СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. В. Гоголь - драматург.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нём может поместиться толпа из тысячи человек, и что вся эта толпа, ни в чём не сходная между собою,…может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много миру сказать добра.         Н.В. Гоголь  

Просмотр содержимого документа
«Н. В. Гоголь - драматург.»

Н. В. Гоголь - драматург

Н. В. Гоголь - драматург

Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нём может поместиться толпа из тысячи человек, и что вся эта толпа, ни в чём не сходная между собою,…может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много миру сказать добра.   Н.В. Гоголь

Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нём может поместиться толпа из тысячи человек, и что вся эта толпа, ни в чём не сходная между собою,…может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много миру сказать добра.

Н.В. Гоголь

Теория Драма – 1) один из трёх родов литературы наряду с эпосом и лирикой; отличается от других родов литературы способом передачи сюжета через диалоги персонажей; к драме относится любое литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене;   2) один из основных жанров драматургии наряду с трагедией и комедией.

Теория

Драма – 1) один из трёх родов литературы наряду с эпосом и лирикой; отличается от других родов литературы способом передачи сюжета через диалоги персонажей; к драме относится любое литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене;

2) один из основных жанров драматургии наряду с трагедией и комедией.

Драматические произведения создаются по своим особенным законам: Композиция строится в порядке изложения событий: завязка, основные события, кульминация, развязка.  Нет авторского повествования.  Не видим отношения автора к происходящему и персонажам.  Автор скрыт за репликами и действиями персонажей.  Действие пьесы ограничено временем сценического исполнения, поэтому по своему объёму она не может быть большой (2-4 часа сценического времени).  В пьесах изображаются наиболее значимые события, которые развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц.  Особую роль в пьесе играет конфликт, скрытая или явная борьба действующих лиц.

Драматические произведения создаются по своим особенным законам:

  • Композиция строится в порядке изложения событий: завязка, основные события, кульминация, развязка.
  • Нет авторского повествования.
  • Не видим отношения автора к происходящему и персонажам.
  • Автор скрыт за репликами и действиями персонажей.
  • Действие пьесы ограничено временем сценического исполнения, поэтому по своему объёму она не может быть большой (2-4 часа сценического времени).
  • В пьесах изображаются наиболее значимые события, которые развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц.
  • Особую роль в пьесе играет конфликт, скрытая или явная борьба действующих лиц.

Конфликт - система противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, борьба образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом произведении. Особенно ярко конфликт проявляется в драме.

Комедия - вид драмы, в котором специфически разрешается конфликт, а именно не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон; борьба героев направлена на «низменные», т. е. обыденные, цели и ведется смешными, забавными или нелепыми средствами.

Амплуа - специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием.

Реплика - элемент текста драматического произведения; обособленное высказывание персонажа. Это первичный элемент общего сценического действия, т. к. в драме , в отличие от эпоса , материальная основа сюжета складывается не из различных физически выраженных действий персонажей, а только из реплик как речевых действий.

Ремарка – замечание или примечание драматурга, главное содержание которого – указание места и времени действия, а также сценических поступков и психологического состояния персонажей.

Гоголь и театр Театр и театр — две разные вещи, равно как и восторг самой публики бывает двух родов: иное дело восторг от того, когда какая-нибудь балетная танцовщица подымет ногу повыше, и опять иное дело восторг от того, когда могущественный лицедей потрясающим словом подымет выше все высокие чувства в человеке.  Н.В. Гоголь из статьи «Театральный разъезд»

Гоголь и театр

Театр и театр — две разные вещи, равно как и восторг самой публики бывает двух родов: иное дело восторг от того, когда какая-нибудь балетная танцовщица подымет ногу повыше, и опять иное дело восторг от того, когда могущественный лицедей потрясающим словом подымет выше все высокие чувства в человеке.

Н.В. Гоголь из статьи «Театральный разъезд»

Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный талант и все данные для игры на сцене..   Тимофей Пащенко, одноклассник Гоголя Он сочинял пьесы для гимназического театра, писал декорации, шил костюмы и, конечно, был первым актёром. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображался в героев своих озорных шуток. Особенным успехом Гоголь пользовался в роли госпожи Простаковой из фонвизинского «Недоросля». Ему прочили славу великого комика.

Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный талант и все данные для игры на сцене..

Тимофей Пащенко, одноклассник Гоголя

Он сочинял пьесы для гимназического театра, писал декорации, шил костюмы и, конечно, был первым актёром. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображался в героев своих озорных шуток. Особенным успехом Гоголь пользовался в роли госпожи Простаковой из фонвизинского «Недоросля». Ему прочили славу великого комика.

Видел я эту пьесу в Москве и в Петербурге, но сохранил всегда то убеждение, что ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл эту роль шестнадцатилетний тогда Гоголь. Он был превосходный актёр.  Константин Базили, одноклассник Гоголя

Видел я эту пьесу в Москве и в Петербурге, но сохранил всегда то убеждение, что ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл эту роль шестнадцатилетний тогда Гоголь. Он был превосходный актёр.

Константин Базили, одноклассник Гоголя

«О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха!» «Во глубине холодного смеха могут оказаться горячи искры вечной могучей любви». «Многое возмутило бы человека, быв представлено в наготе своей; но, озарённое силою смеха, несёт оно уже примиренье в душу.  Несправедливы те, которые говорят, что смех не действует на тех, противу которых устремлён, и что плут первый посмеётся над плутом, выведенным на сцену… насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете». «Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего». Н.В. Гоголь, читающий «Мёртвые души». 1839. Рисунок Э. Дмитриева-Мамонова

«О смех, великое дело!

Ничего не боится человек так, как смеха!»

«Во глубине холодного смеха могут оказаться горячи искры вечной могучей любви».

«Многое возмутило бы человека, быв представлено в наготе своей; но, озарённое силою смеха, несёт оно уже примиренье в душу. Несправедливы те, которые говорят, что смех не действует на тех, противу которых устремлён, и что плут первый посмеётся над плутом, выведенным на сцену… насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».

«Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего».

Н.В. Гоголь, читающий «Мёртвые души». 1839. Рисунок Э. Дмитриева-Мамонова

В 30-е годы XIX века Гоголь серьёзно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считает, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях с наказанием пороков на глазах зрителей. Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни «Игроки» и «Женихи» (позднее переработана в «Женитьбу»). Не закончил комедии «Владимир третьей степени», из-за того что «перо постоянно натыкалось на такие места, которые цензура ни за что бы не пропустила. Мне ничего не остаётся, как выдумать сюжет невинный, которым даже квартальный не мог обидеться».

В 30-е годы XIX века Гоголь серьёзно задумывается о будущем русской комедии.

Писатель считает, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях с наказанием пороков на глазах зрителей.

Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни «Игроки» и «Женихи» (позднее переработана в «Женитьбу»).

Не закончил комедии «Владимир третьей степени», из-за того что «перо постоянно натыкалось на такие места, которые цензура ни за что бы не пропустила. Мне ничего не остаётся, как выдумать сюжет невинный, которым даже квартальный не мог обидеться».

Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. . Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и клянусь, будет смешнее чёрта.  Из письма А.С.Пушкину от 7 октября 1835 г. Криспин приезжает в губернию N на ярмонку – его принимают за ревизора – Губернатор честной дурак – Губернаторша с ним кокетничает – Криспин сватается за дочь.  Из черновых набросков А.С. Пушкина 30-х г.г. (Криспин – амплуа хвастуна и плута во французской комедии). Мысль «Ревизора» принадлежит ему.  Гоголь о Пушкине, из «Авторской исповеди» Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин. Неизвестный художник первой половины XIX в.

Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. . Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и клянусь, будет смешнее чёрта.

Из письма А.С.Пушкину от 7 октября 1835 г.

Криспин приезжает в губернию N на ярмонку – его принимают за ревизора – Губернатор честной дурак – Губернаторша с ним кокетничает – Криспин сватается за дочь.

Из черновых набросков А.С. Пушкина 30-х г.г.

(Криспин – амплуа хвастуна и плута во французской комедии).

Мысль «Ревизора» принадлежит ему.

Гоголь о Пушкине, из «Авторской исповеди»

Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин.

Неизвестный художник первой половины XIX в.

Гоголь о премьере «Ревизора» «Ревизор» сыгран — и у меня на душе так смутно, так странно… Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно тягостное облекло меня. Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое. Главная роль пропала; так я думал… С самого начала представления пьесы я уже сидел в театре скучный. О восторге и приеме публики я не заботился. Одного только судьи из всех бывших в театре я боялся, — и этот судья я был сам… Еще раз повторяю: тоска, тоска! Не знаю сам, отчего одолевает меня тоска… Я устал и душою и телом.

Гоголь о премьере «Ревизора»

«Ревизор» сыгран — и у меня на душе так смутно, так странно… Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно тягостное облекло меня. Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое. Главная роль пропала; так я думал… С самого начала представления пьесы я уже сидел в театре скучный. О восторге и приеме публики я не заботился. Одного только судьи из всех бывших в театре я боялся, — и этот судья я был сам… Еще раз повторяю: тоска, тоска! Не знаю сам, отчего одолевает меня тоска… Я устал и душою и телом.

Все против меня… Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня. Малейший призрак истины — против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия. Воображаю, что же было бы, если б я взял что-нибудь из петербургской жизни, которая мне больше и лучше теперь знакома, нежели провинциальная.  Из письма М.Щепкину от 29 апреля 1836 года

Все против меня… Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня.

Малейший призрак истины — против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия. Воображаю, что же было бы, если б я взял что-нибудь из петербургской жизни, которая мне больше и лучше теперь знакома, нежели провинциальная.

Из письма М.Щепкину от 29 апреля 1836 года


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!