Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная( коррекционная ) общеобразовательная школа №31» г. Брянска
Рассмотрено: на заседании методического объединения школы. Руководитель МО ____________А.А. Магильная Протокол №_____ от «____»__________2023 г. | Согласовано: зам. директора по УВРМБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска ____________Зеленина И В. «____»_________ 2023 г. | Утверждаю: директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска __________________ О. Л. Бурцева Приказ №_____ от «___»__________2023г. |
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)
5 класс
на 2023-2024 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
II. Общая характеристика учебного предмета
III. Место учебного предмета в учебном плане
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
V. Содержание учебного предмета
VI. Тематическое планирование
VII.Описание материально-технического обеспечение образовательной деятельности
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса (2 вариант ) разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599(зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015г., регистрационный № 35850);
-федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства юстиций Российской Федерации 30 декабря 2022г., регистрационный №71930);
- АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5- 9 классы МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска.
Целью данной программы является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умение пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности;
Развитие коммуникативно-речевых навыков.
Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности.
Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Практическое овладение обучающимися нормами речи.
Общая характеристика обучающего предмета
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Общение — это передача и обмен информацией, возможность донести собеседнику свои мысли, желания, выразить просьбу. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении. Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства. Эти системы помогают обеспечить достаточно эффективную коммуникацию на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка (домашняя среда, обучение, общение со сверстниками, общение за пределами дома и дошкольного учреждения, школы, взаимодействие с персоналом при посещении магазинов, кинотеатров, кафе). Кроме того, системы альтернативной коммуникации служат «мостиком», который в перспективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи.
Использование невербальных (альтернативных) средств коммуникаций и обучение ими детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью будут компенсировать у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности, поможет данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создадут базу для развития речи и познавательной деятельности ребенка. Обеспечение детей средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
«Альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Коррекционные занятия». На изучение учебного курса «Альтернативная коммуникация» в 5 классе отводится 1 час в неделю. За время обучения отведено 34 ч.
5 класс
34 часа
( 1 час в неделю)
1 четверть - 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
IV. Личностные результаты освоения учебного предмета:
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования.
Ожидаемые личностные результаты:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
3) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
5) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду.
Возможные предметные результаты:
формирование интереса к занятиям;
коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
овладение развивающими упражнениями по развитию артикуляционной, дыхательной, общей и мелкой моторики;
овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;
развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Изучение коррекционного курса социального направления «Альтернативная коммуникация» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий:
Личностные учебные действия:
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные учебные действия:
ориентироваться в пространстве класса;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками (выполнение задания полностью (от начала до конца); выполнение задания с заданными качественными параметрами; переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.)
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с помощью учителя;
ориентироваться на листе бумаги, у доски под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу) с помощью учителя;
группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
использовать знако-символические средства с помощью учителя;
узнавать и различать образы графем.
V. Содержание учебного предмета:
Программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация»
включает следующие разделы:
Обследование.
Развитие моторики.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Чтение и письмо.
Раздел «Обследование» направлен на диагностику уровня развития речи и речевых процессов обучающейся. Проводится в начале и в конце учебного года.
Раздел «Развитие моторики» направлен на совершенствование общей, мелкой, артикуляционной моторики и речевого дыхания, что способствует развитию речевых процессов.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» направлен на развитие координации движений, ориентировку в пространстве через выполнение устных инструкций учителя; на формирование пассивного и активного словарного запаса.
Раздел «Чтение и письмо» включает предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма: узнавание звука в слове; соотнесение звука с буквой; называние буквы, чтение односложных слов с картинками, формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков, обведение и дописывание элементов букв; прослушивание небольших по объёму текстов и подбор соответствующих иллюстраций к прочитанному, выбор картинок при ответах на вопросы.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические игры, расширяются понятия.
Эффективность коррекционных занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается при использовании дидактического материала в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Учебно-тематический плаН
1. Развитие речи средствами невербальной коммуникации;
2.Импрессивная речь;
3.Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации;
4.Чтение и письмо.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА С УКАЗАНИЕМ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. «Обследование» - 1 часа.
