МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОСКОШНЕНСКАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Разработка урока по математике
Тема: «Нахождение дроби от числа»
6 класс
Разработала:
учитель математики и физики
Щодрык Алла Павловна
2024 г.
Урок №51 математика 6 класс 19.11.2024
Тема: «Нахождение дроби от числа»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: вывести правило нахождения дроби от числа и ознакомить с новым типом задач на нахождение дроби от числа
Планируемые результаты:
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Метапредметные: умение выдвигать гипотезы, предположения, анализировать, сравнивать, видеть различные способы решения задачи.
Предметные: освоение правила нахождение дроби от числа, решение задач на нахождение дроби от числа.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, карточки с заданиями, оценочные листы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Добрый день всем, кто пришел сегодня на урок математики.
- Ребята, посмотрите на это солнышко! (на доске находится большое красивое солнце, в его центре - образ матери с ребенком, на лучах - пословица)
Как это бывает - сама не пойму,
Что солнышко в небе - мама в дому.
За облако солнышко скроется вдруг,
Все станет пустым и печальным вокруг.
Уйдет, хоть ненадолго, мама моя -
Такой невеселой сделаюсь я.
Все вы знаете, что в последнее воскресенье ноября наша страна, по традиции, отмечает Всероссийский День матери. Этот праздник молодой, он отмечается лишь с 1998 года.
Эти слова, наверное, мог бы сказать о своей маме каждый из вас. Ведь мама большую часть жизни всегда с нами, помогает нам решать трудные задачи в жизни. А на уроке трудные задачи учит решать наш учебник.
Сегодня мы тоже приготовим подарок для мамы - открытку с вложенным в нее вашим оценочным листом.
-Что для этого должен сделать каждый из вас? (Быть внимательным и активным на уроке)
-А продолжить наш урок мне бы хотелось со старой притчи. Однажды правитель одной страны решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвел всех к огромному дверному замку и сказал: «Кто откроет этот замок тот и будет первым помощником». Никто не притронулся к замку. И лишь один визирь подошел к замку и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ. Тогда правитель сказал: «Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
-В чем смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку? Обсуждаются ответы учащихся
Дополним выводы изречениями известных математиков:
«Прежде чем решать задачу - прочитай условие»
Жак Адамар(франц.математик, механик)
«Если хочешь научиться плавать- смело входи в воду, а хочешь научиться решать задачи- решай их»
Д.Пойя(швейцарский математик) (слайд 3)
II. Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации.
Сделать новые открытия для себя мы сможем лишь при условии закрепления прежних наших знаний и умений. Поэтому давайте вспомним и повторим то, что уже знаем и умеем.
1.Блиц-опрос:
Как умножить дробь на натуральное число?
Как умножить дробь на дробь?
Как умножить смешанные числа?
Что значит сократить дробь?
Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?
Что такое 1%?
Как найти несколько процентов от числа?
2. Если вы правильно выполните устно вычисления и впишите в таблицу слоги, соответствующие найденным ответам, то узнаете тему сегодняшнего урока. (Слайд 5, 6)
Вычисли.
+
; 4. 3+
; 7.
;
-
; 5.
; 8.
= ?%;
; 6. 4∙
9. 60% =
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | 1 | | 25% | 75% | |
на | хож | де | ние | дро | би | от | чис | ла |
Оцените себя: 9-8 правильных ответов- «5», 7-6 правильных ответов- «4»,5-4 правильных ответов- «3», 3-1 правильных ответов-0.
Итак, тема урока «Нахождение дроби от числа». Какая же цель нашего урока?
III. Постановка задачи.
На предыдущих уроках вы уже открыли для себя удивительный мир обыкновенных дробей. Но вы знаете, что для того чтобы хорошо освоить математику надо решать много задач. Сегодня мы будем решать уже знакомые задачи, но новым способом.
IV. Поиск решения.
Решите задачи.
1. В праздничном концерте ко Дню матери принимали участие 32 девочки и несколько мальчиков. Число мальчиков составляло 5/8 от количества девочек. Сколько мальчиков приняли участие в концерте?
Решение:
1 способ: 32 : 8 ∙ 5 = 20 (мальчиков)
Как можно получить такой же ответ?
2 способ: 32 ∙
= 20 (мальчиков)
Ответ: 120 мальчиков
Назовите дробь и число. 32 - число,
дробь.
