Нахождение части целого новым способом
“Тот, кто учится самостоятельно, преуспевает в семь раз больше, чем тот которому всё объясняют” (Артур Гитерман, немецкий поэт)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: частично-поисковый.
Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.
(Место – 1 урок по теме)
Вид урока: объяснительно-иллюстративный
Цель урока: открыть новый способ решения задач на дроби, закрепить умения и навыки решения задач.
Задачи:
систематизировать решение задач на части, вывести новый приём решения задач на нахождение части числа.
помочь развитию интереса у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями, расширить умственный кругозор учащихся. Развитие мышления учащихся, математической речи, мотивационной сферы личности, исследовательских умений.
воспитать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания. Создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Воспитание ответственности, организованности, настойчивости при решении заданий.
Оборудование: иллюстративный материал, презентация к уроку. Листы с заданием для самостоятельной работы, учебник по математике Математика. 5 класс. С.М. Никольский.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Изучение новых знаний.
Физкультминутка.
Первичное закрепление.
Первичная проверка понимания изученного.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент.
(Дидактическая задача – психологический настрой учащихся)
Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готово у вас к уроку? Присаживайтесь. Сегодня у нас немного необычный урок. Мы пригласили гостей. И, надеюсь, вы покажете все свои знания и умения.
Для урока я выбрала следующий девиз. Прочитайте пожалуйста. “Тот, кто учится самостоятельно, преуспевает в семь раз больше, чем тот которому всё объясняют”
- Как вы его понимаете?
- И вот с таким настроением мы и начинаем наш урок.
2. Актуализация опорных знаний и их коррекция
(Дидактическая задача – подготовка учащихся к работе на занятии. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений).
; ; ; ; .
Таблицы на слайде:
; .
- Какая задача понравилась больше?
- Какого типа эта задача?
- Как найти часть целого?
(Правило на слайде: Чтобы найти часть целого, можно это целое разделить на знаменатель и умножить на числитель)
3. Изучение нового материала. “Открытие” детьми нового знания.
(Дидактическая задача – организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся)
- Решим эту задачу. Что для этого сделаем? (40 : 5 · 2 = 16(кг))
- А теперь решим пример = 8 · 2 = 16
- Сравните действия в первом и втором решениях? (одинаковые)
- Как же можно найти часть целого по-другому?
- Молодцы, вы открыли новый способ решения задач на нахождение части целого.
- Чем же мы дальше будем заниматься на уроке? (решать задачи новым способом)
- Итак, какова же цель нашего урока? (часть целого новым способом
решение задач новым способом)
- Прежде чем решать задачи, сформулируем правило. У вас на столе лежат листочки с правилом, в котором пропущено важное слово. Вставьте его.
- Что получилось? Чтобы найти часть целого, можно это целое умножить на дробь
– Почему это правило удобнее предыдущего? (Задача решается одним действием вместо двух)
- Мы сегодня открыли не просто новый способ, а более удобный и простой.
4. Физкультминутка.
(Задача – снять напряжение)
- После важных открытий нужно отдохнуть. Найдите все цвета радуги. Они развешены в разных местах по классу.
- Отдохнули? А гости отдохнули? Продолжаем работать.
5. Первичное закрепление.
(Дидактическая задача – добиться от учащихся воспроизведения, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.
Первичное закрепление проходит в форме фронтальной работы.
Устно (с комментированием, проговаривая правило и решение) №941 (стр. 208)
1) Найти от 11. Найти от 20. Найти от 7. Найти от 28.
Письменно (с комментированием и записью на доске и в тетрадях)
Решим задачу:
Турист за два дня прошел 20 км. В первый день он прошел всего пути, а остаток пути прошел во второй день. Сколько км прошёл турист в каждый из этих дней?
6. Первичная проверка понимания изученного
(в форме самостоятельной работы с проверкой в классе).
(Дидактическая задача – контроль знаний и устранение пробелов по данной теме)
- А теперь выполните задания на карточках самостоятельно.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | Найдите от 21 | 1 | Найдите от 24 |
2 | В хоре 80 учащихся, из них – мальчики. Сколько мальчиков в хоре? | 2 | Небольшой лиственный лес очищает воздух за год от 70 т пыли. А хвойный лес этого количества. Сколько пыли отфильтровывает хвойный лес за год? |
3 | Мама купила 500 г конфет. Витя сразу же съел всех конфет. Сколько конфет съел Витя? | 3 | В курятнике было 40 кур. За неделю лиса утащила всех кур. Сколько кур утащила лиса? |
- Проверим правильность по ответам: 9 20 300 9 35 15
- Оцените себя сами: ни одной ошибки – “5”; 1 ошибка – “4”; у кого больше ошибок – сделать работу над ошибками.
- Отложите листочки на край стола.
7. Подведение итогов урока.
(Дидактическая задача – дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы).
- Какое сегодня на уроке вы сделали открытие?
- А чем ещё занимались?
- Как вы думаете, выполнили мы цели, которые ставили на уроке?
- Вернёмся к девизу нашего урока. Согласны ли вы с ним?
8. Домашнее задание
(Прокомментировать, оно дифференцированное) (Дидактическая задача – обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания).
- Запишите домашнее задание: Стр. 208-209. п.4.12. №943, 944
Дополнительное задание № 945. (для сильных учеников).
Для творческой группы – придумать и решить задачу на нахождение части целого.
9. Рефлексия. (Дидактическая задача – мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации, способов деятельности, общения).
- А теперь, ребята, продолжите одно из предложений: Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке мне понравилось… Я затрудняюсь… Теперь я могу…
- Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,
- Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
- Ну, а мы сегодня с вами совсем не скучали!
- Спасибо за урок, все работали хорошо, молодцы!
Резерв (работа в парах) Составьте выражение к задачам №944.
1) Уменьшите 900 р. на этой суммы.
2) Увеличьте 150 р. на этой суммы.