СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наречие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентция к первому уроку по теме "Наречие". Цели урока: повторить определение наречия, вопросы на которые оно отвечает, рассмотреть морфологические признаки наречия и его синтаксическую роль в предложении.

В презентации представлен рабочий лист, по результатам заполнения которого, выставляется отметка за урок.

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи»

 Двадцать второе января.  Классная работа.   Урок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы 1 к.к. Ю.А. Христолюбова

Двадцать второе января. Классная работа.

Урок русского языка в 7 классе

Учитель русского языка и литературы 1 к.к.

Ю.А. Христолюбова

Повторение – мать учения! 1. Что изучает морфология? Морфология – это раздел русского языка, изучающий части речи и их формы. 2. На какие два раздела делятся части речи? Самостоятельные и служебные. 3. Перечислите самостоятельные части речи, известные вам. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие, деепричастие, местоимение, наречие. 4. Назовите части речи всех слов 3 вопроса. Глагол, имя прилагательное, имя существительное, имя существительное, причастие, местоимение. 4. Перечислите служебные части речи. Союзы, предлоги, частицы.

Повторение – мать учения!

  • 1. Что изучает морфология?
  • Морфология – это раздел русского языка, изучающий части речи и их формы.
  • 2. На какие два раздела делятся части речи?
  • Самостоятельные и служебные.
  • 3. Перечислите самостоятельные части речи, известные вам.
  • Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие, деепричастие, местоимение, наречие.
  • 4. Назовите части речи всех слов 3 вопроса.
  • Глагол, имя прилагательное, имя существительное, имя существительное, причастие, местоимение.
  • 4. Перечислите служебные части речи.
  • Союзы, предлоги, частицы.

Рабочий лист Задание № 1 2 3 4 5 Итого:

Рабочий лист

Задание №

1

2

3

4

5

Итого:

Задание №1. Словарный диктант  (В)скоре, (с,з)десь, с..годня, (из)д..лека, (в)лев.., (в)прав.., (в)верху, (в)н..зу, (в)п..рёд, (на)вс..гда, отлич?н..

Задание №1. Словарный диктант

(В)скоре, (с,з)десь, с..годня, (из)д..лека, (в)лев.., (в)прав.., (в)верху, (в)н..зу, (в)п..рёд, (на)вс..гда, отлич?н..

Задание №1. Словарный диктант  Вс коре, з десь, с ег одня, и зд а л е ка, вл ев о , вп рав о , вв е рху, вн и зу, вп е рёд, н и к о гда, н а в с е гда, о тли чно  Критерии оценки диктанта  - нет ошибок, - 1-2 ошибки,  - 3-4 ошибки

Задание №1. Словарный диктант

Вс коре, з десь, с ег одня, и зд а л е ка, вл ев о , вп рав о , вв е рху, вн и зу, вп е рёд, н и к о гда, н а в с е гда, о тли чно

Критерии оценки диктанта

- нет ошибок,

- 1-2 ошибки,

- 3-4 ошибки

Сформулируем тему урока И ужасно , и опасно , букву

Сформулируем тему урока

И ужасно , и опасно , букву "Т" писать напрасно , Всем известно как прелестно букву "Т" писать уместно .

   Наречие  как часть  речи

Наречие

как часть речи

Цели урока: «Наречие как часть речи» 2. Морфоло- 3. Синтаксическая  гические роль предложений 1.Общее в тексте грамматическое  признаки значение  Каким членом Как изменяются? Что обозначает? предложения На какие вопросы является? отвечает?

Цели урока: «Наречие как часть речи»

2. Морфоло-

3. Синтаксическая

гические

роль предложений

1.Общее

в тексте

грамматическое

признаки

значение

Каким членом

Как изменяются?

Что обозначает?

предложения

На какие вопросы

является?

отвечает?

Определение наречия по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова 1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие) . 2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда) . Наречие отвечает на следующие вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем?

Определение наречия по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова

  • 1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие) .
  • 2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда) .

Наречие отвечает на следующие вопросы:

Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем?

Наречие – старое слово. Впервые оно было использовано в «Словаре древнерусского языка» Срезневского, где отмечено его значение как части речи.