Диагностика уровня развития речи, речевых процессов обучающейся.
Раздел 2. «Развитие моторики» - 4 часов.
Тема 1. Развитие общей артикуляционной моторики.
Выполнение статических и динамических артикуляционных упражнений для губ, языка, щек. Развитие умения вступать в контакт с учителем.
Тема 2. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие умения слушать и повторять за учителем. Формирование умения на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
Тема 3. Игры и упражнения на развитие силы голоса и речевого дыхания.
Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Тема 4. Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.
Развитие слухового восприятия на материале речевых и неречевых звуков. Выполнение инструкций учителя.
Раздел 3. «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» - 18 часов.
Тема 1. Развитие координации движений. Ориентировка в пространстве. Развитие психомоторных качеств через игровую деятельность. Обучение ориентировке на листе бумаги.
Тема 2 Жесты, символы и их значение. Расширение рамок слухового восприятия. Развитие мелкой моторики рук. Обучение использованию доступных жестов для передачи сообщений, соотнесению жеста со словом. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание).
Тема 3. Мимика и её роль в общении.
Умение владеть невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Отражение при помощи мимики положительных и отрицательных эмоций на лице (радость, восторг, грусть, удивление, огорчение, недовольство, страх, стеснение).
Тема 4. Понимание простых по звуковому составу слов.
Умение различать простые слова (мама, папа, дядя и др.) Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Тема 5. Понимание слов, обозначающих предмет.
Умение различать более сложные слова с опорой на картинки, пиктограммы. Развитие предметного словаря. Определение одушевленных и неодушевленных предметов.
Тема 6. Понимание обобщающих понятий.
Умение объединять слова в группы, выделять обобщающие понятия (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
Тема 7. Понимание слов, обозначающих действия предмета.
Умение понимать и различать слова, обозначающие простые действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) Развитие глагольного словаря (способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др.)
Тема 8. Понимание слов, обозначающих признак предмета.
Умение различать и подбирать предметы по величине, цвету, форме, вкусу, материалу.
Тема 9. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние.
Умение различать слова: громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.
Тема 10. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак.
Умение различать слова: я, он, мой, твой и др.
Тема 11. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов.
Умение определять количество предметов (использование пальчиковых и дидактических игр)
Тема 12. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.
Умение понимать значение слов: в, на, под, из, из-за и др. с опорой на картинки и пиктограммы; определять конкретно-пространственное значение предметов.
Тема 13. Соотнесение слов с иллюстративным материалом.
Выработка эмоционально – оценочного отношения к сообщаемым знаниям, умение работать с иллюстрацией.
Тема 14. Предложение. Понимание простых предложений.
Развитие связной речи, зрительного и слухового восприятия. Умение определять количество слов в предложении и различать предложения по интонации.
Тема 15. Деление предложений на слова.
Умение выделять и считать слова в предложении. (Игра «Склеенные предложения»)
Тема 16. Подбор картинок к заданному предложению.
Развитие слухового и зрительного восприятия. Умение выбрать нужную картинку из двух-трёх предложенных.
Тема 17. Составление простых предложений по сюжетным картинкам.
Развитие связанной речи. Умение составлять простые предложения по картинкам.
Тема 18. Соотнесение предложений с иллюстративным материалом.
Умение соотносить предложение с картинкой. Формирование оперативных видов речевой деятельности (говорение, письмо).
Раздел 4. «Чтение и письмо» - 11 часа.
Тема 1. Звуки и буквы. Формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и]. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).
Тема 2. Звуки гласные и согласные. Умение правильно произносить и различать гласные и согласные звуки.
Тема 3. Соотнесение звука с буквой. Развитие фонематического восприятия, устной и письменной речи, выработка орфографического навыка.
Тема 4. Узнавание звука в слоге (слове). Умение различать звуки на слух, называть или повторять за учителем слова с определённым звуком, а также определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
Тема 5. Выкладывание букв из простых материалов. Развитие тактильного восприятия, мелкой моторики при выкладывании букв из различных материалов: пуговиц, палочек, бусин и т.п. Стимулирование речевого развития.
Тема 6. Написание букв с опорой на образец. Формирование графического навыка письма. Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв. Развитие умения соотносить собственную деятельность с образцом.
Тема 7. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Формирование зрительного восприятия, графического образа букв.
Тема 8. Образование и прочтение открытых слогов. Формирование зрительного образа букв и простых слогов. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слоговых цепочек и проговаривание с опорой на картинку.
Тема 9. Чтение односложных слов с опорой на картинку. Формирование и развитие навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза. Закрепление навыка слогового чтения.
Тема 10. Составление связного высказывания. Развитие умения выделять предложения, правильно строить простые предложения.
Тема 11. Проигрывание простых речевых ситуаций. Развитие связной речи, мышления, логики, умения вступать в контакт с окружающими.
VI. Тематическое планирование
№ п. п. | Тема урока, раздела | Кол-во часов | Дата |
1 | Диагностика уровня развития речи, речевых процессов обучающегося на начало учебного года. | 1 | |
2 | Развитие общей артикуляционной моторики. | 1 | |
3 | Развитие силы голоса и речевого дыхания. | 1 | |
4 | Игры и упражнения на развитие силы голоса и речевого дыхания. | 1 | |
5 | Игры и упражнения на развитие слухового восприятия. | 1 | |
6 | Развитие координации движений. Ориентировка в пространстве. | 1 | |
7 | Жесты, символы и их значение. | 1 | |
8 | Мимика и её роль в общении. | 1 | |
9 | Понимание простых по звуковому составу слов. | 1 | |
10 | Понимание слов, обозначающих предмет. | 1 | |
11 | Понимание обобщающих понятий. | 1 | |
12 | Понимание слов, обозначающих действия предмета. | 1 | |
13 | Понимание слов, обозначающих признак предмета. | 1 | |
14 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние. | 1 | |
15 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак. | 1 | |
16 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов. | 1 | |
17 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. | 1 | |
18 | Соотнесение слов с иллюстративным материалом. | 1 | |
19 | Предложение. Понимание простых предложений. | 1 | |
20 | Деление предложений на слова. | 1 | |
21 | Подбор картинок к заданному предложению. | 1 | |
22 | Составление простых предложений по сюжетным картинкам. | 1 | |
23 | Соотнесение предложений с иллюстративным материалом. | 1 | |
24 | Звуки и буквы. | 1 | |
25 | Звуки гласные и согласные. | 1 | |
26 | Соотнесение звука с буквой. | 1 | |
27 | Узнавание звука в слоге (слове). | 1 | |
28 | Выкладывание букв из простых материалов. | 1 | |
29 | Написание букв с опорой на образец. | 1 | |
30 | Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове) | 1 | |
31 | Образование и прочтение открытых слогов. | 1 | |
31 | Чтение односложных слов с опорой на картинку. | 1 | |
32 | Составление связного высказывания. | 1 | |
33 | Проигрывание простых речевых ситуаций. | 1 | |
34 | Диагностика уровня развития речи, речевых процессов обучающегося на конец учебного года. | 1 | |
Итого: | 34 часов | |
VII.Описание материально-технического обеспечение образовательной деятельности
Основная.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1599.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с УО (ИН) (вариант 2) (дополнительный первый класс - IX классы) ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
Дополнительная.
1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.
2. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
4. Дедюхина, Г.В. Кириллова, Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич, Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
6. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.
7. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005.
8. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 2 - М.: ВЛАДОС, 2005.
9..Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
10..Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012.
11.Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. М.:«Академия», 2003.
12.Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики работы). // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – №7. – С. 42 – 47. 23.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Печатные пособия.
Таблицы с буквами, слогами.
Карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы)
Напечатанные слова.
Наборы сюжетных картинок с различной тематикой.
Электронные образовательные ресурсы.
Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
http://luchikivnuchiki.ru/obzor-obrazovatelynh-saytov/
https://www.logoped.ru/index.htm/
http://www.stuttering.ru/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная( коррекционная ) общеобразовательная школа №31» г. Брянска
Рассмотрено: на заседании методического объединения школы. Руководитель МО ____________А.А. Магильная Протокол №_____ от «____»__________2023 г. | Согласовано: зам. директора по УВРМБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска ____________Зеленина И В. «____»_________ 2023 г. | Утверждаю: директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска __________________ О. Л. Бурцева Приказ №_____ от «___»__________2023г. |
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)
6 класс
на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класса (2 вариант ) разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599(зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015г., регистрационный № 35850);
-федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства юстиций Российской Федерации 30 декабря 2022г., регистрационный №71930);
- АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5- 9 классы МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска.
Целью данной программы является коррекция дефектов экспрессивной и импрессивной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Задачи:
1. Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности;
2. Развитие коммуникативно-речевых навыков.
3. Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности.
4. Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
5. Практическое овладение обучающимися нормами речи.
Общая характеристика обучающего предмета
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Общение — это передача и обмен информацией, возможность донести собеседнику свои мысли, желания, выразить просьбу. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении. Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства. Эти системы помогают обеспечить достаточно эффективную коммуникацию на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка (домашняя среда, обучение, общение со сверстниками, общение за пределами дома и дошкольного учреждения, школы, взаимодействие с персоналом при посещении магазинов, кинотеатров, кафе). Кроме того, системы альтернативной коммуникации служат «мостиком», который в перспективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи.
Использование невербальных (альтернативных) средств коммуникаций и обучение ими детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью будут компенсировать у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности, поможет данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создадут базу для развития речи и познавательной деятельности ребенка. Обеспечение детей средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
«Альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Коррекционные занятия». На изучение учебного курса «Альтернативная коммуникация» в 6 классе отводится 1 час в неделю. За время обучения отведено 34 ч.
6 класс
34 часа
( 1 час в неделю)
1 четверть - 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
IV. Личностные результаты освоения учебного предмета:
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные и примерные результаты освоения конкретного коррекционного курса:
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
— Использование доступных жестов для передачи сообщения.
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Личностные результаты
1. Основы персональной идентичности, осознание своей
принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и
деятельности;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Планируемые результаты овладения учебного предмета.
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом «рука-в-руке»;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении
посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
V. Содержание учебного предмета:
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:
1. Развитие речи средствами невербальной коммуникации;
2.Импрессивная речь;
3.Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации;
4.Чтение и письмо;
В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста согласия (несогласия) мимикой, жестом, удовольствия (неудовольствия);.
Выражение приветствия (прощания), благодарности, согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя.
Понимание слов, обозначающих предмет из окружающей действительности.
Понимание слов, обозначающих действия предмета.
Понимание обобщающих понятий.
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (три, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении, понимание предлогов
(в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых инструкций.
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания простых текстов.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,
папа и др.)
Называние собственного имени.
Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (игрушки, одежда,
посуда, овощи, фрукты, продукты, мебель, обувь, животные, бытовые приборы,
школьные принадлежности, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения для обозначения действия предмета (сидеть, стоять, бегать,
пить, есть, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
Чтение и письмо
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой.
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Называние буквы. Чтение слога (слова).
Написание буквы (слога, слова, предложения).
VI. Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по альтернативной коммуникации 6 класс
№ п/п Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся. |
1 | Обследование активного и пассивного словаря. | 1 | Выполнение проб. |
2 | Составление простых предложений по теме «Осень». | 1 | Актуализация имеющихся знаний по лексическим темам. |
3 | Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Фрукты» | 1 | Актуализация имеющихся знаний по лексическим темам. |
4 | Игра на развитие слухового восприятия «Угадай, что звучит» | 1 | Составление простого нераспространённого предложения. |
5 | Игра «Назови кого нет». | 1 | Проговаривание трехсложных слов. |
6 | Составление ответов на вопросы «Что ты делаешь?» | 1 | Проговаривание слов составление простого нераспространенного. |
7 | Игра «Один-много». | 1 |
8 | Игра «Угадай предмет по частям». Чтение слов и соотнесение их с картинкой по теме «обувь». | 1 | Узнавание предмета по частям и соотнесение с предметом. |
9 | Игра «Один-много» с трехсложными словами с прямым открытым слогом. | 1 | Прочитывание слов с изученными буквами и соотнесение с картинкой. |
10 | Проговаривание стихотворения С.Михалкова «Овощи» и сопровождение иллюстрациями. | 1 | Составление простых предложений по теме. |
11 | Сравнение предметов по величине. | 1 | Составление предложений с качественными прилагательными. |
12 | Составление ответов на вопросы по тексту «Мячик». | 1 | Составление ответов на вопросы. |
13 | Человек. Части тела. | 1 | Узнавание предмета по частям и соотнесение с предметом. |
14 | Игрушка – кукла. | 1 | Нахождение слов и соотнесение напечатанного слова и картинки. |
15 | Сравнение частей тела куклы и человека. | 1 | Соотнесение частей тела куклы и картинки человека. Логопедическая игра «Комариная школа». |
16 | Списывание двусоставных слов по теме «Школа». | 1 | Списывание с письменного текста. |
17 | Чтение простых предложений и соотнесение их с картинкой. | 1 | Подбор слов на заданную тему. |
18 | Списывание с письменного текста имен. | 1 | Подбор слов на заданную тему. |
19 | Составление ответов на вопросы по рассказу «Курица и лисица». | 1 | Проговаривание предложений с опорой на графическую схему. |
25 | Проговаривание четверостиший о | 1 | Проговаривание четверостишия |
| зиме. | | | с опорой на графическую схему. |
20 | Составление распространенных предложений по теме: «Зима». | 1 | | Составление предложений с опорой на графическую схему. |
| | | |
21 | Списывание слов с письменного текста | 1 | Списывание слов с письменного текста |
22 | Составление распространенных предложений с предлогами. | 1 | Составление предложений с опорой на графическую схему. |
23 | Составление слова и картинки. «Назови, кого ты видишь» | 1 | Составление слова и картинки. |
24 | Списывание с печатного текста слов типа СГС. | 1 | Списывание с печатного текста. |
25 | Чтение слов и соотнесение с картинкой по лексической теме «Головные уборы». | 1 | Составление слова и картинки. |
26 | Списывание с печатного текста двусложных слов со стечение согласных. | 1 | Подбор слов на заданный звук и проговаривание определенного звука. |
27 | Чтение стихотворения А. Барто «Мишка». | 1 | Понимание текста стихотворения. Игра с предметом |
28 | Чтение текста с картинками «Тучка» | 1 | Понимание текста. |
29 | Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы: «Весна». | 1 | Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы. |
30 | Чтение слов и соотнесение их с | 1 | Выбор картинки и |
| картинкой по теме: «Мебель» | | соответствующего слова. |
31 | Игра «Какой, какая, какое». | 1 | Соотнесение прилагательных с существительными. |
32 | Составление связного рассказа по схеме «Весна». | 1 | Составление связного высказывания. |
33 | Составление ответов на вопросы по тексту «Муравей». | 1 | Составление высказывания на заданную тему. |
34 | Подбор предложений по теме «Весна». Чтение слов и соотнесение их с картинкой по теме: «Посуда». | 1 | Подбор предложений к теме весна. |
VII.Описание материально-технического обеспечение образовательной деятельности
1. Н.Г. Андреева логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч.
Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева ; под ред. Р.И. Лалаевой. М.
: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009 г.
2. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.:
Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
3.Е.В. Мазанова Учусь не путать буквы Альбом 1. Упражнения по оптической дисграфии.-
М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006 г.
4. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы Альбом 2. Упражнения по оптической дисграфии.-
М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006 г.
5. О.Н. Митропольская Правильно называем предлоги. – М.: ТЦ Сфера, 2011 г.
6.Г.А. Османова Логопед – родителям. – СПб.: КАРО, 2009 г.
7.Н.Э Теремкова Логопедические домашние задания. Серия альбомов по лексическим темам.
8. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов
общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.
9. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
10. Демонстрационный материал.