Тема. Наречие. Значение, синтаксическая роль
Цель: ознакомить учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их синтаксическую роль.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний учащихся.
-
Фронтальная проверка домашнего задания.
-
Беседа
-Какие самостоятельные части речи вам известны?
- К каким частям речи относится наречие?
-Какие вам известны члены предложения?
-На какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения?
III.Постановка целей и задач урока
- Сегодня мы с вами будем изучать неизменяемую самостоятельную часть речи – наречие, а также его разряды и роль в предложении.
IV.Изучение нового материала
1.Учитель
- Наречие – неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и признак признака. Наречие может употребляться с глаголом (раздался издалека, читать вслух, повернуть налево), причастием (настроенный положительно, вымытый дочиста), деепричастием (одевая наспех), а также с существительным (кофе по-турецки), прилагательным (заведомо неверный), другим наречием ( достаточно свободно).
2. Наблюдение над языковым материалом
Проанализировать словосочетания по данному образцу.
× как?
П
исал, аккуратно выводя буквы Очень красивый ситец – очень красивого ситца
Как?
Красиво одетая девочка
Вывод: наречие не имеет окончаний, оно не изменяется и остаётся неизменным независимо от того, с какими частями речи употребляется, может относиться к глаголу, деепричастию, причастию и к имени существительному.
-
Синтаксическая роль наречий
-
Роль сказуемого в безличных предложениях. Жутко было оставаться в потёмках.
-
Роль определения. Поездка верхом очень занимала меня.
-
Роль обстоятельств времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели. Тебе нужно здесь остаться, в своём доме.
Никогда не унывай, крепись. Нагрубить сгоряча легко, а потом нужно будет всё исправить. В этом году планировали увеличить урожай втрое.
-
Ознакомление с теоретическим материалом учебника.
-
Ознакомление с таблицей «Разряды наречий по значению»
Разряды | Обстоятельственные | Определительные |
Места (где? куда? откуда?) | Цели (зачем?) | Уступки | Време ни ( с каких пор? до каких пор? когда? | Причи ны (почему?) | Образа Дейст вия (как? каким образом?) | Количественно-определительные | Качественно-определительные |
Приме ры | Справа, слева, вблизи, позади | Нарочно, напоказ | Наперекор, вопреки | Давно, завтра, вчера, вечером, недавно | Со зла, поневоле, сгоряча, впопыхах | Вплавь, вдвоём, сообща, пешком, твёрдо | Дважды, очень, слишком, чуть-чуть, еле-еле | Весело, сильно, хорошо, старательно |
V. Обобщение.
1.Выпишите наречия со словами, к которым они относятся.
Полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. От стройно фигуры и зелёной одежды тополя трудно оторвать глаза. Где-то далеко влево плакали чибисы. Солнце выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу.
2. Выполнение упражнений из учебника.
VI.Рефлексия. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.