Информационный проект на тему: Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики
Миссия проекта:
- Проект предназначен для педагогов и родителей, психологов и логопедов
Актуальность проекта:
- Проблема формирования гармонически развитой личности приобретает сегодня особую остроту в связи с тем, что кризисные периоды уходящего века практически предали забвению одну из наиболее действенных, проверенных поколениями педагогических систем, а именно - народную педагогику, аккумулирующую многовековую мудрость и опыт воспитания подрастающего поколения.
Мы считаем, что духовно-нравственные качества личности можно развивать у детей дошкольного возраста по средствам народной педагогики.
В контексте ФГОС духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности.
Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие воспитываемых на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и культурной группы, общечеловеческим ценностям.
Работая над вопросом духовно-нравственного воспитания дошкольников, я обратилась к народной педагогике. Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она – часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали.
Цель проекта:
- Изучение народной педагогики, как основного источника воспитания детей дошкольного возраста
Что такое народная педагогика
- Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках. Народная педагогика отражает особенности воздействия природной и социальной среды на становление и развитие человека.
(В.М. Бызова)
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, двигается в такт произносимому слову. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И, мы, педагоги, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, попевок, потешек, и тактично, с учетом меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.
Чтение народных песенок, потешек мы сопровождаем показом наглядного материала, т. к. с помощью наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Одну и ту же потешку мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, куклы би – ба – бо, используем пальчиковый театр, шапочки разных персонажей.
Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружение жилища и т.д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура. Народная педагогика всегда была тем источником, из которого с древних времен люди черпали идеи, способствовавшие формированию личности, подготовке подрастающего поколения к жизни. Ни одно поколение не обходилось и не обходится без опоры на материальные и духовные достижения предшествующих поколений.
Связь народной педагогики с дошкольной
Дошкольная педагогика
Опирается
Народные традиции
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
В современных условиях педагоги дошкольного образования при внедрении ФГОС, с удовольствием опираются на народные традиции, отдавая дань таким незыблемым столпам народной педагогики, как
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, народу
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
- формирование безопасного, дружелюбного, осознанно- правильного поведения в быту, социуме, природе
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Решающее значение в достижении поставленных целей приобретает качество взаимодействия взрослого с детьми. Позиция равноправия, сотрудничества, принятия ребёнка во всех его проявлениях, формирование толерантности и гражданской идентичности является основным условием полноценного социально - коммуникативного воспитания в условиях ДОУ. При этом большим подспорьем в организации образовательной работы должна стать именно народная педагогика, формирование любви к своему этносу, языку при уважении традиций и особенностей культуры других народов. Таким образом мы видим, что дошкольное образование опираясь на народную педагогику, воспитывает всесторонне развитую личность(ребенка).
формирование безопасного, дружелюбного, осознанно- правильного поведения в быту, социуме, природе
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, народу
Жанры народной педагогики
- Сказка
- Героический эпос
- Афоризмы, пословицы, поговорки
- Загадка
- Народная музыка (музыкальный фольклор)
- Народный театр
- Народный танец
Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей
Поговорка - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление. В отличие от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла.
Пословица - это сжатое по смыслу, образное, завершенное по форме изречение с поучительным смыслом и ритмическим выражением.
Афоризм — это мысль, которая выражена очень неожиданно и облаченная в некую образную форму.
Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего
Народная музыка (музыкальный фольклор) - это вокальное, инструментальное и вокально-инструментальное народно-коллективное творчество народа, бытует как правило в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям
Народный театр — русский фольклорный театр, основанный на материале устного народного творчества (балаган, вертеп, петрушка, раёк, скоморохи)
Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы).
Детский фольклор
Детский фольклор – область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребенка. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, песенки, загадки, пословицы, скороговорки, приговорки, басни, притчи. И особенно сказки…
«Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Безгранична сила доброжелательного сила слова в народной педагогике, но более всего родного слова, родной речи, родного языка».
«Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно»
В нашем современном, техногенном мире традиции народа и нравственные правила семьи отошли на второй план, и воспитанием детей занимаются детские сады, кружки и студии по интересам, общеобразовательные школы. Еще недавно мамы и бабушки рассказывали своим маленьким детям сказки, и этим самым они воспитывали их. При укладывании ребенка в постель, мама или бабушка начинали рассказывать разные сказочные истории, суть которых заключалась в нехитрой житейской мудрости, т.е. другими словами русские народные сказки выступали своего рода инструментом социализации в современном мире. Слушая подробно сказки, ребенок постигал взаимоотношения людей, искал выход из трудных ситуаций и преодолевал различные трудности , и самое главное, учился отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливости, что было очень важно в моральном развитии ребенка.
Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, учит детей жизни, и показывает хорошее и плохое. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.
Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, развивает речь малыша, творческие способности. И потом, на конкретных примерах сказки лучше учиться уму-разуму, чем просто слушать мамино нравоучение.
Сказка
- Сказка - один из основных жанров устного поэтического творчества. Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового характера с установкой на вымысел (И.П. Подласый)
- Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил (Игнатьева Т.В)
Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. « Скоро сказка сказывается….» – отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать – все мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках.
« Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» - сказал А.С.Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться – почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком. А так хочется, чтобы все были счастливы.
