9 класс. История. Учитель Коробка И.И.
Тема урока: « Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях».
Цели урока дидактические: создать условия
для ознакомления учащихся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг; уяснения ее основных целей и направлений;
для формирования у учащихся представления о принципах, методах и подходах внешней политики СССР;
для развития навыков работы с источниками, дополнительной литературой, исторической картой, умения обобщать и систематизировать материалы.
методические: продолжить формирования навыков систематизации и обобщения знаний на основе полученной ранее информации и самостоятельной работы с разнообразной текстовой информацией.
научные: Проанализировать особенности международных отношений сверхдержав в период «холодной войны».
воспитательные: Продолжить рассмотрение роли «холодной войны» в процессе развития нашей страны, дать оценку последствий для современного общества.
Учебно-методический комплекс: Карта мира, компьютерная презентация к уроку, раздаточный материал – приложения: схемы, документы, контурные карты - листы. Данилов А.А.; Косулина Н.Г. История России 20 век . Учебник для 9-го класса. Листы – самооценки.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: эвристический, объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, практический, картографический.
Педтехнологии, элементы которых использованы на уроке: проблемного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – практикум.
Основные понятия: "холодная война", "доктрина Трумэна", "план Маршалла",НАТО, ОВД, СЭВ, социалистический лагерь, биполярный мир.
Ход урока.
СЛАЙД 1. «Война невероятна, мир невозможен».
Реймон Арон
Учитель:» 2 сентября 1945 года закончилась Вторая Мировая война. Арон Реймон французский социолог, известный политический обозреватель сказал: «Война невероятна, мир невозможен». Какие вопросы у вас возникают в связи с такой необычной оценкой ситуации? СЛАЙД №2.
(Возможные варианты ответов: Что же тогда ожидает мир ? Как будут себя вести бывшие военные союзники и бывшие противники? По каким принципам будут строиться международные отношения?).
На сегодняшнем уроке я вам предлагаю разобраться с данной проблемой. Опираясь, на имеющиеся знания из курсов отечественной и всеобщей истории, заполните схему:
СЛАЙД №3. 2 сентября 1945 г. Окончание Второй мировой войны
Основные участники международных отношений
(США СССР Великобритания Франция Китай)
Противоречия:
Военно-политическое соперничество.
Создание стратегически важных зон влияния.
Ограничения внешнеполитической самостоятельности стран, вошедших в зону влияния СССР и США;
Демонстрация силы новых научно – технических длстижений.
Создание НОВОЙ СИСТЕМЫ международных отношений
?????(«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»)
Группы представьте ваши схемы. (ПРОВЕРКА ПО ЗАПОЛНЕННОМУ СЛАЙДУ). Определим круг стран и возникшие проблемы международных отношений.
Учитель: Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Решением этого вопроса и занялись ведущие государства антигитлеровской коалиции – СССР, США, Англия и Франция, к которым вскоре присоединился Китай. Объективное развитие ситуации вело к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за стремления усилить свои позиции на мировой арене. Это, так или иначе, затрагивало интересы каждой из стран коалиции. В то же время выявилась и особенность характерная именно для периода после Второй мировой войны: конфронтация между бывшими союзниками проявилась в идеологической форме и постепенно превращалась в идейно-политическое противостояние – СССР, с одной стороны, и западные союзники – с другой. Его признаки начали нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривались к концу 1946г. Вскоре появился и термин, обозначающий это противоборство – "холодная война".
СЛАЙД №4. Какова же тема нашего урока сегодня? Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях».
По группам напишите несколько слов – ассоциаций со словом ВОЙНА .
Что в перечне лишнее, если мы будем подразумевать «холодную» войну? ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОСКУ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СЛОВ.
Страх, смерть, слезы, оружие, разруха, отсталость, зависимость…..
Наша с вами задача сегодня определить сущность понятия «холодная война», т.е. причины, признаки, участники и виновники ее начала… Нам в этом поможет выполнение проблемных заданий экзаменационного характера на выбор суждений. СЛАЙД №5.
Документальный практикум. Из предложенных суждений выберите то, которое вам наиболее предпочтительнее. Приведите факты из документов, которые аргументируют вашу точку зрения. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА:
1.Виновниками начала «холодной войны» выступили США и их союзники, проводя жёсткую политику в отношении СССР.
2.СССР виноват в развязывании «холодной войны», проводя после окончания Второй мировой войны политику расширения своего влияния в мире. СЛАЙД №6.
Приложение №2. Раздаточный материал.
СЛАЙД № 7.
1группа. Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «железная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы... За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации... наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...
Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил. Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, — это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...».
2 группа. Из статьи Л. Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»: «Холодная война» разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере на 85 процентов» (выражение г. Трумэна) похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению».
Из статьи Дж. Л. Геддиса «О прошлом во имя будущего»: «Статья Л.Безыменского и В.Фалина... являет собой пример «попятного движения» в области истории... Такая точка зрения попятна прежде всего потому, что она не допускает возможности, что ни та, ни другая сторона в 1945 г. не желала «холодной войны»... По окончании второй мировой войны и США, и Советский Союз заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке, вместо того чтобы действовать сообща... История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого и черного». При рассмотрении такого сложного вопроса, как истоки «холодной войны», нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
3 группа .Мнение американского историка Дж. Геддиса
Но, признавая за Западом частичную ответственность за «холодную войну» как результат упомянутых ошибок, мы не должны упускать из виду и ошибки, допущенные советской стороной, а это неизбежно вновь приводит нас к вопросу о Сталине и созданной им политической системе. Сталин, мягко говоря, не страдал чрезмерной доверчивостью, и дни, когда «культ личности» находился в зените, эта черта его характера не могла не отразиться на советской дипломатии, У Запада были законные основания для тревоги, когда Сталин после июня 1941 г. настаивал на сохранении контроля над территориями, приобретенными им в результате пакта 1939 г. с нацистской Германией. У Запада были основания для тревоги, когда свободные выборы в Польше, обещанные Сталиным на Ялтинской конференции, так и не состоялись. У Запада были основания для тревоги, когда в 1945 г. коммунистические партии по всей Европе внезапно отказались от линии на сотрудничество с Западом, которой они придерживались во время войны.
4 группа. Из статьи западногерманского историка Б. Грайнера
В Вашингтоне имелась группа, коей было совершенно безразлично, что думают и делают СССР или Сталин. Это — разработчики военных планов. Самое позднее с лета 1945 г. они твердо знали своего врага и серийно выпускали военные планы. В 1948—1949 гг., к примеру, считалось возможным покончить с Советским Союзом, уничтожив атомными бомбами его 70 городов и индустриальных центров. С маниакальной точностью были расписаны все детали: нападению подвергнутся 1947 объектов, в течение 30 дней намечалось 2,7 миллиона человек убить и 4 миллиона ранить. В марте 1954 г. командование стратегических ВВС видело себя на пике могущества. В случае необходимости оно бралось обрушить со всех сторон света на СССР 750 бомб и в течение двух (!) часов превратить его в «дымящиеся радиоактивные руины». Заметим, что по этому сценарию США никак не пострадали бы.
Выводы по работе с документами:
СЛАЙД №8. Причины «холодной войны»:
Столкновение интересов двух великих держав.
Борьба США и СССР за мировое господство.
Боязнь странами Запада «экспорта» коммунизма.
Стремление к экономическому и военному превосходству.
СЛАЙД №9:
Теперь попробуем дать определение :
«Холодная война» - состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами, с другой. Продолжалось с 1946 г. по рубеж 90-х. получило название «холодной войны», поскольку в отличие от «горячих войн» осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами.
СЛАЙД №10:
Подводя итоги, выделим характерные черты понятия «холодная война»:
1) Гонка вооружений.
2) Создание образа врага.
4) Военные конфликты.
3) Раскол мира
Работа с картой: посмотрите на документ №2(см. приложение) - отметьте на карте страны, входившие в противоборствующие блоки – мир стал биполярным (две мировые системы - капиталистическая и социалистичекая.)
IV. Задание по карте: красным цветом зарисовать страны «социалистического лагеря», а синим цветом «капиталистического лагеря». Сделать выводы! ОТ ГРУПП ПО 1 ЧЕЛОВЕКУ РАБОТАЮТ У НАСТЕННОЙ КАРТЫ: КРЕПЯТ РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ. Сравнивают работу групп.
СЛАЙД №11:
НАТО 1949 г. | ОВД 1955 г. |
США | СССР |
Великобритания | Болгария |
Франция | Венгрия |
Бельгия | ГДР |
Италия | Польша |
Канада | Румыния |
Нидерланды | Чехословакия |
Люксембург | Албания (до1962 г.) |
Норвегия | |
Исландия | |
Португалия | |
Греция | |
Турция | |
ФРГ | |
Испания | |
Дания | |
МИР стал биполярным!
