СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народная колыбельная песня

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать значимость колыбельной песни в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Народная колыбельная песня»

Геворкян Берта Оганесовна



Тема урока: «Народная колыбельная песня»

класс:2


Тип урока: изучение нового материала.


Метод обучения: словесный, наглядный, практический


Цель: познакомить с малым жанром музыкального детского фольклора

Задачи:

  1. образовательная: дать образное представление об истоках

колыбельной песни;

  1. воспитательная: приобщать к традициям народной культуры; учить видеть красоту и многообразие слова;

  2. отрабатывать навыки выразительного чтения, формировать исполнительские навыки воспроизведения напевов этих песен


Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Перед началом урока учитель обращается к жюри с пояснением: Сейчас вы увидите фрагмент урока во 2 классе


ХОД УРОКА:


Вступительное слово. Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Попрошу вас обратить внимание на слова, размещённые на слайде.


  1. Целеполагание.


На слайде 1 слова:


СПАЛЬНЯ


ТЕПЛАЯ КРОВАТКА


СЛАДКИЙ СОН


МАМА


ПЕСНЯ


МЯГКИЙ И НЕЖНЫЙ ГОЛОС


– Какую картину вы представили, читая их?

- Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?

- Какова тема его?

- Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

(Исполняется учителем колыбельная песня про котика)

- Подтвердилось ли ваше предположение?

- Что вы сейчас прослушали?




2. Вступление к теме урока. Беседа.



- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

(Пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)


– Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?


– Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.


3.Из истории колыбельных песен. Слово учителя.



- Колыбельные песни передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы. Давно, очень давно родились колыбельные песни. Представьте себе старинную обстановку крестьянской избы, никакого в ней убранства: печь посреди дома, стол , лавки. На печи горшки глиняные, в которых щи да каша готовились хозяюшкой. (накинуть платок Целый день она по хозяйству управляется, присесть времени нет, а тут ещё малыш неугомонный плачет. Положит она его в колыбельку ( на слайде), время от времени качает да свои дела делает. Качает, качает и убаюкает. Долго спит он, сладко.

- Как вы думаете, деточки мои, почему колыбельную песню так называют?

- Подберите синонимы к слову «колыбель» (на слайде появляются эти слова) ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА



4.Проблемная ситуация.


- Послушайте сказку, ребята:

«Жили-были Иван да Марья. Было у них 11 детей. Шесть дочек, пять сыновей. И чтобы прокормить эту ораву да одеть, родителям приходилось на работу ходить. Старшие по хозяйству помогали, а за младшенькими нянюшка приглядывала.

Вот однажды ушли родители на работу, а нянюшка захворала. Делать нечего, надо старшенькой, Машеньке, за младшими приглядывать. Потешками развлекать, да колыбельными убаюкивать. Стала Машенька вспоминать, как её мама в детстве баюкала, да ни одной песенки что-то и не припомнит. Сидела Машенька, думала-думала, пригорюнилась – не слушаются её братики-сестренки. Решила она меня на помощь позвать. Жила я тогда по соседству. Не могла я Машеньке отказать. Научила её деток забавлять, спать их укладывать. Вот я вижу, и тут красны девицы сидят. Садитесь-ка на лавки, я вам покажу, как я Машеньку учила.

Покажу, как дело было, заодно и вас научу.

- А вот так она выглядела (слайд).

- У вас на партах есть карточки с текстами колыбельных песен, внимательно прочитайте их (выразительно читают)

- О чем в них поется?



Баю – баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток


Ой, баю,баю, баю,

Живёт котик на краю.

Он ни беден, ни богат,

У него много ребят,

У него трое ребят,

Все по лавочкам сидят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу масляну едят.



Байки-побайки,

Прискакали зайки.

Стали в скрипочку играть

И сыночка забавлять.

Стали люльку качать,

Стал сыночек засыпать.


- К кому и зачем обращается мама в колыбельной песне? ( к разным животным: зайкам, котику, чтобы защитили от невзгод её малыша, пока он спит


- Какие слова обязательны в такой песне? (те, которые напоминают движение укачивания: баю, баюшки, байки; слова уменьшительно-ласкательные: сыночек, скрипочка, лавочки, котик, волчок, кусток)


- Какие чувства помогают матери передать своему дитя такие выразительные средства? (любовь, заботу, ласку, нежность)


- Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней.

Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.


- Каким тоном и какой интонацией должна исполнятся

колыбельная,чтобы передать чувства доброй ласковой матери?

(учитель исполняет песню, дети слушают и отвечают: нежно, спокойно, неторопливо и выразительно)


- Думаю, вот теперь деточки, вы уже готовы помочь Машеньке спеть колыбельную песню для младших сестрёнок-братишек.
Но для того, чтобы пение наше получилось красивым, нужно правильно сидеть и научиться правильно дышать. Потому перед началом убаюкивания распевка:

  1. Дыхательное упражнение «свеча», «аромат розы»

  2. Распевка о-о-о-о-о-о-о Звук поется на одной ноте, монотонно, слитно.

3. Распевка «Ли-ли-я, бе-е-ла-а-я»

- Думаю, теперь за дело. Вот малец, который плачет. (Магнитофонная запись детского плача). Успокоим мальца, убаюкаем. Вручается кукла, дети по очереди исполняют колыбельные:


Баю – баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок,

Отнесёт за кустик

И назад не пустит.


А баю, баю, баю,

Не ложися на краю.

Придёт к тебе бирючок,

И ухватит за бочок,

За бочок за правенький,

Мой сынок кудрявенький.


- Спасибо вам, ребятушки, приглядели вы за дитяткой, убаюкали. Спит он теперь сладко. Хорошими помощниками будете своим мамам и бабушкам воспитывать малышей. И колыбельные выучили.


5. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.


-Что вы узнали сегодня на уроке?

-Кому из вас мама или бабушка пела колыбельную на ночь?


– Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню.

Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!