Двадцать второе января. Классная работа.
Урок русского языка в 7 классе
Учитель русского языка и литературы 1 к.к.
Ю.А. Христолюбова
Повторение – мать учения!
- 1. Что изучает морфология?
- Морфология – это раздел русского языка, изучающий части речи и их формы.
- 2. На какие два раздела делятся части речи?
- Самостоятельные и служебные.
- 3. Перечислите самостоятельные части речи, известные вам.
- Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие, деепричастие, местоимение, наречие.
- 4. Назовите части речи всех слов 3 вопроса.
- Глагол, имя прилагательное, имя существительное, имя существительное, причастие, местоимение.
- 4. Перечислите служебные части речи.
- Союзы, предлоги, частицы.
Рабочий лист
Задание №
1
2
3
4
5
Итого:
Задание №1. Словарный диктант
(В)скоре, (с,з)десь, с..годня, (из)д..лека, (в)лев.., (в)прав.., (в)верху, (в)н..зу, (в)п..рёд, (на)вс..гда, отлич?н..
Задание №1. Словарный диктант
Вс коре, з десь, с ег одня, и зд а л е ка, вл ев о , вп рав о , вв е рху, вн и зу, вп е рёд, н и к о гда, н а в с е гда, о тли чно
Критерии оценки диктанта
- нет ошибок,
- 1-2 ошибки,
- 3-4 ошибки
Сформулируем тему урока
И ужасно , и опасно , букву "Т" писать напрасно , Всем известно как прелестно букву "Т" писать уместно .
Наречие
как часть речи
Цели урока: «Наречие как часть речи»
2. Морфоло-
3. Синтаксическая
гические
роль предложений
1.Общее
в тексте
грамматическое
признаки
значение
Каким членом
Как изменяются?
Что обозначает?
предложения
На какие вопросы
является?
отвечает?
Определение наречия по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова
- 1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие) .
- 2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда) .
Наречие отвечает на следующие вопросы:
Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем?
Наречие – старое слово. Впервые оно было использовано в «Словаре древнерусского языка» Срезневского, где отмечено его значение как части речи.
Если попытаться глубже проникнуть в состав слова НАРЕЧИЕ , то придется выделить корень -реч- . Слово же речь в древнерусском языке имело много значений, в том числе и «говорить» (слово глагол тоже имело значение «речь»: глаголить означало «говорить», «вести речь» ). Это значение сохраняется в корне -реч- , входящем в слово наречие, и отражает связь наречия с глаголом.
Хотя я родилась позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними – и с прилагательным, и с причастием.
Очень интересный,
Слишком сладкий
Быстро убегающий
Легко определяемый
Задание №2
Как приятно и отрадно,
Что мне все сегодня рады!
Признаюсь великодушно -
Думал я у вас здесь скучно.
А теперь увидел точно:
Собрались вы не нарочно.
Все ведут себя прилично,
Учатся здесь все отлично!
Вот сейчас проверю вас,
Помните ли вы мой сказ?!
Сколько в этом стихотворении наречий? Выпишите наречия с вопросом.
Критерии оценки:
- нет ошибок,
- 1-2 ошибки,
- 3-4 ошибки
Как приятно и отрадно ,
Что мне все сегодня рады!
Признаюсь великодушно -
Думал я у вас здесь скучно .
А теперь увидел точно :
Собрались вы не нарочно .
Все ведут себя прилично ,
Учатся здесь все отлично !
Вот сейчас проверю вас,
Помните ли вы мой сказ?!
Изменяются ли наречия по числам родам и падежам?
(как?) Отлично
Девочка учится КАК?…
Мальчик учится КАК?…
Они учатся КАК?…
Просклоняйте наречие ОТЛИЧНО по падежам.
Почему не получилось?
А по временам?
Я учусь (как?)…
Я учился (как?)…
Я буду учиться (как?)
Наречие – неизменяемая часть речи!
Задание №3. «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.
- Говорить – спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.
- Петь – вкусно, замечательно, громко, далеко, иногда, всегда, часто, вместе.
- Работать – грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро.
- Ехать – рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, медленно.
- Составьте предложение с глаголом работать и наречием умело
ПРОВЕРИМ!
- Говорить – спокойно, вежливо, внятно, тяжело, вслух, дружно.
- Петь – замечательно, громко, иногда, всегда, часто, вместе.
