СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"На дне" (урок 1-2). М. Горький.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"На дне" (урок 1-2). М. Горький.»

Особенности жанра и композиции в пьесе  М. Горького «На дне» 2020 год

Особенности жанра и композиции в пьесе М. Горького «На дне»

2020 год

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше.   *В центре – гордая и сильная личность.  *Красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном (подвигом считается также сопротивление общему течению жизни).

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. *В центре – гордая и сильная личность. *Красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном (подвигом считается также сопротивление общему течению жизни).

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Место действия 1 действие – «подвал, похожий на пещеру» 2 действие – «та же обстановка» 3 действие – пустырь, «засоренный разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место» 4 действие – перемены в обстановке… пустырь.

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Место действия

1 действие – «подвал, похожий на пещеру»

2 действие – «та же обстановка»

3 действие – пустырь, «засоренный разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место»

4 действие – перемены в обстановке… пустырь.

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Обитатели ночлежки

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Обитатели ночлежки

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Обитатели ночлежки

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Обитатели ночлежки

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Обитатели ночлежки

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Обитатели ночлежки

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Обитатели ночлежки

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Обитатели ночлежки

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Обитатели ночлежки

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Обитатели ночлежки

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Конфликт

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Конфликт

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Конфликт

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Конфликт

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Конфликт

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Конфликт

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Экспозиция – разговор ночлежников (Костылев ищет жену Василису); Завязка – появление в ночлежке Наташи; Развитие действия – «возрождение» Васьки Пепла; Кульминация (вынесена за сцену) – «кипятком ноги девке сварили»; Развязка – убийство Костылева Васькой Пеплом.

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Экспозиция – разговор ночлежников (Костылев ищет жену Василису);

Завязка – появление в ночлежке Наташи;

Развитие действия – «возрождение» Васьки Пепла;

Кульминация (вынесена за сцену) – «кипятком ноги девке сварили»;

Развязка – убийство Костылева Васькой Пеплом.

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. АНТИЧЕСЛОВЕЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАЛЕЧАТ ЧЕЛОВЕКА, И ДАЖЕ ЛЮБОВЬ НЕ СПАСАЕТ ЕГО, А ВЕДЕТ К ТРАГЕДИИ. Одна Василиса достигает своих целей. В ней не остается ничего человеческого.

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Любовный конфликт становится гранью социального конфликта.

АНТИЧЕСЛОВЕЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАЛЕЧАТ ЧЕЛОВЕКА, И ДАЖЕ ЛЮБОВЬ НЕ СПАСАЕТ ЕГО, А ВЕДЕТ К ТРАГЕДИИ.

Одна Василиса достигает своих целей. В ней не остается ничего человеческого.

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Конфликт

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Конфликт

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Сюжет

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Сюжет

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) ЖАНР: Социально-философская драма

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

ЖАНР:

Социально-философская драма

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902) Актуальность

ДРАМА «НА ДНЕ» (1902)

Актуальность

«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне». 2020 год

«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне».

2020 год

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:   1. Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?   АКТЕР – «Не понимаю… почему – нельзя?»

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: 1. Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки? АКТЕР – «Не понимаю… почему – нельзя?»

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:   2. В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?  Найдите примеры в тексте.   3. Кто из персонажей противопоставлен остальным?

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: 2. В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев? Найдите примеры в тексте. 3. Кто из персонажей противопоставлен остальным?

ЗАВЯЗКА КОНФЛИКТА – появление Луки.   Взгляды на жизнь : «Мне все равно: я и жуликов уважаю…»; «Старику – где тепло, там и родина…».    Все развитие сюжета концентрируется именно на Луке.

ЗАВЯЗКА КОНФЛИКТА – появление Луки. Взгляды на жизнь : «Мне все равно: я и жуликов уважаю…»; «Старику – где тепло, там и родина…». Все развитие сюжета концентрируется именно на Луке.

Каким образом Лука действует на ночлежников?   Действие 1.   Приведите примеры.

Каким образом Лука действует на ночлежников? Действие 1. Приведите примеры.

Каким образом Лука действует на ночлежников?   Находит подход к ночлежникам: жалеет Алешку, не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников, жалеет Анну.

Каким образом Лука действует на ночлежников? Находит подход к ночлежникам: жалеет Алешку, не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников, жалеет Анну.

О ЛУКЕ МЫ ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ:  «Мяли много, оттого и мягок…»

О ЛУКЕ МЫ ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ: «Мяли много, оттого и мягок…»

Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки?   Действие 2 (Актеру, Анне, Пеплу) Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.

Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки? Действие 2 (Актеру, Анне, Пеплу)

Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.

Врал ли ночлежникам Лука?   Как ночлежники относятся к словам Луки?

Врал ли ночлежникам Лука? Как ночлежники относятся к словам Луки?

 «ВЕРУЮЩИЕ»  «НЕВЕРУЮЩИЕ» Анна – в Бога Клещ уже ни во что не верит Татарин - в Аллаха Бубнов не верил никогда и ничему Настя – в «роковую» любовь Барон – в свое прошлое

«ВЕРУЮЩИЕ»

«НЕВЕРУЮЩИЕ»

Анна – в Бога

Клещ уже ни во что не верит

Татарин - в Аллаха

Бубнов не верил никогда и ничему

Настя – в «роковую» любовь

Барон – в свое прошлое

Имя ЛУКА От евангелиста Луки («светлый») «Лукавый» («чёрт»)

Имя ЛУКА

От евангелиста Луки («светлый»)

«Лукавый» («чёрт»)

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ  выражается в развитии сюжета. Васька Пепел - каторжник Актер удавился Ложная надежда может привести человека к самоубийству.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ выражается в развитии сюжета.

Васька Пепел - каторжник

Актер удавился

Ложная надежда может привести человека к самоубийству.

«Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

«Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание! Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих.   С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ЛУКИ ИХ ВЕРА И НАДЕЖДА ГАСНЕТ.

Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание!

Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих.

С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ЛУКИ ИХ ВЕРА И НАДЕЖДА ГАСНЕТ.

Домашнее задание Прочитать действие 3-4. Сделать закладки о высказываниях разных героев о правде. Выучить записи в тетради.

Домашнее задание

  • Прочитать действие 3-4.
  • Сделать закладки о высказываниях разных героев о правде.
  • Выучить записи в тетради.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!