«Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части».
-
| ФИО (полностью) | Пинчук Юлия Влавдимировна |
-
| Место работы | МБОУ лицей №81 |
-
| Должность | Учитель математики |
-
| Предмет | математика |
-
| Класс | 5 |
-
| Тема урока | «Отыскание части от целого и целого по его части» |
-
| Базовый учебник | Зубарева Мордкович Математика. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012 |
Тип урока – комбинированный
Организационный момент (1мин)
Здравствуйте ребята! . Сегодня нам на уроке потребуются учебники, тетради, ручки. Проверьте свою готовность к уроку.
Пусть девизом нашего урока станет интересная фраза
«Мало знать, надо применять».
Сегодня нам на уроке пригодятся:
хорошее настроение;
уважение друг к другу;
знание материала;
желание открыть истину;
добросовестная работа;
Мотивация и сообщение темы и цели урока (2мин)
- Сегодня, какое число? (19) Запишите в тетради сегодняшнюю дату
- Какую часть ноября составляет сегодняшнее число? (19/30)
- Какую часть года составляет месяц ноябрь? (1/12). К какому времени года относиться?
- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какую часть года составляют эти месяцы? (3/12 = ¼)
Учитель Давайте поработаем парами (повторить правила работы в парах) (3мин)
Учитель Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом
Из маленьких квадратиков составьте квадрат, в котором ¼ часть оранжевая, а ¾ зелёная. Как найти площадь зеленой части квадрата?
Из синих и желтых полос сложите прямоугольник, в котором 1/5 часть синяя. Как найти площадь всего прямоугольника?
(посмотреть на прямоугольник и отметить что есть разные варианты, показать)
Учитель Догадайтесь какие типы задач мы сегодня будем с вами решать.(3мин)
У меня на доске есть подсказка. Сложите из этих слов тему нашего урока
Решение задач на Нахождение части от целого и целого по его части
Учитель: Правильно, ребята. Мы будем решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части.
Запишите в тетради, тему урока
Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится.
“Ум без догадки гроша не стоит”.
У вас на столах карточки, в которых написаны цели урока, отметьте в них те, которые вы сегодня для себя ставите на урок. И вклейте себе в тетрадь.
Приложение 1Карточка «Цель на урок»: (1мин)
и целого по его части;
Научиться определять к какому типу относятся задачи ?
Повторить алгоритм решения таких задач;
Не подвести членов своей группы;
Получить хорошую оценку;
Учиться терпению и пониманию .
Поднимите руки кто определил для себя 1 цель? (кол- во выразить дробью)
А кто вторую (кол- во выразить дробью)
А кто все цели определил для себя (кол- во выразить дробью)
Может быть у кого то есть своя цель? Какая?
Чтобы эффективно работать на уроке нам нужно помнить основные правила решения задач.
Карточка «алгоритм»: заполните пожалуйста пропуски (2мин)
И вклейте себе в тетрадь
Чтобы найти часть от целого, надо число, соответствующее целому_____________на знаменатель и результат__________________на числитель__________, которая выражает эту часть
Чтобы найти целое по его части, надо число соответствующее этой части, ___________________на числитель и результат ________________на знаменатель____________ которая выражает эту часть.
Мы вспомнили с вами алгоритм и теперь решим две задачи (2мин)
Задача 1(3мин)
В 5 классе 30 учеников, из них у семи тридцатых день рождения в летние каникулы. Сколько учащихся 5 класса родилось летом? ( =7)
Ответьте на вопросы:
Какая величина принята за целое?
Известна ли эта величина?
Как найти часть от целого?
Встаньте кто в вашем классе отмечает день рождения летом!
Задача2(3мин)
В 5 классе 6 учеников отмечает день рождения осенью что составляет одну пятую от всего класса. Сколько учеников в классе?
Ответьте на вопросы:
Какая величина принята за целое?
Известна ли эта величина?
Как найти целое по его части?
Встаньте кто в вашем классе родился осенью!
Обобщение и закрепление знаний. (6мин)
Поработаем в группах. Повторим правила работы в группах
(определить роль), решите задачи и решения запишите в тетрадь.
1 группа
Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:
Задача1
Скорость полёта стрижа 100 км/ч. Скорость полёта ласточки составляет примерно скорости стрижа. Найдите скорость полёта ласточки.
______________________________________________________________
Задача2
Масса груза, который верблюд несёт на спине, может достигать 280 кг, это составляет примерно массы верблюда. Какова масса верблюда вместе с грузом?
________________________________________________________________
2 группа
Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:
Задача1
Кот Матроскин надоил от своей коровы 20 литров молока.
этого молока превратилось в сметану. Сколько сметаны получил
счастливый Матроскин?
_________________________________________________________
Задача2
Почтальон Печкин разнёс по адресам 6 писем, это составляет части всех писем в его сумке. Сколько писем надо доставить по адресам Печкину ?
____________________________________________________________
3группа
Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:
Задача1
Из 72 пятиклассников 3/ 8 занимаются легкой атлетикой. Сколько учащихся занимаются этим видом спорта?
_________________________________________________________
Задача2
Провели 18 опытов, это составило 2/9 всей серии опытов. Сколько опытов надо провести?
______________________________________________________________
4 группа
Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:
Задача1
Магазин принял для продажи 156 кг рыбы. 1/3 всей рыбы составил карп. Сколько кг карпа получил магазин?
________________________________________________________________
Задача2
Учитель проверил 20 тетрадей. Это составило 4/5 всех тетрадей. Сколько всего тетрадей надо проверить учителю?
______________________________________________________________
5 группа
Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:
Задача1
От веревки, длиной 16 м отрезали 3/4 ее длины. Сколько метров веревки осталось?
____________________________________________________________
Задача2
Для выставки отобрали 30 картин. Это составило 2/3 имеющихся в музее картин. Сколько картин взято на выставку?
_____________________________________________________________
6 группа
Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:
Задача1
Из 72 пятиклассников 3/ 8 занимаются легкой атлетикой. Сколько учащихся занимаются этим видом спорта?
_________________________________________________________
Задача2
Учитель проверил 20 тетрадей. Это составило 4/5 всех тетрадей. Сколько всего тетрадей надо проверить учителю?
______________________________________________________________
7 группа
Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:
Задача1
Кот Матроскин надоил от своей коровы 20 литров молока.
этого молока превратилось в сметану. Сколько сметаны получил
Задача2
Учитель проверил 20 тетрадей. Это составило 4/5 всех тетрадей. Сколько всего тетрадей надо проверить учителю?
VI. Выступления учащихся.(6мин)
План выступления:
1.Задача
2. Тип задачи
3.Алгоритм расчета
4.Результаты расчетов.
Смотрим по времени Решаем самостоятельно задачу №3,4 из учебника стр98
Математический диктант графический (да^ нет -) (6мин)
1/3 от 21 равны 63(нет 7)
1/7 от 21 равны 3(да)
Если 1/3 равна 21, то число равно 63 (да)
Если 1/10 равна 17, то число равно 107 (нет 170)
В 1/3 часа 25мин (нет)
Для проверки поменялись тетрадями с соседом сравнили ответы, а теперь давайте сравним ответы с моими!
Если так как у меня хлопаем в ладоши, а если нет топаем ногами!
( ответах есть ошибка)
VII. Рефлексия: (2мин)
Ребята, возьмите карточки, в которых вы отмечали для себя цели на урок.
Проставьте «+», если вы считаете, что свою цель вы осуществили, и знак вопроса, если вы не достигли ее.
Есть кто поставил себе ?
А около какого пункта?
Что Вам помешало
Некоторые учащиеся озвучивают вслух.
Всего 40мин