В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А.С.Пушкин: «…вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.
Великие люди о сказке
- Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.С.Пушкин)
- Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай (поговорка)
- Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа (А.Н.Толстой)
- В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый
( М. М. Пришвин )
Сказка в народной педагогике
Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (3 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
В России термин «народная педагогика» впервые употребил в 1864г. К.Д.Ушинский, назвавший русские сказки «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики».
История возникновения сказки на Руси
Ярким собирателем был Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) - фольклорист, собиратель русских народных сказок, автор огромного труда "Поэтические воззрения славян на природу".
В трехтомном издании «русских народных сказок» более 2000 сказок.
Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова " бать", " рассказывать". Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить». Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.
Сказка в образовательных видах деятельности
Двигательная деятельность
Познавательная деятельность
- Игровая (включая сюжетно-ролевую игру по сказкам)
- Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками )
- Познавательно- исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
- Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
- Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- Музыкально- эстетическая (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)
- Двигательная ( сюжетные утренние гимнастики по сказкам, физкультурные занятия по мотивам сказок )
Художественно-эстетическая деятельность
Продуктивная деятельность
Типы сказок
По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три:
Волшебные сказки
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. В ней происходят чудесные, фантастические события.
Сказки по программе в ДОУ:
Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, когда возникали первые представления и понятия человека о мире, а многие образы – в относительно недалёком прошлом.
Волшебная сказка сохраняет древние превратные представления людей о возможности обращения человека в животное, поверья о ведьмах, колдовстве.
Остатки обрядовой магии точно воспроизводятся в содержании многих волшебных сказок.
- Волшебная дудочка
- Гуси- лебеди
- Золотой петушок
- Крошечка – Хаврошечка
- Маша и медведь
Сказки о животных
Сказки о животных — своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества — охотника и зверолова, а затем и скотовода.
Сказки о животных восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.
Сказки о животных составляют около 10% известного науке русского сказочного репертуара. Главными действующими лицами в них являются дикие или домашние животные, птицы, рыбы, насекомые, иногда растения и люди. В.Я. Пропп в указателе, приложенном к третьему тому народных русских сказок А.Н. Афанасьева (1957) выделяет шесть групп сказок этого вида :
1) Сказки о диких животных («Лиса и волк», «Лиса-повитуха», «Лиса и журавль», «Лисица-исповедница», «Лиса и тетерев», «Звери в яме» и др.)
2) Сказки о диких и домашних животных («Волк в гостях у собаки», «Кот на воеводстве», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух»).
3) Сказки о человеке и диких животных («Вершки и корешки», «Старая хлеб-соль забывается», «Медведь – липовая нога», «Скалочку – на гусочку»).
4 ) Сказки о домашних животных («Коза лупленая», «Коза с орехами»).
5) Сказки о птицах, рыбах и пр. («Журавль и цапля», «Курочка-ряба», «Петушок и бобовое зернышко»).
6) Сказки о прочих животных, растениях и др. («Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок», «Война грибов»).
Появлению собственно сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных.
Образ жизни зверей казался человеку обдуманным.
- Козлятки и волк
- Теремок
- Курочка ряба
- Зайкина избушка
- Кот, петух и лиса
Бытовые сказки
Бытовые сказки - в отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в привычной реальности, близкой к повседневной жизни. Это уже не "тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия.
Сказки по программе в ДОУ:
Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
- Заяц
- Горшочек
- Каша из топора
- Чего на свете не бывает.
- Дочь-семилетка.
Чему нас учат сказки?
Сказка «Репка»:
Говориться о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.
Сказка «Колобок»:
Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца. Мы считаю потому что, в сказках заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волк. Волки в сказках всегда злые. Не умеют ждать, суетятся. Но ушел колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок. Так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям.
Сказка «Курочка- Ряба»:
Незамысловатый сюжет сказки "Курочка Ряба" не так прост. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизирует смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает! Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой сказке дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.
Сказка «Теремок»:
У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь ломает домик, и звери разбегаются, или, наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Также есть вариации этой сказки – «Рукавичка» (украинская сказка), «Теремок» (в обработке А. Толстого) помните: ехал мужик с горшками и потерял один горшок»), «Под грибом» и «Зайкин корабль» (В.Сутева), «Грибок-Теремок» (А.Усачева). Конечно, главный смысл в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера
Значение сказки :
Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами.
Читая сказку, мы учим детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.
Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь дошкольника становится более эмоциональной, образной, выразительной. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Хочется отметить важный момент, и родителям не стоит забывать о том, что сказка должна соответствовать возрасту. Правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в своих силах.
Благодаря сказкам, прививаются жизненные ценности, формируется характер и привычки малыша, приобретаются хорошие навыки. Так же сказки способствуют психологическому развитию ребенка и его становлению полноценной личности.
Влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному , что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В заключение, хочется отметить еще один немаловажный момент. На мой взгляд, он не менее ценен, чем все вышеперечисленные достоинства, открывающиеся в процессе чтения книг. Время, которое родители проводят с ребенком, сближает их и в дальнейшем поможет открыто общаться между собой, делясь самыми сокровенными чувствами и мыслями.
Спасибо за внимание