СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Наречие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

 (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

 (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

 (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Оборудование: Учебник «Русский язык»  Иванова 4 класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска            

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Наречие как часть речи"»

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

(направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Оборудование: Учебник «Русский язык» Иванова 4 класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска

































Ход урока.

1. Организационный момент.

— Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

—Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». (Бенедикт Спиноза) музыка весны

Формирование положительной мотивации

Учитель читает стихотворение А.Н. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Учитель : - Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения Алексея Николаевича Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать? (число, классная работа)

На доске запись: Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Учитель: - Ребята, на доске одно предложение из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева.

- Как мы можем с ним поработать?

- Дайте задание.

Учащиеся: Разобрать предложение по членам

и частям речи, дать ему определение

по цели высказывания, по интонации, по составу.

Записать предложение в тетрадь, выделить грамматические основы, определить части речи в грамматических основах.

В процессе выполнения задания складывается ситуация затруднения: слово скоро является обстоятельством, а часть речи учащимся неизвестна.

Учащиеся: Чтобы разобрать предложение полностью,

нам необходимо узнать какую-то неизвестную нам часть речи.

На доске появляется ?

2. Актуализация знаний

Учитель: - Ребята, а какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать?

- Давайте вспомним (ответы детей)

Дети дают определения существительному,

прилагательному, глаголу, местоимению

Учитель: - Какие у вас есть предположения по поводу этого слова?

Учащиеся: Наверное, это название

неизвестной нам части речи.

Учитель: - Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Тема урока: Наречие как часть речи.

3.Формулировка цели урока и постановка учебных задач

Учитель: - Какова цель нашего урока?

Учащиеся: Изучить наречие.

Учитель: - Какие вопросы мы ставили перед собой для изучения части речи?

Ответы учащихся:

1 На какие вопросы отвечает?

2 Что обозначает?

3 С какой частью речи связано?

4 Как изменяется?

5 Каким является членом предложения?

4. Открытие детьми нового знания

Учитель: - Отвечая на эти вопросы, мы наблюдали и исследовали слова.

- Если возникают трудности, куда можем обратиться?

Учащиеся: К учебнику или к дополнит.литературе



Учитель: Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы.

На доске:

Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают весну звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весны синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

Учитель: - Читает один из учеников.

Учитель: - Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в парах и скажите.

(Дети называют слова, учитель их подчёркивает).

Учитель: - Почему именно эти слова вы выделили?

Учащиеся: К ним не подходят вопросы

существительного, прилагательного, глагола.

Учитель: - С помощью чего мы можем определить часть речи?

Учащиеся: Ставить вопрос от какого-то слова

к выделенным словам, т. е. находить словосочетания.

Запишем словосочетания. (Работа в тетрадях и на доске)

чувствуется (где?) повсюду

встречают (как?) по-разному

появятся (когда) скоро,

подрастает (как?) быстро

слышим (где?) везде

прилетели (когда?) вчера

возвещают (как?) радостно

посмотришь (куда?) вверх.

Учитель: - Что заметили? С какой частью речи сочетаются наречия? На какие вопросы отвечают?

Учащиеся: Все наши слова-наречия сочетаются

с глаголом и отвечают на вопросы: где? когда? как? куда?

На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?)

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Наречие-старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И неслучайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове НАРЕЧИЕ? А слово РЕЧЬ в древнерусском языке имело разные значения, одним из которых было название части речи –глагол. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ.

— А почему? Вы догадались?

- Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

5. Физкультминутка



- Как вы думаете, могут ли наречия отвечать на другие вопросы? Прочитаем об этом в учебнике на с. 57

Учитель: - Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

- Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

- Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос

Учитель: Что же обозначают наши слова, отвечая на поставленные нами вопросы?

Учащиеся: - Место действия, признак действия,

цель или причина действия, время действия

Учитель: - Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Прочитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

Учитель: - Что бы ответить на следующий поставленный нами вопрос,

поработаем в группах.

- Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам

- Понаблюдайте, обсудите в группе. (дети работают с карточками)

? Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед. ч., мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

Вывод: Наречия по числам ________________________________________



? Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________

Вывод: Наречия по родам ____________________________

? Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

Вывод: Наречия по временам ________________________________________

- Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица ед. ч.; мн. ч.?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

ты встаёшь ( ______________?) ______________;

он встаёт (____________?) _____________ .

2л: вы встаёте (___________?) ______________;

3л: они встают ( ____________?) _______________ .

Вывод: Наречия по лицам ________________________________________

? Можно ли изменить форму наречий - рано, вперёд, назад, быстро, снизу - так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

—Что? ____________________________________________

— Чего? ___________________________________________

— Чему? ___________________________________________

—Чем? ____________________________________________

—О чём? ___________________________________________

Вывод: Наречия по падежам ________________________________________

Группы отвечают

- По итогам исследований, какой вывод напрашивается?

Наречие - неизменяемая часть речи.

Отвечаем на последний вопрос.

- Как вы думаете, каким членом предложения является наречие?

(Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое;

это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос КАК?)- обстоятельством

- Вернулись к нашему предложению и выделили наречие СКОРО

- Составьте правило, пользуясь вопросами .

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? куда? ; в предложении является обстоятельством

Давайте проверим свои выводы с учебником стр. 57 правило и стр. 59

6. Закрепление Включение в систему знаний

Учитель: - А для чего мы изучаем наречие?

Учащиеся: Мы изучаем наречие для того,

чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.

Учитель: - Тогда я предлагаю вам следующие задания. (Разноуровневое задание)

- Перед вами карточка с упражнениями.

- Прочитайте все задания к упражнениям и выполните только то, в котором уверенны.

Учащиеся выполняют упражнения в тетрадях.

Упражнение 1. Списать. Найти наречия, обозначить

Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

Упражнение 2. Списать, выбрав из двух слов наречия

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

(Весело, с шумом) журчат ручьи

(В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

Упражнение 3. Списать, подобрать по вопросу наречие.

(Где?) пахнет приходом весны.

Она наступит (когда?).

(Как?) будет светить солнце.

(Как?) побегут ручейки.

Учитель: - Проверка фронтальная. – Оцените по уровню сложности упражнения?

7. Итог. – На все ли поставленные вопросы мы ответили?

- Какие наблюдения и вопросы можно еще поставить по наречиям?

8. Рефлексия - Что дал вам сегодняшний урок?

- Оцените свою работу на уроке.

9.Д.з (дифференцированное задание)

учебник правило с 57 , с 58 упр – 3

Найти и выписать 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений.