Урок в 5 классе.
Тема: Наглядные формы представления информации
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала с практической работой.
Цели:
Обучающие: подчеркнуть роль наглядных форм представления информации, познакомить учащихся с построением диаграмм, дать представление о таблице, развивать у учащихся навыки работы с компьютером.
Развивающие: развить у школьников логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, стимулировать у учащихся интерес к предмету.
Воспитательные: привить интерес к предмету, навыки самостоятельной работы.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация (PowerPoint), ватман, фломастеры.
Основные понятия: наглядная форма представления, рисунок, фотография, карта, схема, условные знаки, диаграмма, таблица.
Этапы урока:
Этапы урока | Цель |
I. Организационный момент (1 мин) | Подготовка учащихся к работе на занятии. |
II. Актуализация опорных знаний (3 мин) | Воспроизвести способы представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации. |
III. Изучение новых знаний | |
Формулирование темы урока (1 мин) | Определить тему урока. |
2. Постановка проблемы. Групповая работа учащихся (10 мин) | Активизировать учащихся на осознание роли наглядных форм представления информации. |
3. Изложение нового материала (9 мин) | Сформировать знания о наглядных формах представления информации: рисунке, фотографиях, схемах, условных знаков, картах, диаграммах. |
4. Физкультминутка (2 мин) | Снятие общего утомления. |
IV. Практическая работа (10 мин) | Повторение ранее изученного материала. |
V. Закрепление и контроль новых знаний (6 мин) | Организовать деятельность по применению новых знаний, выявить уровень первичного усвоения нового материала. |
VI. Подведение итогов (2 мин) | Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся. |
VII. Домашнее задание (1 мин) | Заинтересовать учащихся творческим заданием. |
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами изучили различные формы представления информации.
Идет показ презентации.
Какие формы представления информации вам уже известны? (числовой, графический, текстовый)
С помощью каких органов чувств человек может воспринимать письменную информацию? (глаз)
Расскажите о текстовой форме представления информации.
(Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.)
Объяснение нового материала.
Формулировка темы урока.
Учитель: Перед вами текстовая информация. Прочитаем ее и попробуем представить картину: (слайд 4)
Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте.
Что вы себе представили? (учащиеся отвечают)
Вы видите у всех получилось разное описание. А теперь посмотрим на картину, написанную по этому описанию. (слайд 4)
Учитель: Как вы думаете как легче воспринимать информацию:
а) по рисунку или по тексту? (по рисунку)
б) почему? (информация наглядна)
Учитель: Действительно, проще воспринимается наглядная информация. Ведь даже появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить, он воспринимает окружающий мир своими глазами. Поэтому тема нашего урока: «Наглядные формы представления информации».
Запишите тему в тетради.
Учитель: Ребята, а как вы думаете какова цель урока? (познакомиться с наглядными формами представления информации, выяснить, необходимо ли людям наглядная форма представления информации).
Постановка проблемы. Групповая работа.
Учитель: А нужна ли нам наглядная форма представления информации? А разобраться в этом нам поможет следующий эксперимент (слайд5).
Учитель: Итак, вернемся к цели нашего исследования. Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся думают, предлагают варианты ответов.)
Учитель: Без наглядных форм представления информации не обойтись.
Учитель: В домашнем задании вам необходимо будет выполнить задание, подобное данным.
Изложение нового материала.
Учитель: Итак, мы выяснили, что наглядная форма представления информации необходима. Давайте посмотрим, какие наглядные формы представления информации вы использовали и узнаем о других примерах.
Демонстрация презентации, беседа с учащимися.
Учитель: (слайд 7) Рисунок (картинка) - очень популярная и доступная форма представления информации.
Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, праздниках? (Фотографии.)
( слайд 8) Вы видите на слайде карту нашего Тульского края. Из уроков природоведения вы знаете, что с помощью карты можно также получить большое количество информации о данной местности. На следующий год вы начнете изучать новый предмет – географию и на уроках будете использовать именно эту наглядную форму представления информации.
(слайд 9) Условные знаки очень часто встречаются в нашей жизни. Поясните, пожалуйста, где вы их могли встретить или использовать. (При объявлении прогноза погоды, на дороге.)
