Тема урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи:
(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
(направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Оборудование: Учебник «Русский язык» Иванова 4 класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.
—Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». (Бенедикт Спиноза) музыка весны
Формирование положительной мотивации
Учитель читает стихотворение А.Н. Плещеева:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Учитель : - Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения Алексея Николаевича Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать? (число, классная работа)
На доске запись: Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Учитель: - Ребята, на доске одно предложение из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева.
- Как мы можем с ним поработать?
- Дайте задание.
Учащиеся: Разобрать предложение по членам
и частям речи, дать ему определение
по цели высказывания, по интонации, по составу.
Записать предложение в тетрадь, выделить грамматические основы, определить части речи в грамматических основах.
В процессе выполнения задания складывается ситуация затруднения: слово скоро является обстоятельством, а часть речи учащимся неизвестна.
Учащиеся: Чтобы разобрать предложение полностью,
нам необходимо узнать какую-то неизвестную нам часть речи.
На доске появляется ?
2. Актуализация знаний
Учитель: - Ребята, а какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать?
- Давайте вспомним (ответы детей)
Дети дают определения существительному,
прилагательному, глаголу, местоимению
Учитель: - Какие у вас есть предположения по поводу этого слова?
Учащиеся: Наверное, это название
неизвестной нам части речи.
Учитель: - Сформулируйте тему урока.
Учащиеся: Тема урока: Наречие как часть речи.
3.Формулировка цели урока и постановка учебных задач
Учитель: - Какова цель нашего урока?
Учащиеся: Изучить наречие.
Учитель: - Какие вопросы мы ставили перед собой для изучения части речи?
Ответы учащихся:
1 На какие вопросы отвечает?
2 Что обозначает?
3 С какой частью речи связано?
4 Как изменяется?
5 Каким является членом предложения?
4. Открытие детьми нового знания
Учитель: - Отвечая на эти вопросы, мы наблюдали и исследовали слова.
- Если возникают трудности, куда можем обратиться?
Учащиеся: К учебнику или к дополнит.литературе
Учитель: Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы.
На доске:
Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают весну звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весны синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.
Учитель: - Читает один из учеников.
Учитель: - Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в парах и скажите.
(Дети называют слова, учитель их подчёркивает).
Учитель: - Почему именно эти слова вы выделили?
Учащиеся: К ним не подходят вопросы
существительного, прилагательного, глагола.
Учитель: - С помощью чего мы можем определить часть речи?
Учащиеся: Ставить вопрос от какого-то слова
к выделенным словам, т. е. находить словосочетания.
Запишем словосочетания. (Работа в тетрадях и на доске)
чувствуется (где?) повсюду
встречают (как?) по-разному
появятся (когда) скоро,
подрастает (как?) быстро
слышим (где?) везде
прилетели (когда?) вчера
возвещают (как?) радостно
посмотришь (куда?) вверх.
Учитель: - Что заметили? С какой частью речи сочетаются наречия? На какие вопросы отвечают?
Учащиеся: Все наши слова-наречия сочетаются
с глаголом и отвечают на вопросы: где? когда? как? куда?
На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?)
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Наречие-старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И неслучайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове НАРЕЧИЕ? А слово РЕЧЬ в древнерусском языке имело разные значения, одним из которых было название части речи –глагол. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ.
— А почему? Вы догадались?
- Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.
5. Физкультминутка
- Как вы думаете, могут ли наречия отвечать на другие вопросы? Прочитаем об этом в учебнике на с. 57
Учитель: - Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?
- Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.
- Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос
Учитель: Что же обозначают наши слова, отвечая на поставленные нами вопросы?
Учащиеся: - Место действия, признак действия,
цель или причина действия, время действия
Учитель: - Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Прочитайте их без наречий, а теперь с наречиями.
- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)
- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)
Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.
Учитель: - Что бы ответить на следующий поставленный нами вопрос,
поработаем в группах.
- Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам
- Понаблюдайте, обсудите в группе. (дети работают с карточками)
? Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед. ч., мн. ч.
Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;
Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .
Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.
Вывод: Наречия по числам ________________________________________
? Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
Образец: пришёл (когда?) рано;
Пришла (___________?) ___________________;
Пришло (___________?) __________________
Вывод: Наречия по родам ____________________________
? Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
Образец: появились (когда?) рано;
Разольются (______________?) _________________;
Цветут (____________?) _________________ .
Вывод: Наречия по временам ________________________________________
- Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица ед. ч.; мн. ч.?
Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;
ты встаёшь ( ______________?) ______________;
он встаёт (____________?) _____________ .
2л: вы встаёте (___________?) ______________;
3л: они встают ( ____________?) _______________ .
Вывод: Наречия по лицам ________________________________________
? Можно ли изменить форму наречий - рано, вперёд, назад, быстро, снизу - так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
—Что? ____________________________________________
— Чего? ___________________________________________
— Чему? ___________________________________________
—Чем? ____________________________________________
—О чём? ___________________________________________
Вывод: Наречия по падежам ________________________________________
Группы отвечают
- По итогам исследований, какой вывод напрашивается?
– Наречие - неизменяемая часть речи.
Отвечаем на последний вопрос.
- Как вы думаете, каким членом предложения является наречие?
(Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое;
это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос КАК?)- обстоятельством
- Вернулись к нашему предложению и выделили наречие СКОРО
- Составьте правило, пользуясь вопросами .
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? куда? ; в предложении является обстоятельством
Давайте проверим свои выводы с учебником стр. 57 правило и стр. 59
6. Закрепление Включение в систему знаний
Учитель: - А для чего мы изучаем наречие?
Учащиеся: Мы изучаем наречие для того,
чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.
Учитель: - Тогда я предлагаю вам следующие задания. (Разноуровневое задание)
- Перед вами карточка с упражнениями.
- Прочитайте все задания к упражнениям и выполните только то, в котором уверенны.
Учащиеся выполняют упражнения в тетрадях.
Упражнение 1. Списать. Найти наречия, обозначить
Весна пришла рано.
Щедро разлилась полая вода.
Всюду появились голубые озёра.
Упражнение 2. Списать, выбрав из двух слов наречия
(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.
(Весело, с шумом) журчат ручьи
(В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.
Упражнение 3. Списать, подобрать по вопросу наречие.
(Где?) пахнет приходом весны.
Она наступит (когда?).
(Как?) будет светить солнце.
(Как?) побегут ручейки.
Учитель: - Проверка фронтальная. – Оцените по уровню сложности упражнения?
7. Итог. – На все ли поставленные вопросы мы ответили?
- Какие наблюдения и вопросы можно еще поставить по наречиям?
8. Рефлексия - Что дал вам сегодняшний урок?
- Оцените свою работу на уроке.
9.Д.з (дифференцированное задание)
учебник правило с 57 , с 58 упр – 3
Найти и выписать 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений.