Предмет | Математика | Класс | 5 |
Тема урока | Наименьший общий знаменатель. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цели | образовательные - познакомиться с правилом приведения дробей к общему знаменателю и сформировать способность к его практическому использованию; развивающие- развитие логического мышления, доказательной математической речи, наблюдательности, смекалки; воспитательные- воспитание взаимоуважения, целеустремленности, самостоятельности; создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать понятия: равные дроби, сократимые дроби, несократимые дроби, уметь приводить дроби к общему знаменателю, знать понятие наименьший общий знаменатель, уметь приводить дроби к наименьшему общему знаменателю; -формулировать и записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, -преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их, - находить дробь, равную данной. | Развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах. | Развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества. |
Организационная структура урока |
№ | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время |
учителя | учащихся |
1 | Организационный | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | | 1 мин |
2 | Мотивация и актуализация | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические: – формулирование проблемы | Устный счет: Устные упражнения 2. Найдите среди чисел равные и объясните: ; ; 1; ; ; ; ; ; . 3. Найдите НОК чисел (рациональным способом): а) 4 и 8; б) 12 и 16; в) 12 и 11; г) 5; 10; 11. 4. Существует ли такое натуральное число, которое в произведении с числом 6 дало бы число: а) 18; б) 27; в) 3? Ответ обоснуйте. | Отвечают на поставленные вопросы
| | 5-7 мин |
3 | Открытие нового знания | Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
| -Умножьте числитель и знаменатель дроби , а дроби  - Что можно заметить? (У дробей стал одинаковый знаменатель). - Говорят , что дроби привели к общему знаменателю. - А чем является этот знаменатель для чисел 3 и 5. (Кратным) - Общим знаменателем дробей может быть любое общее кратное их знаменателей, но обычно дроби приводят к наименьшему знаменателю. - Давайте найдем НОК(3,5)=15. Приведем дроби к знаменателю 15. - Что необходимо для этого? - Дробь умножить на 3 , а дробь на 5. - 3 и 5 называются дополнительными множителями. - Давайте попытаемся вывести правило приведения дробей к общему знаменателю. (...) Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю (НОЗ) Чтобы привести несколько дробей к наименьшему общему знаменателю, надо: 1) найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем; 2) разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель; 3) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель. Пример. Приведем к наименьшему общему знаменателю дроби Решение. Наименьшим общим кратным чисел 4 и 6 является 12. Чтобы привести дробь к знаменателю 12, надо умножить числитель и знаменатель этой дроби на дополнительный множитель 3 (12:4 = 3). Получим  Чтобы привести дробь к знаменателю 12, надо числитель и знаменатель этой дроби умножить на дополнительный множитель 2 (12:6=2). Получим 
| Записывают, обсуждают, комментируют | | 15 мин |
4 | Закрепление знаний и навыков | Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге. | № 800 (1,2 ст) Решение: а)1/4= 3/12, 1/6 = 2/12 б) 1/4= 5/20, 1/10= 2/20 д) 1/10=3/30, 1/15 =2/30 е) 1/10= 5/50, 1/25=2/50 и) 1/70=6/420, 1/60=7/420 к) 1/50=8/400, 1/80=5/400 н) 3/50=3/50, 7/25=14/50 о) 7/200=7/200, 11/40=55/200 № 801 (1,2 ст) Решение: а)2/15= 8/60, 5/12 = 25/60 б) 5/12= 10/24, 7/8= 21/24 д) 7/33=49/231,3/77 =9/231 е) 2/55= 4/110, 25/22=6/110 и) 1/72=2/504, 1/56=9/504 к) 1/48=3/144, 1/72=2/144 н) 5/36=15/108, 7/54=14/108 о) 9/35=54/210, 11/42=55/210 № 801 (а,б,в) Решение: а)1/2=5/10, б) 1/4= 25/100, в) 1/8=125/1000 | 1 ученик у доски, стальные решаю самостоятельно. | | 20 мин |
5 | Подведение итогов. Домашнее задание. | Личностные: проводят самооценку Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь | Дает краткое пояснение каждого номера домашнего задания. № 800 (3,4 ст), 801 (3,4 ст.), 802 (г-з) | Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. | | 1 мин |
6 | Рефлексия | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | Задает вопросы: На уроке - Было трудно … - Было интересно … - Я научился … - Меня удивило | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Выражают свои мысли | | 2 мин |