При решении задачи, что мы находили? ( Дробь от числа). ( Слайд 6)
2.У мальчика было 800 рублей. На покупку букета для мамы он потратил 50% всех денег. Сколько стоил букет?
Решение:
50% =
1 способ: 800 : 2 ∙ 1 = 400 (р.)
Как можно получить такой же ответ?
2 способ: 800 ∙
= 400 (р.)
Ответ: 400 рублей.
Назовите дробь и число. 800 - число,
дробь.
При решении задачи, что мы находили? ( Дробь от числа). ( Слайд 7)
3.Не менее
части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Сколько времени вы должны гулять?
Решение:
1 способ: 24:10 ·1=2,4(ч) - гулять на свежем воздухе. Как можно получить такой же ответ?
2 способ:
(ч) или 24 · 0,1 = 2,4 - гулять на свежем воздухе.
Ответ: 2,4 часа.
Назовите дробь и число. 24 - число,
дробь. При решении задачи, что мы находили? ( Дробь от числа). ( Слайд 8)
Что вы заметили? ( Что вторым способом можно решить задачу одним действием).
А называется он «Нахождение дроби от числа».
Каким действием мы находили дробь от числа?
Попробуйте сформулировать определение, как найти дробь от числа.
(Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.)
- Откройте учебники на стр. 87 и подтвердите или опровергните наши предположения.
А вот так правило зарифмовали в стихах.
Дробь от числа хотим найти?
Не надо мам тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить. ( Слайд 9)
V. Физкультминутка.
Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Все встали. Исходное положение пятки вместе, носки врозь.
(Учитель называет числа 36, 114, 235, 17, 375, 608, 19,106, 125.
Если число делится на 2 –руки вверх, на 3 – руки вперёд, на 5 – руки в стороны, если число простое – присесть на корточки.)
VI. Применение новых знаний в стандартной ситуации.
Вычислите:
от 12; 2.
от 25; 3.
от 24; 4. 0,7 от 42; 5. 0,3 от 14. ( Слайд 10)
Оцените себя: 5 правильных ответа- «5», 4 правильных ответа- «4»,3 правильных ответа - «3», 2-1 правильных ответа-0. ( Слайд 11)
VII. Обобщение нового знания.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
| Ответы |
1 | 2 | 3 |
30% от 50 | 1500 | 15 | 150 |
от 56 | 49 | 64 | 490 |
| | | |
0, 65 от 80 | 52 | 5,2 | 520 |
Вариант 1
Вариант 2
Найдите | Ответы |
1 | 2 | 3 |
40% от 90 | 3600 | 36 | 360 |
от 64 | 56 | 5,6 | 560 |
| | | |
0, 55 от 40 | 220 | 22 | 2,2 |
Ответы:
Вариант 1. Вариант 2.
1. 2 1. 2
2. 1 2. 1
3. 2 3. 1
4. 2 4. 1
Оцените товарища: 4 правильных ответа- «5», 3 правильных ответа- «4», 2 правильных ответа- «3», 1 правильный ответ- «0». (слайд 11)
Работа с учебником.
Решить №2.316, 2.322
VIII. Домашнее задание: Прочитайте п.13 , правило выучить, решить №2.352, 2.353 (1 группа), №2.359(2 группа),
IX. Рефлексия. Закончите фразу:
Посчитайте заработанные баллы и выставьте оценки за работу на уроке. Но не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь впереди вас ждет еще много новых открытий. Урок мне хочется закончить словами Л.Н. Толстого: Человек есть дробь. Числитель – это достоинство человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель - свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству
Когда придете домой, загляните маме в глаза и обязательно расскажите ей об этом. Найдите для нее добрые, теплые слова. Мама будет очень рада.
Знай, мама, ты - необходима,
Нужна мне каждый миг и час!
Ты обожаема, любима,
Потом, недавно и сейчас
Карта оценивания учащихся.
Ф.И____________________________
Ответы на вопросы (устная работа) | Решение проблемного вопроса | Вычислить | Решение задач | Самостоятельна работа | Всего баллов | Оценка |
| | | | | | |
| | | | | | |
«5»- 25-20 баллов, «4» - 19-14 баллов, «3» - 13-10 баллов