Конспект урока
по литературному чтению
«Найди звук».
Подготовила
Коваль Алла Владимировна
Кл. руководитель 1 «А» доп. класса
г. Новочеркасск
2023г.
Тема «Найди звук».
Тип урока. Урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Вид урока. Грамота. Беседа, презентация исследование.
Образовательная область. Познавательно - речевое развитие.
Коммуникация
Интеграция с образовательными областями:
«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие», «Здоровье».
Цель. Освоение действия интонационного выделения звука в слове.
Задачи.
1.Образовательные: Формировать представление о букве, звуке.
Учить определять при произношении слова как звучит согласный звук в словах мягко или твёрдо.
Формировать коммуникативные умения: свободно общаться с учителем,
активно включаться в коллективную работу - игру, оказывать помощь сверстнику в случае необходимости.
Формировать умения добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля.
2. Развивающие: Развивать внимание, слух. Выделяя звук в трёх позициях: в начале слова, середине слова, в конце слов.
Связную речь детей при объяснении смысла слов.
3. Воспитательные. Воспитывать интерес к урокам литературного чтения.
Воспитывать усидчивость умение слушать и слышать учителя.
Индивидуальная работа: Дать задание детям повышенной трудности,
В связи с уровнем выше среднего.
Методическое обеспечение:
Шумаева Д.Г. Обучение дошкольников чтению.
Программа - конспект, 1997г.;
Колесникова Е.В., Телешева Е.П. Развитие интереса и способностей к
чтению у детей 6 – 7 лет, 1998г.
Науменко Г.М. «Умный Ивашка, Жар – Птица и Золотое зерно» загадки,
Москва «Детская литература», 1991г.
Методы:
Словесный (вопросы, объяснения).
Наглядный (рассматривание картинки ,показ артикуляции).
Игровой: Дидактическая игра «Сравни на слух», «Отгадай загадку»,
«Сложи из счётных палочек букву».
Приёмы:
Организация детей на уроке;
Активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, слова-карточки);
Обучение, обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности, использование демонстрационного и раздаточного
материала.
Предварительная работа:
Материалы и оборудование:
-конверт с письмом;
-слова-карточки;
-схема - корзиночки;
-фишки, звёздочки (сюрпризы);
-лиса (кукла перчатка);
-мультимедийная установка, компьютер;
-презентация.
Этапы проведения урока:
Вступительная часть (приветствие),
Основная часть (постановка проблемы, выполнение заданий, рефлексия).
Заключительная часть (ритуал прощания).
Предполагаемый результат.
Закрепить и систематезировать знания о букве, звуке.
Формировать представление о твёрдых и мягких согласный звуках при произношение.
Учитель.
Ребята, сегодня утром в наш класс пришёл почтальон Печкин и
принёс конверт с письмом для ребят.
(Вот что было написано в этом письме).
Кот Матроскин и пёс Шарик просят вас отгадать загадку.
Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая
В сарай попала
Кур пересчитала. (Лиса).
(Появляется лиса перчатка).
Лиса. Здравствуйте ребята, вы отгадали правильно загадку.
За правильные ответы я вам буду давать фишки. У кого в конце урока фишек будет больше трёх штук, получат звезду.
Лиса. Мы с вами сейчас поиграем. Вы знаете, что в каждой игре есть правила. В нашей игре правило такое. У нас есть 2 корзиночки одна с синей полосочкой другая с зелёной полосочкой. В синею корзиночку, мы будем складывать картинки, в название которых звук звучит твёрдо. А в зелёную корзиночку картинки, в название которых звук звучит мягко.
Лиса. Задание № 1. « Какой звук пропущен?»
(зачитываются предложения)
- «На лугу росли ….омашки».
Учитель. Ребята, какой звук потерялся?
Дети. Потерялся звук «Р».
Учитель. Какое слово получилось?
Дети. Получилось слово «Ромашки».
Учитель. Давайте посмотрим правильно мы отгадали. (Слайд №4)
Учитель. Ребята, в какую корзину мы положим эту картинку в синею или зелёную.
Дети. Синею.
Учитель. - В космос полетел ….осмонавт.
Учитель. Ребята, какой звук потерялся?
Дети. Потерялся звук «К».
Учитель. Какое слово получилось?
Дети. Получилось слово «Космонавт».
Учитель. Давайте посмотрим правильно мы отгадали. (Слайд №5)
Учитель. Ребята, в какую корзину мы положим эту картинку в синею или зелёную.
Дети. Синею.
Учитель. - Дети ели вкусное …ороженое.
Ребята, какой звук потерялся?
Дети. Потерялся звук «М».
Учитель. Какое слово получилось?
Дети. Получилось слово «Мороженое»
Учитель. давайте посмотрим правильно мы отгадали. (Слайд №6)
Учитель. Ребята, в какую корзину мы положим эту картинку в синею или зелёную.
Дети. Синею.
Физминутка. (Слайд 7).
Лиса. Ребята давайте поиграем, в игру игра называется «Назови слова».
Со звукам «М», «Мь».
Учитель. Я вам раздам карточки, на которых нарисованы предметы, а вы должны сказать есть в этом слове звук «М», где он находится в начале слова, в середине, или в конце слова. В какую корзиночку положим с синей полосочкой или зелёной. Почему?
Итог урока.
Учитель. Ребята, что мы сегодня с вами делали на занятии, что отгадывали ?
Дети. Мы отгадывали, какой звук в слове потерялся. И как он звучал во время произношения твёрдо или мягко.
Учитель. Ребята, что вам понравилось на нашем уроке?
Какие игры вам понравились? В какие из них вы хотели бы