СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направления работы по ФЭМП в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Направления работы по ФЭМП в ДОУ»

Формирование элементарных математических представлений.

Направления

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Количество, счет.

Множество.

1. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

2. Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».

3. Учить уравнивать неравные по количеству группы предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Множество.

1. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Количественный счет.

2. Учить считать до 5 (на основе наглядности), отвечать на вопрос «Сколько?».

3. Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

Порядковый счет.

4. Формировать представления о порядковом счете, отвечать на вопросы «Который по счету?», «На котором месте?».

Множество.

1. Учить разбивать множества на части и воссоединять их.

Количественный счет.

2. Учить считать до 10.

3. Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10).

Порядковый счет.

4. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

5. Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10).

Образование числа.

6. Натуральный счет чисел.

Последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).

Цифры.

7. Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Количественный состав числа из единиц.

8. В пределах 5.

Множество.

+

Количественный счет.

1. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

Порядковый счет.

+

Образование числа.

+

Цифры.

+

Количественный состав числа из единиц.

2. Знакомить с составом чисел в пределах 10.

Состав числа из меньших чисел.

3. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

Ознакомление с монетами.

4. Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).

Арифметические задачи.

5. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения равно (=), больше (), меньше (

Величина.

Признаки величины.

1. Учить сравнивать 2 предмета по размеру (длиннее — короче, выше — ниже, больше — меньше).

2. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;

3. Сравнивать предметы по одному заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом).

Пользуются приемами наложения и приложения.

Признаки величины.

1. Устанавливать размерные отношения (сравнивать) между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины.

2. Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

3. Сравнивают в сериоционном ряду. Располагать предметы в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.

Признаки величины.

1. Учить устанавливать размерные отношения (сравнивать) между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины.

2. Сравнивают в сериоционном ряду с помощью условной меры. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Глазомер.

3. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Часть и целое.

4. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Признаки величины.

+

Глазомер.

+

Часть и целое.

1. Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру.

Вес (масса).

2. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях и весах.

Форма.

Геометрические фигуры.

Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником.

Геометрические фигуры.

1. + шар, куб, прямоугольник.

2. Анализ структуры и свойств фигуры. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Форма предметов.

3. Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Геометрические фигуры.

1. + овал, четырехугольник.

Форма предметов.

+

2. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Геометрические фигуры.

1. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой. 2. Моделирование. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т.д.

3. Конструирование. Конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Форма предметов.

4. Учить детей делить геометрические фигуры на равные части (круг на два полукруга, квадрат на два прямоугольника или на два треугольника и пр.) Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Ориентировка в пространстве.

Пространственные направления.

1. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева.

2. Учить различать правую и левую руки.

Пространственные направления.

1. Развивать умения определять пространственные направления от себя,

Далеко-близко.

2. Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко, высоко — низко.

Пространственные направления.

1. От себя. Определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов (я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры);

2. От предметов. Обозначать в речи взаимное расположение предметов (справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина).

Далеко-близко.

3. Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).

Ориентировка на ограниченной территории.

4. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Пространственные направления.

+

Далеко-близко.

+

Ориентировка на ограниченной территории.

1. Учить ориентироваться на ограниченной площади (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.).

2. Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Ориентировка на ограниченной территории.

3. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.

4. Самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени.

Части суток.

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

Части суток.

1. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).

Последовательность действий, событий.

2. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Части суток.

1. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Последовательность действий, событий.

2. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом).

Календарь.

3. Определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Части суток.

+

Последовательность действий, событий.

1. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Календарь.

2. Последовательность всех дней недели, месяцев, времен года.

Чувство времени.

3. Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.