Ф. Курдюмова

Учитель: Блинова Т.А.

Тема: Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Содержательная цель: сформировать представление о творчестве автора, о своеобразии конфликта в повести Гоголя; отработать умение анализировать текст произведения, участвовать в дискуссии; проконтролировать уровень усвоения материала по теме « Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Деятельностная цель: формирование активной личной позиции; развитие образного мышления, речевых способностей и потребностей в эстетическом совершенствовании своей речи, навыков самоконтроля и адекватной самооценки; создание ситуации успеха; воспитание чувства патриотизма, ответственности за свои поступки, товарищества.



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационное начало (1 м)

  1. Мотивация (3 мин)

Цель: выработка готовности к реализации нормы учебной деятельности

1.Русский литературный критик В.Г. Белинский назвал повесть Гоголя «Тарас Бульба» «Поэмой о любви к родине, о ненависти к захватчикам».

2. Как иначе назвать любовь к Родине? Патриотизм

3. Какие качества настоящего патриота вы можете назвать?

4. Кто из вас считает себя патриотом?

Жизнь многогранна, всякое может произойти, мы завидуем людям, уехавшим жить за границу, одобряем их. Наши спортсмены играют за команды других стран, студенты едут учиться за рубеж, девушки мечтают выйти замуж за иностранца. И у вех этих людей есть семьи, дети, родители. Как себя вести в непростых ситуациях, чтобы остаться патриотом, не стать предателем и не нанести себе душевную рану, помнить о своем счастье?

Что проще: оказаться самому перед выбором или посмотреть, как делает этот выбор другой человек и обсудить его?

Литература дает нам эту возможность. На примере литературных героев мы можем примерить непростую ситуацию на себя, научиться делать правильный выбор.

Объясняют, как поняли эти слова

  1. Повторение пройденного (2 мин)

Цель: подготовка к новому материалу, повторение пройденного по теме

1.О каком времени идет речь в повести? 16.в

2.Из-за чего воюют поляки и украинцы? Территории, вера (православные и католики)

3. Какова роль казачества в это время? Живут на границе

Дают ответы на вопросы

4.Актуализация знаний и фиксирование затруднений (20 м)

Цель: осознание новых знаний, выявление причин затруднений в собственной деятельности

1.В повести 2 героя –Остап и Андрий – родные братья. Они оказываются в одинаковых условиях, но поступают по-разному. Почему это происходит? Как это выяснить?

ТЕМА УРОКА?

2.Как сравнить двух людей? схожесть и различие, внешность, характер, поступки, мотивация, мысли и чувства.

3.В какой форме удобнее всего оформить записи? Таблица

4.Составьте интеллект-карту: что расположите по вертикали. По горизонтали? Доска – тетради

5. Какими материала ми надо будет пользоваться? Текст, тетрадь, учебник

6.Какие характеристики для сравнения?


  1. Внешность « Это были два дюжие молодца…Крепкие, здоровые лица…. Автор описывает братьев как единое целое.

  2. Диалог с отцом – Остап прямой, говорит, что думает. Андрий уходит от насмешки – «мазунчик»

  3. Товарищество – Остап считался «одним из лучших товарищей», «никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей». Андрий обладает изобретательностью, избегает наказаний, уворачивается. Значит, страдает кто-то другой.

  4. Учеба – Остапу дается тяжело, он перебарывает себя ради отца, чтобы не позорить семью. Андрий учиться легко.

  5. Мечты - Остап мечтает о подвигах, геройских поступках ради родины, товарищей, отца. Андрий – о любви, о прекрасной полячке, это только его личное пространство.

  6. В бою – Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Это будет со временем добрый полковник»,- говорит о нём Тарас. Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он воин. Остап – человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу – Тарасу). Андрию  свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и чувство прекрасного, он желание иметь свою точку зрения на все.

  7. Казнь казака – Остап считает смерть правильным наказанием за преступление против товарища. Андрий сомневается.

  8. Характер - Остап – верный, прямодушный, серьезный, вдумчивый, хладнокровный, Андрий – страстный, дерзкий, изворотливый, впечатлительный.

  9. Осада Дубны - Остап сражается, переживает за общее дело, за казаков, заступается перед начальством. Андрий – не раздумывая идет за служанкой в осажденный город к возлюбленной. Могли его заманить обманом? Взять в плен? Что поражает Андрия в городе? Ужас голода, звуки органа в соборе, красота и страдания возлюбленной. Почему он принимает решение перейти на сторону поляков? Люди одной крови с его возлюбленной не кажутся ему врагами. В голодных смертях горожан он видит и свою вину. Красота женщины, музыки, храмов не может быть порочной по его мнению. Первый раз Андрий оказывается перед выбором. Почему его выбор такой? Как иначе можно было поступить в этой ситуации? Осознает ли герой, что он предатель? Осознает ли это его возлюбленная? Можно ли назвать героя эгоистом? Понимает ли он риск? Самой желанной становится любовь, и Андрий готов заплатить за нее любую цену.

  10. Гибель героев – Андрия убивает отец. Нет ничего страшнее для родителей. Но рука Тараса не дрогнула. Андрий – его позор. Отец казнит его как преступника. «Я тебя породил, я тебя и убью». Остап – мучительная казнь на глазах у людей. Зачем Тарас выдает себя? Поддержать сына. Он – его гордость. Он погибает как герой.

Объясняют, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь.








Составление интеллект- карты

Ответы на вопросы.














































Моделирование:

Попробуйте обвинять и защищать героя.










5.Закрепление с анализом и проговариванием во внешней речи (10 м)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала, включение нового способа действий в систему знаний

Выберите пословицы о любви к родине.

Почему народная мудрость создает эти изречения, а о любви пословиц мало «Любовь зла…» например?

С кем сравнивают родину? Мать и родина у человека одна. Прекрасное чувство любви должно быть созидательным, а не разрушительным.

  1. Какие чувства мы испытываем к героям? Почему?



Дают ответы на вопросы

6.Рефлексия и д/з (5 м)

Цель: самооценка результатов своей деятельности, осознание применения новых знаний, умений и навыков

  • О чем заставила задуматься вас повесть Гоголя?

  • Вам по возрасту это произведение? Или надо изучать его позже/раньше? Почему?

  • Вы смогли высказать свое мнение на уроке?


Д/З:

подобрать цитаты для характеристики Тараса Бульбы



Береги землю родимую, как мать любимую.

Любовь к Родине сильней смерти.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

За Родину, за честь – хоть голову снесть.

За Родину-мать не страшно умирать.

Одна мать родна и Родина одна.

Позор перед Родиной хуже смерти.

Родину головой оберегают.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!