(слайд 9) Также большое количество информации мы можем получить из схем. Они помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на схемы. Где вы их используете? Придумайте предложение по данной схеме. (На уроках русского языка.)
А как можно удобно представить числовые данные? Ответ кроется в задаче. (слайд 10)
Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: (или используя РТ: №20 С.23)
А-1 | Б-2 | В-3 | Г-4 | Д-5 | Е-6 | Ё-7 |
Ж-8 | З-9 | И-10 | Й-11 | К-12 | Л-13 | М-14 |
Н-15 | О-16 | П-17 | Р-18 | С-19 | Т-20 | У-21 |
Ф-22 | Х-23 | Ц-24 | Ч-25 | Ш-26 | Щ-27 | Ъ-28 |
Ы-29 | Ь-30 | Э-31 | Ю-32 | Я-33 | | |
Е Й Б Д С Б Н Н Б
Ответ: Д И А Г Р А М М А.
Учитель: Что же такое диаграмма, откроем энциклопедический словарь? (Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.)
Учитель: Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы. Решим задачу: Известно, что продолжительности жизни животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из загадок. (слайд 14)
На доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни:
Слон – 60
Крокодил – 40
Верблюд – 30
Медведь – 25
Шимпанзе – 60
Учитель: Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно.
Учитель: Эти данные можно представить на линейной диаграмме.
Учитель: Внимание! Только тот построит диаграмму верно, кто будет внимательно слушать.
Учитель: На листе в клетку начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни.
– С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков (т.к. 5 животных), длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 мм соответственно:
Вывод: Диаграмма наглядно показывает продолжительности жизни животных.
– Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть систему координат на 90°, а вместо отрезков нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30. 25 и 60. Такую диаграмму называют столбчатой. (слайд 15)
Физкультминутка. (слайд 16)
Учитель: А теперь можно и отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, и выйдете из – за парт. Повторяйте упражнения за мной.
Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за компьютеры сесть.
Практическая работа.
Учитель: Мы продолжаем знакомиться с наглядными формами информации. И одна из этих форм – это диаграмма.
Учитель: Сейчас мы работаем с компьютером. Но перед тем как приступить к работе необходимо вспомнить правила техники безопасности. (учащиеся отвечают)
Учитель: И сейчас вы самостоятельно решите текстовую задачу и оформите результаты в форме диаграммы. (слайд 13)
Вы разделитесь на две команды. Каждая группа получит задания (слайд 13)
Учитель: Все время кончилось, повернитесь, пожалуйста, и проверьте правильно ли вы выполнили работу. (слайд 13)
После выполняется самопроверка и выставляются оценки: без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».
Учащиеся сравнивают полученные ответы с ответами, представленными на слайде, оценивают себя.
Учитель: А теперь поднимите руки те, кто выполнил без ошибок. Молодцы! Ну а остальные, надеюсь, еще поработают над этой темой.
Закрепление и контроль новых знаний.
Учитель: А теперь, давайте проверим, как вы усвоили новый материал.(Слайд 14)
Учитель: ответе правильно на вопросы и заполните кроссворд.
Учащиеся выполняют самостоятельно работу, проставляя правильные ответы.
Учитель: Все время кончилось, повернитесь, пожалуйста, и проверьте правильно ли вы выполнили работу.
После выполняется самопроверка и выставляются оценки: без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».
Учащиеся сравнивают полученные ответы с ответами, представленными на слайде, оценивают себя.
Учитель: А теперь поднимите руки те, кто выполнил без ошибок. Молодцы! Ну а остальные, надеюсь, еще поработают над этой темой.
Подведение итогов.
Учитель: Итак, ребята, что мы сегодня выяснили на уроке? (больше информации человек получает с помощью глаз, наглядные формы информации необходимы для лучшее представления полученной информации)
Как можно наглядно представить информацию? (с помощью рисунков, схем, фотографий, диаграмм, таблиц)
К какому выводу вы пришли, сравнивая текстовую и наглядную информацию? (с наглядной информацией удобно работать)
Учитель: А сегодняшняя оценка складывается из оценок за практическую и самостоятельную работы.
Домашнее задание.
Учитель: Вам необходимо узнать о профессии своих родителей и представить ее наглядно, а поможет вам выполнить домашнее задание § 1.11, для любознательных предлагаю прочитать § 3.8.
Список использованных источников
Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Единые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru