II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с…. | узнаем…. | вспомним…. | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Формировать представление о понятии «информация». Проявлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 73 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте отрывок из рассказа. Вы помните, как называется этот рассказ? Кто его автор? – Запишите предложения на цветном фоне, устно объясняя написание пропущенных глагольных суффиксов. – В остальных глаголах (прицелился, приговаривал, захлопали) проверьте безударный гласный перед суффиксом прошедшего времени не удастся. Чтобы правильно написать эти формы, надо знать, как пишутся их начальные формы. – После каждого глагола с пропущенным суффиксом напишите в скобках его начальную форму. Общие для двух глагольных форм суффиксы выделите и подчеркните. – Выпишите столбиком слова, выделенные жирным шрифтом. Рядом в скобках запишите слова, которые дали им жизнь. Покажите, как образовано каждое из выделенных слов. – Разберите их по составу | Выполняют дидактические упражнения, отве- чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. – Нужно поставить глаголы в начальную форму. Но в начальной форме у глаголов этот гласный безударный. Как быть в такой ситуации? – В тексте встречаются глаголы с приставкой вы-. К ним надо подобрать родственные слова с другими приставками или без приставок (так ребята поступали при определении спряжения глаголов на с. 65). Например: выстрелил – н. ф. выстрелить. Родственного слова без приставки – стрелить нет в русском языке, а есть слово стрелять. Но если ориентироваться на него, то это приведет к ошибке – выстрелял. Следовательно, надо подобрать родственное слово с другой приставкой, например подстрелить, застрелить. В этих словах глагольный суффикс ударный. – В слове выгнал (выгнать) правильно написать безударный гласный поможет родственное слово гнать. – В глаголах вы/да/ть и да/ть безударный гласный а не является суффиксом, но входит в корень слов. – Чтобы выяснить, какое слово дало жизнь каждому слову (выделенному жирным шрифтом), необходимо объяснить данное слово через родственное слово. Наконечник (стрелы) – это небольшой предмет на конце стрелы. Следовательно, слову наконечник дало жизнь слово конец. Это слово образовано суффиксально-префиксальным способом: к основе слова конец добавили суффикс -ник-, приставку на- и нулевое окончание. При этом в корне произошло чередование согласных [ц] / [ч’]. Нашлёпка – предмет, который нашлепнули на что-либо. Это слово образовано от усеченной основы глагола нашлепнуть с помощью суффикса -к- (+ окончание -а). Способ образования – суффиксальный. В свою очередь, глагол нашлёпнуть образован от слова шлёпнуть при помощи приставки на-. Учащиеся выполняют запись в тетради: Наконечник = конец/; на + конец/ + ник + нулевое окончание = на/конеч/ник/□. Нашлёпка = нашлёп/нуть; нашлёп/+ к + а = нашлёпка | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и ус-ловием. Выделять необходимую ин-формацию. Формировать смыслообразование. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой информации. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выполнять построение логической цепи рассуждений. Выполнять доказательство. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. 1. Как проверить правописание безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени? а) По окончанию глагола в форме 3-го лица множественного числа; б) по неопределенной форме глагола. 2. У глаголов прошедшего времени в безударном положении перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и… а) перед -ть, -ти в неопределенной форме; б) в окончании глагола в форме 3-го лица множественного числа. 3. Восстановите порядок орфографических действий при написании безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени: а) ставлю глагол в неопределенную форму; б) перед -ть, -ти пишется...; в) нахожу глагол прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе; г) пишу ту же гласную перед суффиксом -л-. 4. Выберите глаголы с безударной гласной е в суффиксе: а) вид..ли; д) езд..ли; б) замет..ли; е) отправ..ли; в) се..ли; ж) выв..л; г) слыш..ли; з) стро..ли | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся выполняют тест, выбирают верные ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – в, а, б, г; 4 – а, ж | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как правильно написать безударный глагольный суффикс глаголов прошедшего времени? – Какое задание было самым интересным и почему? – Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | открыл… | исследовал… | умею… | | Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять самооценку на основе критерия успешности. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 48 | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: 1. Вписываю новое словарное слово и подчеркиваю в нем букву, написание которой надо запомнить: завтра. 2. Нахожу глаголы: не пойму (буд. вр.), исчез (прош. вр.), сказал (прош. вр.) | Формировать навыки самоорганизации |