Наречие – старое слово. Впервые оно было использовано в «Словаре древнерусского языка» Срезневского, где отмечено его значение как части речи.

  Если попытаться глубже проникнуть в состав  слова НАРЕЧИЕ , то придется выделить корень  -реч- . Слово же  речь в древнерусском языке имело много  значений, в том числе и  «говорить»  (слово глагол  тоже имело значение  «речь»:  глаголить  означало «говорить», «вести речь» ).  Это значение сохраняется  в корне  -реч- , входящем в слово наречие, и отражает  связь наречия с глаголом.  Хотя я родилась позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними – и с прилагательным, и с причастием.    Очень интересный,  Слишком сладкий  Быстро убегающий  Легко определяемый

Если попытаться глубже проникнуть в состав слова НАРЕЧИЕ , то придется выделить корень -реч- . Слово же речь в древнерусском языке имело много значений, в том числе и «говорить» (слово глагол тоже имело значение «речь»: глаголить означало «говорить», «вести речь» ). Это значение сохраняется в корне -реч- , входящем в слово наречие, и отражает связь наречия с глаголом.

Хотя я родилась позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними – и с прилагательным, и с причастием.

Очень интересный,

Слишком сладкий

Быстро убегающий

Легко определяемый

Задание №2 Как приятно и отрадно, Что мне все сегодня рады! Признаюсь великодушно - Думал я у вас здесь скучно. А теперь увидел точно: Собрались вы не нарочно. Все ведут себя прилично, Учатся здесь все отлично! Вот сейчас проверю вас, Помните ли вы мой сказ?!  Сколько в этом стихотворении наречий?  Выпишите наречия с вопросом.

Задание №2

Как приятно и отрадно,

Что мне все сегодня рады!

Признаюсь великодушно -

Думал я у вас здесь скучно.

А теперь увидел точно:

Собрались вы не нарочно.

Все ведут себя прилично,

Учатся здесь все отлично!

Вот сейчас проверю вас,

Помните ли вы мой сказ?!

Сколько в этом стихотворении наречий? Выпишите наречия с вопросом.

 Критерии оценки:  - нет ошибок, - 1-2 ошибки,  - 3-4 ошибки Как приятно и отрадно , Что мне все сегодня рады! Признаюсь великодушно - Думал я у вас здесь  скучно . А теперь увидел точно : Собрались вы не нарочно . Все ведут себя прилично , Учатся здесь все отлично ! Вот сейчас проверю вас, Помните ли вы мой сказ?!

Критерии оценки:

- нет ошибок,

- 1-2 ошибки,

- 3-4 ошибки

Как приятно и отрадно ,

Что мне все сегодня рады!

Признаюсь великодушно -

Думал я у вас здесь скучно .

А теперь увидел точно :

Собрались вы не нарочно .

Все ведут себя прилично ,

Учатся здесь все отлично !

Вот сейчас проверю вас,

Помните ли вы мой сказ?!

Изменяются ли наречия по числам родам и падежам? (как?) Отлично Девочка учится КАК?… Мальчик учится КАК?… Они учатся КАК?… Просклоняйте наречие ОТЛИЧНО по падежам. Почему не получилось? А по временам? Я учусь (как?)… Я учился (как?)… Я буду учиться (как?)  Наречие – неизменяемая часть речи!

Изменяются ли наречия по числам родам и падежам?

(как?) Отлично

Девочка учится КАК?…

Мальчик учится КАК?…

Они учатся КАК?…

Просклоняйте наречие ОТЛИЧНО по падежам.

Почему не получилось?

А по временам?

Я учусь (как?)…

Я учился (как?)…

Я буду учиться (как?)

Наречие – неизменяемая часть речи!

Задание №3. «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.   Говорить – спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно. Петь – вкусно, замечательно, громко, далеко, иногда, всегда, часто, вместе. Работать – грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро. Ехать – рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, медленно. Составьте предложение с глаголом работать и наречием умело

Задание №3. «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.

