СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наречие как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи.»

Урок русского языка в 4б классе

Программа «Школа россии», авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Учитель МОАУ «СОШ № 52 г. Орска» Кубышкина Лариса Каратаевна

Тема: Наречие, как часть речи.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- находить наречия среди данных слов:

-анализировать грамматические признаки наречия;

-определять роль наречий в предложении и тексте


-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

-выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения;

-составлять план действий по решению проблемной ситуации;

-проводить самооценку – соотносить с образцом.

- адекватно реагировать на возникшие затруднения, находить выход из сложившейся ситуации.


Задачи:

-учить находить наречия среди других частей речи;

-учить выделять грамматические признаки наречий;

-содействовать развитию умения употреблять наречие в речи.

Межпредметные связи: чтение, окружающий мир.

Базовая технология: учебник, ч.1, рабочая тетрадь, рабочая программа


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный этап

1.Проверить готовность к уроку


2Эмоциональный настрой на урок

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И наш урок начнём.

Оценивают no критериям:

- нео6ходимые вещи

- их порядок и расположение на парте


Дети спокойно садятся за парты.


Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Орфографическая минутка

Начнём наш урок с орфографической минутки.

Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради.

1.В слове земля безударная гласная …

2.Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается… (с)

3.В слове тонна удвоенная …

4.Безударный гласный в слове моря..

5.У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …

- Проверим себя по слайду.

- Из данных букв составьте слово, запишите его на этой же строке. Какое слово у вас получилось?


По вопросам учащиеся выстраивают цепочку букв в тетради


- е


- с

- н

- о

- ь


- осень

Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищам. Умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Коммуникативные: развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Взаимодействие с соседом по парте.

Предметные: повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока

Этап целеполагания и построения проекта

- Осень прекрасное, но в тоже время и грустное время года. Осени многие поэты посвящали стихи.

Одно из них у вас на столе.

Работа в паре

- Восстановите буквы в словах. Найдите спрятавшееся слово.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ (желтый лист)

Люблю идти по тропинке я лес_ой,

Когда вокруг хозяйнич_ет осень.

Идёшь, шу_шишь опавшею листвой

Среди дубов и величавых сосен.

Проглянет солнце – золотом горит

Л_сная чаща пёстрыми листами,

И лес, накрывшись тишиной, стоит

Задумчиво под ясными лу_ами.

Но если только ветер налетит,

Лес загуд_т угрюмо и тревожно,

А вет_р резво листья закружит,

Покружит и опустит осторожно.

- О чём вы догадались?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Чтобы вы хотели узнать об этой части речи? Выстроим задачи нашего урока, заполнив корзину идей














Дети вставляют пропущенные буквы и образуют слово НАРЕЧИЕ.

-Это будет тема нашего урока

- Узнать что такое наречие

Корзина идей

-На какие вопросы отвечает?

-Что оно обозначает?

-Как изменяется?

-Каким членом предложения является?

-Для чего используем эти слова в нашей речи?

Личностные: способность оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; принимать учебную задачу.

Этап

- В уроке нам поможет маршрутный лист, где мы будем фиксировать наши открытия. Не забывайте выставлять знаки в колонку самооценки.

- О какой части речи мы с вами говорим?

- Фиксируем в маршрутном листе.

На какие вопросы отвечает наречие?

Работа с учебником упр. 126

- Прочитайте текст. Выделенные слова в упр. – это наречия. Выпишите наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают, как показано это на образце.

1 ряд (1,2 предложене)

Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.

2ряд (2,3 предложение)

Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями. Кругом ещё ярко светило солнце.

3 ряд (5, 6предложение)

В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей. Я благополучно спустился с холма вниз.



Вывод: наречие отвечает на вопросы (фиксируем в маршрутном листе)

Что обозначает наречие?

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также «ПРИГЛАГОЛИЕМ»

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Глагол обозначает

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать

- Итак, чтобы найти наречие - найти глагол и задать от него вопрос.

На слайде предложение. Выписать наречие с глаголом, поставить вопрос.

- Фиксируем в маршрутном листе, что обозначает наречие.



- Часть речи – Наречие



Учащиеся выполняют упражнение в тетради и на доске




(Где?) впереди

(как?) медленно

(когда?) вечером

(как?) слабо

(как?) жалобно

(Как?) кругом,

(как?) ярко,

(где?) налево,

(где?) направо,

(как?) благополучно,

(куда?) вниз

как? когда? где? зачем? откуда? почему? куда?


Рассказ о наречии повествует ученик для ответа на вопрос









- Действие


- Признак этого действия



Физкультминутка

- Выполнить комплекс упражнений (2-3)



Этап применения изученного







Как изменяется наречие?

Работа в группе

- Проведём опыт, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. (оранжевый лист)

1,2 группа:

КАРТОЧКА №1

1. Просклоняйте словосочетание яйцо всмятку. Какое слово является наречием?

Наблюдаем, как оно будет изменяться.

И. п.________________________________________

Р. п._________________________________________

Д. п._________________________________________

В. п._________________________________________

Т. п._________________________________________

П. п._________________________________________

2. Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________________


КАРТОЧКА №2

1. Измените по лицам словосочетание говорить громко. Какое слово является наречием?

Наблюдаем, как оно будет изменяться.

Ед. число

1 лицо. Я________________________________________

2 лицо. Ты________________________________________

3 лицо. Он_________________________________________

Мн. число

1 лицо. Мы_________________________________________

2 лицо. Вы_________________________________________

3 лицо. Они. _________________________________________

2. Сделайте вывод!

Наречия по лицам и числам ________________________________________


КАРТОЧКА №3

1. Измените словосочетание по временам работать хорошо. Какое слово является наречием?

Наблюдаем, как оно будет изменяться.

Наст. вр. (что делаю?)_______________________________________

Пр. вр. (что делал?)________________________________________

Буд. вр. (что буду делать?)___________________________________

2. Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________


КАРТОЧКА №4

1. Измените словосочетание работать хорошо по родам. Какое слово является наречием?

Наблюдаем, как оно будет изменяться.

Ж. р. (она)_________________________________________

М.р. (он)_________________________________________

Ср. р.(оно) _________________________________________

2.Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________

(Проверка)

- Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?


































Наречие - это неизменяемая часть речи.

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Регулятивные:

-различать результат и способ вы­полнения задания;

-принимать учебную задачу,

адекватно оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем (самостоятельно);

-оценивать свою работу на уроке

Коммуникативные:

-планировать свою деятельность во внешней речи с помощью учителя (самостоятельно)

Познавательные:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

Этап закрепления изученного

- Каким членом предложения является?

Работа с учебником

Упр. 129, выписать 1 предложение, разберите предложение по членам.

- Прочитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)

Выполняют самостоятельно, а затем выполняют проверку по слайду и оценивают свои знания

Этап подведения итогов

- Наш маршрутный лист заполнен, с его помощью мы можем сформулировать правило

Маршрутный лист

Этапы урока

Задачи, которые решали

Самооценка

1. Часть речи

Определение части речи наречие

__________________________


2. Вопросы

Отвечает на вопросы как? когда? где? зачем? откуда? почему? куда?


3. Обозначает


Обозначает признак действия


4. Изменяемая или неизменяемая часть речи

Изменяемая или неизменяемая часть речи


5. Член предложения

В предложении является вт.чл.


6. Роль

Делает речь точной, выразительной



- Мы выполнили все задачи урока,

Делают вывод по маршрутному листу

Рефлексия

-Поднимите руки те, кто все понял?

-Поднимите руки те, кому было трудно?

- Есть такие у кого вопросик?


Регулятивные:

-оценивать свою работу на уроке совместно с учителем и самостоятельно











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!