V. СЛОВАРЬ УРОКА. Методы ведения «холодной войны» (называют самостоятельно учащиеся по группам, отвечая на вопросы, можно использовать «конверты помощи» с информацией):
СЛАЙД №12: 1 группа. Создание биполярного мира. Во главе со сверхдержавами
Как назывался мир, в котором активно развивалась борьба за лидерство между двумя сильнейшими мировыми лидерами? (биполярный мир) А как назывались государства в 40-80-х годах, обладавшие ядерным оружием и мощным военно-промышленным комплексом, а также противостоявших в «холодной войне»? (сверхдержава).
СЛАЙД №13. 2 группа. Создание военно-политических блоков
Как назывались объединения Западных государств с целью создания единой экономической и военной политики? (военные блоки) Какие военно-политические блоки были созданы в Европе в период «Холодной войны»? (1949 г НАТО, 1955 г Варшавский договор)
СЛАЙД №14-15. 3 группа. Участие в локальных войнах
Как называются войны, охватывающие относительно небольшое число государств и ограниченный географический регион? (локальные войны).
СЛАЙД №16-17. 4 группа. Проведение политики сдерживания.
Как называлась политика сверхдержав, целью которой было удержать противника от распространения своей идеологии, политики, власти. (политика сдерживания) . Доктрина Трумэна. «План Маршалла».
В 1947 г. была разработана доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».Одним из проявлений нового курса США стал план Маршалла. Цель доктрины Трумэна – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии ( доктрина сдерживания социализма) ; заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма) .
Содержание доктрины Трумэна:
- широкомасштабная экономическая помощь европейским странам;
- создание военно- политического блока;
- размещение вблизи советских границ сети военных баз США (Греция, Турция);
- поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы;
- при необходимости использование вооруженной силы.
План Маршалла – ( по имени госсекретаря США) – оказание помощи странам Европы.
VI. Итоги. Подводят самостоятельно учащиеся на основе услышанного материала на уроке. Чем же опасна холодная война?
«Холодная война» продолжалась с 1946 по 1991 год, практически до распада СССР. СЛАЙДЫ №18-23 (обзорно этапы холодной войны, как перспектива дальнейшего изучения проблем международных отношений).
СЛАЙДЫ №24: Возвращение к проблеме урока, ответы групп.
КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА? – видео О ГОНКЕ ВООРУЖЕНИЙ И О ТЕРРАКТЕ 11 СЕНТЯБРЯ В США!
УЧИТЕЛЬ: «Холодная война» серьезно повлияла на внутреннюю жизнь государств. Черно-белое видение мира порождало чувство настороженности по отношению к внешнему миру и создавало тягу к искусственной внутренней сплоченности перед лицом внешнего врага. Холодная война заставила направить колоссальные средства на вооружение. Эта гонка породила и невиданные научные открытия. Она обескровило советскую экономику, и снизила конкурентоспособность американской. Соперничество СССР и США с одной стороны облегчило народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость, но с другой, превратило этот зарождающийся «третий мир» в арену бесконечных региональных и локальных конфликтов за сферы влияния. «Холодная война» оказала глубокое и многогранное воздействие на послевоенную мировую историю.
Рефлексия: Есть выражение, что все находится в руках человека. Я предлагаю вам макеты для создания плаката по теме урока.
СЛАЙД №24. Домашнее задание: Ответить на проблемный вопрос: «Была ли, на ваш взгляд, «холодная война» неизбежным следствием итогов Второй мировой войны, или существовала иная альтернатива развития международных отношений во второй половине XX века»?
или как вариант: Заполнить «Рабочий лист» по теме урока.
Рабочий лист к уроку
Тема: «Холодная война»
Речь Уинстона Черчилля была обнародована _________________ года, в городе _____________________.
Её суть заключается_________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Речь Гарри Трумэна была обнародована_________________года.
Она стала ______________ внешней политики государства.
План Маршалла это__________________________________________
___________________________________________________________
Какая организация была создана 25.01.1949 года с целью объединения экономики социалистических стран, ее назвали «_________________
___________________________________________»
Это событие считают апогеем «холодной войны»_________________
______________________________________________________________
Что является символом?___________________________________________
«Железный занавес» в Азии, что это такое?__________________________
______________________________________________________________
Какая организация была создана 4 апреля 1949 году? Что стало её символом?________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какой военный блок социалистических стран стал противовесом НАТО?
______________________________________________________________
признаки, отражающие сущность «холодной войны»:
________________________________________________________________
Что такое «холодная война»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Эссе на тему: «Была ли, на ваш взгляд, «холодная война» неизбежным следствием итогов Второй мировой войны, или существовала иная альтернатива развития международных отношений во второй половине XX века?»
7