  • Говорить – спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.
  • Петь – вкусно, замечательно, громко, далеко, иногда, всегда, часто, вместе.
  • Работать – грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро.
  • Ехать – рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, медленно.
  • Составьте предложение с глаголом работать и наречием умело
ПРОВЕРИМ! Говорить – спокойно, вежливо, внятно, тяжело, вслух, дружно. Петь – замечательно, громко, иногда, всегда, часто, вместе. Работать – умело, аккуратно, долго, много, быстро. Ехать – рядом, близко, издалека, медленно.   Критерии оценки:  - нет ошибок, - 1-2 ошибки,  - 3-4 ошибки

ПРОВЕРИМ!

  • Говорить – спокойно, вежливо, внятно, тяжело, вслух, дружно.
  • Петь – замечательно, громко, иногда, всегда, часто, вместе.
  • Работать – умело, аккуратно, долго, много, быстро.
  • Ехать – рядом, близко, издалека, медленно.

Критерии оценки:

- нет ошибок,

- 1-2 ошибки,

- 3-4 ошибки

Какова синтаксическая роль наречий? Я еду (как?) быстро. Я пришла (когда?) рано. Мой дом (где?) близко от школы.  Наречие в предложении выполняют роль обстоятельства!

Какова синтаксическая роль наречий?

  • Я еду (как?) быстро.
  • Я пришла (когда?) рано.
  • Мой дом (где?) близко от школы.

  • Наречие в предложении выполняют роль обстоятельства!

Задание № 4. Вставьте вместо пропусков наречия. Вместе _____ , порознь _____. Молодому жениться ____ , а старому _____. Кто ______ соврал, тому _____ не поверят. ______ брать, да _____ отдавать. Говорит _____ , а делает _____. С глаз _____ , из сердца ____. _____ стелет, да ______ спать. Берись ______ , не будет ______.

Задание № 4. Вставьте вместо пропусков наречия.

Вместе _____ , порознь _____.

Молодому жениться ____ , а старому _____.

Кто ______ соврал, тому _____ не поверят.

______ брать, да _____ отдавать.

Говорит _____ , а делает _____.

С глаз _____ , из сердца ____.

_____ стелет, да ______ спать.

Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия Вместе тесно , порознь скучно . Молодому жениться ____ , а старому _____. Кто ______ соврал, тому _____ не поверят. ______ брать, да _____ отдавать. Говорит _____ , а делает _____. С глаз _____ , из сердца ____. _____ стелет, да ______ спать. Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия

Вместе тесно , порознь скучно .

Молодому жениться ____ , а старому _____.

Кто ______ соврал, тому _____ не поверят.

______ брать, да _____ отдавать.

Говорит _____ , а делает _____.

С глаз _____ , из сердца ____.

_____ стелет, да ______ спать.

Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия Вместе тесно , порознь скучно . Молодому жениться рано , а старому поздно . Кто ______ соврал, тому _____ не поверят. ______ брать, да _____ отдавать. Говорит _____ , а делает _____. С глаз _____ , из сердца ____. _____ стелет, да ______ спать. Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия

Вместе тесно , порознь скучно .

Молодому жениться рано , а старому поздно .

Кто ______ соврал, тому _____ не поверят.

______ брать, да _____ отдавать.

Говорит _____ , а делает _____.

С глаз _____ , из сердца ____.

_____ стелет, да ______ спать.

Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия Вместе тесно , порознь скучно . Молодому жениться рано , а старому поздно . Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят. ______ брать, да _____ отдавать. Говорит _____ , а делает _____. С глаз _____ , из сердца ____. _____ стелет, да ______ спать. Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия

Вместе тесно , порознь скучно .

Молодому жениться рано , а старому поздно .

Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.

______ брать, да _____ отдавать.

Говорит _____ , а делает _____.

С глаз _____ , из сердца ____.

_____ стелет, да ______ спать.

Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия Вместе тесно , порознь скучно . Молодому жениться рано , а старому поздно . Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят. Легко брать, да трудно отдавать. Говорит _____ , а делает _____. С глаз _____ , из сердца ____. _____ стелет, да ______ спать. Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия

Вместе тесно , порознь скучно .

Молодому жениться рано , а старому поздно .

Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.

Легко брать, да трудно отдавать.

Говорит _____ , а делает _____.

С глаз _____ , из сердца ____.

_____ стелет, да ______ спать.

Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия Вместе тесно , порознь скучно . Молодому жениться рано , а старому поздно . Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят. Легко брать, да трудно отдавать. Говорит прямо , а делает криво . С глаз _____ , из сердца ____. _____ стелет, да ______ спать. Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия

Вместе тесно , порознь скучно .

Молодому жениться рано , а старому поздно .

Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.

Легко брать, да трудно отдавать.

Говорит прямо , а делает криво .

С глаз _____ , из сердца ____.

_____ стелет, да ______ спать.

Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия Вместе тесно , порознь скучно . Молодому жениться рано , а старому поздно . Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят. Легко брать, да трудно отдавать. Говорит прямо , а делает криво . С глаз долой , из сердца вон . _____ стелет, да ______ спать. Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия

Вместе тесно , порознь скучно .

Молодому жениться рано , а старому поздно .

Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.

Легко брать, да трудно отдавать.

Говорит прямо , а делает криво .

С глаз долой , из сердца вон .

_____ стелет, да ______ спать.

Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия Вместе тесно , порознь скучно . Молодому жениться рано , а старому поздно . Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят. Легко брать, да трудно отдавать. Говорит прямо , а делает криво . С глаз долой , из сердца вон . Мягко стелет, да жестко спать. Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия

Вместе тесно , порознь скучно .

Молодому жениться рано , а старому поздно .

Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.

Легко брать, да трудно отдавать.

Говорит прямо , а делает криво .

С глаз долой , из сердца вон .

Мягко стелет, да жестко спать.

Берись ______ , не будет ______.

Вставьте вместо пропусков наречия Вместе тесно , порознь скучно . Молодому жениться рано , а старому поздно . Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят. Легко брать, да трудно отдавать. Говорит прямо , а делает криво . С глаз долой , из сердца вон . Мягко стелет, да жестко спать. Берись дружно , не будет грузно .  Критерии оценки:  - нет ошибок, - 1-2 ошибки,  - 3-4 ошибки

Вставьте вместо пропусков наречия

Вместе тесно , порознь скучно .

Молодому жениться рано , а старому поздно .

Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят.

Легко брать, да трудно отдавать.

Говорит прямо , а делает криво .

С глаз долой , из сердца вон .

Мягко стелет, да жестко спать.

Берись дружно , не будет грузно .

Критерии оценки:

- нет ошибок,

- 1-2 ошибки,

- 3-4 ошибки

Задание № 5. Подведение итогов.  Спишите, вставьте пропущенные слова 1) Наречие - _____ часть речи, которая обозначает __________ и отвечает на вопросы: ________________________________ 2) Наречие никогда не _________. 3) В предложении наречие является _______________________.

Задание № 5. Подведение итогов. Спишите, вставьте пропущенные слова

1) Наречие - _____ часть речи, которая обозначает __________ и отвечает на вопросы: ________________________________

2) Наречие никогда не _________.

3) В предложении наречие является _______________________.

1) Наречие – самостоятельная  часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, как, почему, зачем. 2) Наречие никогда не изменяется . 3) В предложении наречие является обстоятельством .   Критерии оценки:  - нет ошибок, - 1-2 ошибки,  - 3-4 ошибки

1) Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, как, почему, зачем.

2) Наречие никогда не изменяется .

3) В предложении наречие является обстоятельством .

Критерии оценки:

- нет ошибок,

- 1-2 ошибки,

- 3-4 ошибки

Выставление отметок за урок  Критерии оценки:  - «5», - «4»,  - «3».

Выставление отметок за урок

Критерии оценки:

- «5»,

- «4»,

- «3».

Домашнее задание: 1.Составьте небольшой (7-10 предложений) юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя наречия. 2. Упр. 197 Поздно  Слишком  Нечаянно  Специально

Домашнее задание: 1.Составьте небольшой (7-10 предложений) юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя наречия. 2. Упр. 197

Поздно

Слишком

Нечаянно

Специально

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!