Направление воспитательной деятельности
Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей, наших воспитанников. Об этом нам, взрослым, необходимо постоянно помнить.
Педагогическая культура складывается из традиций народа. Такая культура должна бережно копиться и передаваться из поколения в поколение. Вот почему так важно каждому из нас иногда внимательно оглянуться в собственное детство, дабы осмыслить опыт наших матерей и отцов, взять из него всё лучшее, учесть и избежать их неумений и ошибок.
Как бы далеко-далеко, за какие бы моря, леса и горы, за какие бы тридевять земель ни скрылось наше детство, каждый взрослый человек пришёл в свою теперешнюю жизнь по его дорогам. От того, какими они были – эти дороги, это начало всех начал, зависит наш сегодняшний день.
Сегодняшние наши дети живут в условиях материального благополучия. Нарядные, ладно сложенные, они во многом не похожи на нас, какими были мы в их годы. И чего только не увидишь в комнате сегодняшнего ребёнка! Полки с книгами и игрушками, видеоприставки и магнитофоны, велосипеды, краски, цветные карандаши, фломастеры и т.д.
Сегодня у нас есть всё или почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития маленького человека. Условия для того, чтобы вырастить его здоровым и красивым физически. Чтобы образовать и развить его ум. Чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.
Всей силой души хочу, чтобы в моих воспитанниках всё было прекрасно!
Вот почему так горько порой наблюдать в наших мальчишках и девчонках черты, вовсе не соответствующие этой мечте. Чего греха таить? Сегодняшние дети порой, не ценят не уважают чужой труд. Пренебрежительно относятся к взрослым, товарищам. Часто не умеют вести себя в общественных местах, на улице и дома с близкими. Они бывают неряшливы. Иногда откровенно грубы. А главное, порой в них нет той сердечности, доброты, того чуткого и деликатного отношения к окружающим, которые обязательны для каждого человека.
Быть может, всё это – горчайшие плоды нашей с вами педагогической малограмотности? Быть может, мы часто забываем, что воспитание ребёнка не должно базироваться на одной лишь нашей интуиции, не оплодотворённой мыслью, не подкреплённой современными педагогическими знаниями? А может быть, всё дело в том, что мы, взрослые, слишком редко показываем сыновьям и дочкам пример собственной нашей взаимной сердечной доброты, чуткости, терпимости и деликатности? Может быть, недостаточно работаем над тем, чтобы постоянно создавать и укреплять атмосферу взаимопонимания, дружелюбия, доверия и заботы? Стоит, видимо, гораздо чаще пользоваться педагогическим опытом, накопленным предыдущими поколениями. Всё более творческой становится работа воспитателя, ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазёр и выдумщик. Воспитатель – это гражданин, сердце которого болит болью наших дней…
Моя задача – прививать навыки вежливости, учить воспитанника доброте, умению осознавать свои поступки, различию между тем, «что такое хорошо и что такое плохо».
Самой природой в маленьком человеке заложено стремление проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы понять его, чтобы найти среди его сложностей своё место в жизни.
Воспитание ума, сердца и чувств ребёнка рассматривается как постоянный и напряжённый труд. Но труд счастливый, творческий. Не только мы воспитываем наших детей, но и они воспитывают нас, не давая нам успокоится и разленится, помогая сохранить остроту и свежесть мироощущения, постоянно ставя перед нами новые сложные вопросы. Дети – оценка нашей жизни. Её смысл и продолжение.
Работая со старшеклассниками – выпускниками, большое значение придаю подготовке их к семейной жизни. Это подготовка должна осуществляться на всех этапах возрастного развития ребёнка и быть неотделимой от общих проблем воспитания. Личность не формируется по частям. Нельзя готовить человека отдельно к семейной жизни, отдельно – к производственной деятельности, к проявлению активной жизненной позиции в коллективе и т.д. Однако каждая область человеческой жизни и каждый вид деятельности имеет свою специфику, которую необходимо учитывать. Исходя из этого я рассматриваю воспитание, с одной стороны, как часть общего процесса формирования всесторонне развитой личности (включающего основы нравственного и трудового воспитания), с другой – как опирающуюся на этот фундамент специальную работу по вооружению ребят знаниями и умениями, необходимыми для создания счастливой семьи.
Не менее важное значение имеют и дидактические принципы: научность, доступность, наглядность, сочетание различных форм, методов и средств обучения. Специфика подготовки требует возведения в ранг принципов следующих положений: доверительность отношений воспитателей и воспитанников (как старшей, а сейчас и младшей группы), педагогов и родителей, раскрытие сути реальных противоречий и негативных явлений в сочетании с убедительным показом возможностей и путей достижения гармонии.
При определении содержания и методики воспитательного процесса я учитываю требования общества к становлению и развитию личности, к характеру отношений между детьми. Важна ориентировка не только на сегодняшний день, но и на перспективу, важна опора на разнообразные виды деятельности воспитанников (учебную, вне учебную, игровую, трудовую, общественную, художественную, спортивную и т.д.).
Исходя из методологических и теоретических посылок, учитывая указанные выше требования, данные исследований можно утверждать, что подготовка подрастающего поколения должна включать следующие основные аспекты:
Общесоциальный (значимость семьи как основы общества).
Этический (воспитание нравственных качеств, равноправного отношения, уважения к старшим, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости). Например, в младшей группе я провожу такие беседы – диспуты: «Твои обязанности в семье», «Мама и папа вернулись с работы», «Каков он, настоящий друг?», «Культура поведения в семье». Для старших проводятся беседы на темы: «Огонь родного очага», «Перед матерью в вечном долгу», «Кто кому помогает в семье?», «Дружили мальчики с девочкой…»
Для тех, кто вступает в раннюю юность, вводятся и более «взрослые» темы: «Воспитатель самого себя», «Твой труд в семье», «Что значит – настоящая любовь?»
Правовой (ознакомление с основами законодательства).
Психологический (формирование понятий о личности, о психологии межличностных отношений, овладение навыками общения).
Физиолого – гигиенический (знание физиологических особенностей организма, вопросы личной гигиены).
Педагогический (формирование представлений о роли семьи в воспитании детей).
Беседы на темы: «Бережливость», «Этикет», «Красота твоего дома», «Мода», «Милосердие», «Вещизм», «Компания», «Любовь», «Целеустремлённость», «Аккуратность».
Хозяйственно – экономический (знания о бюджете семьи, культуре быта, умение вести домашнее хозяйство и т.д.). Таким образом, подготовка воспитанников к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий детей с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате чего происходит осознание детьми особенностей взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек. Особое внимание следует уделять воспитанию чувства семейного долга, взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, душевной теплоты, заботливости, уступчивости, самопожертвования.
Опыт работы обобщён на заседаниях методического объединения воспитателей, при взаимных посещениях мероприятий.