- Работать – умело, аккуратно, долго, много, быстро.
- Ехать – рядом, близко, издалека, медленно.
Критерии оценки:
- нет ошибок,
- 1-2 ошибки,
- 3-4 ошибки
Какова синтаксическая роль наречий?
- Я еду (как?) быстро.
- Я пришла (когда?) рано.
- Мой дом (где?) близко от школы.
- Наречие в предложении выполняют роль обстоятельства!
Задание № 4. Вставьте вместо пропусков наречия.
Вместе _____ , порознь _____.
Молодому жениться ____ , а старому _____.
Кто ______ соврал, тому _____ не поверят.
______ брать, да _____ отдавать.
Говорит _____ , а делает _____.
С глаз _____ , из сердца ____.
_____ стелет, да ______ спать.
Берись ______ , не будет ______.
Вставьте вместо пропусков наречия
Вместе тесно , порознь скучно .
Молодому жениться ____ , а старому _____.
Кто ______ соврал, тому _____ не поверят.
______ брать, да _____ отдавать.
Говорит _____ , а делает _____.
С глаз _____ , из сердца ____.
_____ стелет, да ______ спать.
Берись ______ , не будет ______.
Вставьте вместо пропусков наречия
Вместе тесно , порознь скучно .
Молодому жениться рано , а старому поздно .
Кто ______ соврал, тому _____ не поверят.
______ брать, да _____ отдавать.
Говорит _____ , а делает _____.
С глаз _____ , из сердца ____.
_____ стелет, да ______ спать.
Берись ______ , не будет ______.
Вставьте вместо пропусков наречия
Вместе тесно , порознь скучно .
Молодому жениться рано , а старому поздно .
Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.
______ брать, да _____ отдавать.
Говорит _____ , а делает _____.
С глаз _____ , из сердца ____.
_____ стелет, да ______ спать.
Берись ______ , не будет ______.
Вставьте вместо пропусков наречия
Вместе тесно , порознь скучно .
Молодому жениться рано , а старому поздно .
Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.
Легко брать, да трудно отдавать.
Говорит _____ , а делает _____.
С глаз _____ , из сердца ____.
_____ стелет, да ______ спать.
Берись ______ , не будет ______.
Вставьте вместо пропусков наречия
Вместе тесно , порознь скучно .
Молодому жениться рано , а старому поздно .
Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.
Легко брать, да трудно отдавать.
Говорит прямо , а делает криво .
С глаз _____ , из сердца ____.
_____ стелет, да ______ спать.
Берись ______ , не будет ______.
Вставьте вместо пропусков наречия
Вместе тесно , порознь скучно .
Молодому жениться рано , а старому поздно .
Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.
Легко брать, да трудно отдавать.
Говорит прямо , а делает криво .
С глаз долой , из сердца вон .
_____ стелет, да ______ спать.
Берись ______ , не будет ______.
Вставьте вместо пропусков наречия
Вместе тесно , порознь скучно .
Молодому жениться рано , а старому поздно .
Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.
Легко брать, да трудно отдавать.
Говорит прямо , а делает криво .
С глаз долой , из сердца вон .
Мягко стелет, да жестко спать.
Берись ______ , не будет ______.
Вставьте вместо пропусков наречия
Вместе тесно , порознь скучно .
Молодому жениться рано , а старому поздно .
Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.
Легко брать, да трудно отдавать.
Говорит прямо , а делает криво .
С глаз долой , из сердца вон .
Мягко стелет, да жестко спать.
Берись дружно , не будет грузно .
Критерии оценки:
- нет ошибок,
- 1-2 ошибки,
- 3-4 ошибки
Задание № 5. Подведение итогов. Спишите, вставьте пропущенные слова
1) Наречие - _____ часть речи, которая обозначает __________ и отвечает на вопросы: ________________________________
2) Наречие никогда не _________.
3) В предложении наречие является _______________________.
1) Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, как, почему, зачем.
2) Наречие никогда не изменяется .
3) В предложении наречие является обстоятельством .
Критерии оценки:
- нет ошибок,
- 1-2 ошибки,
- 3-4 ошибки
Выставление отметок за урок
Критерии оценки:
- «5»,
- «4»,
- «3».
Домашнее задание: 1.Составьте небольшой (7-10 предложений) юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя наречия. 2. Упр. 197
Поздно
Слишком
Нечаянно
Специально
Спасибо за урок!