СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нахождение части от целого числа

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель: формировыание навыков самостоятельной работыц, 

Просмотр содержимого документа
«Нахождение части от целого числа»

«Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части».


ФИО (полностью)

Пинчук Юлия Влавдимировна

Место работы

МБОУ лицей №81

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема урока

«Отыскание части от целого и целого по его части»


Базовый учебник

Зубарева Мордкович Математика. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012


Тип урока – комбинированный


  1. Организационный момент (1мин)

Здравствуйте ребята! .  Сегодня нам на уроке потребуются учебники, тетради, ручки. Проверьте свою готовность к уроку.

Пусть девизом нашего урока станет интересная фраза

«Мало знать, надо применять».

  Сегодня нам на уроке пригодятся:

  • хорошее настроение;

  • уважение друг к другу;

  • знание материала;

  • желание открыть истину;

  • добросовестная работа;



Мотивация и сообщение темы и цели урока (2мин)

- Сегодня, какое число?  (19) Запишите в тетради сегодняшнюю дату

- Какую часть ноября составляет сегодняшнее число? (19/30)

- Какую часть года составляет месяц ноябрь? (1/12). К какому времени года относиться?

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какую часть года составляют эти месяцы? (3/12 = ¼)

Учитель Давайте поработаем парами (повторить правила работы в парах) (3мин)


Учитель Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом

  1. Из маленьких квадратиков составьте квадрат, в котором ¼ часть оранжевая, а ¾ зелёная. Как найти площадь зеленой части квадрата?

  2. Из синих и желтых полос сложите прямоугольник, в котором 1/5 часть синяя. Как найти площадь всего прямоугольника?

(посмотреть на прямоугольник и отметить что есть разные варианты, показать)


Учитель Догадайтесь какие типы задач мы сегодня будем с вами решать.(3мин)

У меня на доске есть подсказка. Сложите из этих слов тему нашего урока

Решение задач на Нахождение части от целого и целого по его части


Учитель: Правильно, ребята.   Мы будем решать задачи на нахождение части от целого и  целого по его части.

Запишите в тетради, тему урока

Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится.

“Ум без догадки гроша не стоит”.

У вас на столах карточки, в которых написаны цели урока, отметьте в них те, которые вы сегодня для себя ставите на урок. И вклейте себе в тетрадь.

Приложение 1Карточка «Цель на урок»: (1мин)

  • Развивать умение решать задачи на нахождение части от целого

и целого по его части;

  • Научиться определять к какому типу относятся задачи ?

  • Повторить алгоритм решения таких задач;

  • Не подвести членов своей группы;

  • Получить хорошую оценку;

  • Учиться терпению и пониманию .

Поднимите руки кто определил для себя 1 цель? (кол- во выразить дробью)

А кто вторую (кол- во выразить дробью)

А кто все цели определил для себя (кол- во выразить дробью)

Может быть у кого то есть своя цель? Какая?


Чтобы эффективно работать на уроке нам нужно помнить основные правила решения задач.

Карточка «алгоритм»: заполните пожалуйста пропуски (2мин)

И вклейте себе в тетрадь

Чтобы найти часть от целого, надо число, соответствующее целому_____________на знаменатель и результат__________________на числитель__________, которая выражает эту часть

Чтобы найти целое по его части, надо число соответствующее этой части, ___________________на числитель и результат ________________на знаменатель____________ которая выражает эту часть.

Мы вспомнили с вами алгоритм и теперь решим две задачи (2мин)

Задача 1(3мин)

В 5 классе 30 учеников, из них у семи тридцатых день рождения в летние каникулы. Сколько учащихся 5 класса родилось летом? ( =7)

Ответьте на вопросы:

  1. Какая величина принята за целое?

  2. Известна ли эта величина?

  3. Как найти часть от целого?

Встаньте кто в вашем классе отмечает день рождения летом!

Задача2(3мин)

В 5 классе 6 учеников отмечает день рождения осенью что составляет одну пятую от всего класса. Сколько учеников в классе?

Ответьте на вопросы:

  1. Какая величина принята за целое?

  2. Известна ли эта величина?

  3. Как найти целое по его части?

Встаньте кто в вашем классе родился осенью!

  1. Обобщение и закрепление знаний. (6мин)

Поработаем в группах. Повторим правила работы в группах

(определить роль), решите задачи и решения запишите в тетрадь.




1 группа

Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:


Задача1

Скорость полёта стрижа 100 км/ч. Скорость полёта ласточки составляет примерно скорости стрижа. Найдите скорость полёта ласточки.

______________________________________________________________

Задача2

Масса груза, который верблюд несёт на спине, может достигать 280 кг, это составляет примерно массы верблюда. Какова масса верблюда вместе с грузом?

________________________________________________________________


2 группа

Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:

Задача1

Кот Матроскин надоил от своей коровы 20 литров молока.

этого молока превратилось в сметану. Сколько сметаны получил


счастливый Матроскин?

_________________________________________________________


Задача2

Почтальон Печкин разнёс по адресам 6 писем, это составляет части всех писем в его сумке. Сколько писем надо доставить по адресам Печкину ?

____________________________________________________________

3группа

Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:

Задача1

Из 72 пятиклассников 3/ 8 занимаются легкой атлетикой. Сколько учащихся занимаются этим видом спорта?

_________________________________________________________


Задача2

Провели 18 опытов, это составило 2/9 всей серии опытов. Сколько опытов надо провести?

______________________________________________________________




4 группа

Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:

Задача1

 Магазин принял для продажи 156 кг рыбы. 1/3 всей рыбы составил карп. Сколько кг карпа получил магазин?

________________________________________________________________
Задача2

Учитель проверил 20 тетрадей. Это составило 4/5 всех тетрадей. Сколько всего тетрадей надо проверить учителю?

______________________________________________________________

5 группа

Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:

Задача1

От веревки, длиной 16 м отрезали 3/4 ее длины. Сколько метров веревки осталось?

____________________________________________________________

Задача2

Для выставки отобрали 30 картин. Это составило 2/3 имеющихся в музее картин. Сколько картин взято на выставку?

_____________________________________________________________


6 группа

Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:

Задача1

Из 72 пятиклассников 3/ 8 занимаются легкой атлетикой. Сколько учащихся занимаются этим видом спорта?

_________________________________________________________


Задача2

Учитель проверил 20 тетрадей. Это составило 4/5 всех тетрадей. Сколько всего тетрадей надо проверить учителю?

______________________________________________________________










7 группа

Определите в какой задаче требуется найти часть от целого, а в какой целое по его части, решите их и запишите решение в тетрадь:

Задача1

Кот Матроскин надоил от своей коровы 20 литров молока.

этого молока превратилось в сметану. Сколько сметаны получил




Задача2

Учитель проверил 20 тетрадей. Это составило 4/5 всех тетрадей. Сколько всего тетрадей надо проверить учителю?




VI. Выступления учащихся.(6мин)

План выступления:

1.Задача

2. Тип задачи

3.Алгоритм расчета

4.Результаты расчетов.

Смотрим по времени Решаем самостоятельно задачу №3,4 из учебника стр98


Математический диктант графический (да^ нет -) (6мин)

  1. 1/3 от 21 равны 63(нет 7)

  2. 1/7 от 21 равны 3(да)

  3. Если 1/3 равна 21, то число равно 63 (да)

  4. Если 1/10 равна 17, то число равно 107 (нет 170)

  5. В 1/3 часа 25мин (нет)

Для проверки поменялись тетрадями с соседом сравнили ответы, а теперь давайте сравним ответы с моими!

Если так как у меня хлопаем в ладоши, а если нет топаем ногами!

( ответах есть ошибка)


VII. Рефлексия: (2мин)

Ребята, возьмите карточки, в которых вы отмечали для себя цели на урок.

Проставьте «+», если вы считаете, что свою цель вы осуществили, и знак вопроса, если вы не достигли ее.

Есть кто поставил себе ?

А около какого пункта?

Что Вам помешало

Некоторые учащиеся озвучивают вслух.









Всего 40мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!