Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель. Есть даже шуточная песенка, в которой рассказывается, "из чего сделаны мальчики и девочки"
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зеленых лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики.
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет, и пирожных,
И сладостей всевозможных.
Вот из чего сделаны девочки.
(С.Я. Маршак)
? Я надеюсь, что мальчики и девочки понимают шутки и не обижаются.
? А из чего состоят слова?
(Да, слова также состоят из частей. Это ¬, , ^ и ?
? Но сегодня на уроке речь пойдет только об одной части слова – это корень.
? Чем интересно это слово?
(показ иллюстраций корня растения и корня зуба)
? Что общего в значениях этого слова?
? А теперь давайте возьмем и уберем у растения. Что произойдет?
? Что можно сказать про корень, как часть растения?
? А что произойдет с зубом, если не будет корня?
? Какой можно сделать вывод?
? Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на вопрос:
Является ли корень для слова важной, главной частью.
|
из частей
¬, , ^ и ?
оно многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова
это часть чего-либо
оно погибает
это важная часть
корень растения и корень зуба – важные части
|
- Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Жил был корень – сад –. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех этих слов была общая часть, та, что человек посадил сначала.
(учитель читает стихотворение «Как растут слова»)
Как то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, словно – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гуляем в саду словесном
? Какие слова выросли из корня – сад?
? Как вы понимаете смысл этих слов?
? Все эти слова «выросли» из одного корня сад. Как они называются? Почему?
? Прочитайте только корень.
? Вы поняли, что означает это слова?
? А теперь я закрываю корень. Прочитайте оставшиеся части.
? Ясен ли смысл слова?
? Какой вывод мы можем сделать?
- Чтение правила по учебнику. Сравнение уч-ся собственной формулировки правила и формулировки, предложенной в учебнике.
? Откройте учебник на стр. 75, прочитайте правило и сравните с тем, какое вывели мы.
- Воспроизведение правила 1 – 2 учениками.
|
рисунок дерева
рассада и т.д.
(помещаются на дерево)
родственные или однокоренные , т.к. один корень
сад
да
нет
корень – это главная часть слова.
В корне заключен
смысл слова.
|
? А теперь, давайте посмотрим, как вы поняли это правило.
- Работа по учебнику, упр. 117 (письменно)
? Откройте тетрадь. Запишите число, кл. работа, упр. 117.
? Прочитайте слова.
? Что можно сказать про эти слова?
? Спишите слова, выделите корень.
Дополнительное задание: подобрать и дописать свое однокоренное слова к ним.
Проверка.
- Т.К. вы умеете выделять
в родственных словах, выполните след. задание.
Запишите в тетради слово малыши, выделите 
Проверка.
? Почему получились разные ответы?
? Расскажи, как ты выделял 
? Значит, что нужно сделать. Чтобы правильно выделить корень?
Чтение вывода на стр. 75 и сравните.
? Какие однокоренные слова можно подобрать к слову малыш?
Доска: малыш
(слева маленький
отворот мал
лицевая малышок
сторона) и т.д.
(В зависимости от времени учитель пишет эти слова сам или дети выбегают и пишут по цепочке по 1 слову друг под другом, в столбик)
? Итак, прежде чем выделить корень, что нужно сделать?
? Мы подобрали множество родственных слов. Что делаем теперь?
? Общая часть – мал –
? Что потом?
? Что мы с вами сейчас составили?
- ? Мы составили алгоритм нахождения и выделения корня в родственных словах.
Давайте попробуем применить свои знания
фронтальная работа.
Задание: выделить в слове
- С чего начнем? (дети по цепочке записывают слова на доске)
- Что дальше?
- Чем закончим?
- Диффер. работа.
? Поднимите руку кто понял, как выделять корень?
Вы поработайте с/р (однокоренные слова записать столбиком)
? по алгоритму
а) зимний цветок б) игрушка
в) варенье г) линейка
д) красивый
? Кто испытывал затруднения, работают вместе со мной у доски
а) листик б) ласковый
Проверка.
Закрыть сторону доски доской
|
они родственные или однокоренные
несколько человек на инд. Досках
необходимо подобрать несколько родственных слов
- подобрать родственные слова
- Находим общую часть родственных слов
выделяем корень
алгоритм нахождения и выделение корня
доска: ребус: Р 1 а
Родина
род, родители, родной, родственник, роддом, родился
2 ученика у доски
|
? О какой части слова мы сегодня говорили на уроке?
? Найдите правильное определении корня:
- Корень – это общая часть всех слов.
- Корень – это главная часть предложения.
- Корень – это общая часть однокоренных слов.
? Чему учились на уроке?
? Что еще нового узнали на уроке.
Самооценка класса (магниты)
? Кому было легко на уроке? (зеленый)
? Кто затруднялся? (красный)
? Ребята, кто испытывал на уроке сегодня затруднения, не переживайте, на след. уроках мы будем тренироваться.
|
корень слова
доска
|