Мастер-класс по оформлению карандашницы в технике народной росписи «Гжель»
Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, относящийся к бело-голубой керамике. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».
Цель: привить интерес учащихся к традиционной русской культуре.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с историей и культурой Гжельской росписи, особенностями росписи, разнообразием форм посуды.
Развивающая: развить интерес и творческую активность к традиционному изображению, освоить навыки работы с художественными материалами.
Воспитательная: привить интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории. Воспитать чувство удовлетворенности результатами труда, аккуратность и самостоятельность в работе.
Ожидаемые результаты:
Личностные: Формирование чувства любви к Родине на основе изучения культурного наследия и традиций народа России.
Предметные: Воспитание эстетического отношения к миру, включая эстетику быта.
Метапредметные: Формирование способности к духовному развитию.
Материалы для работы: Жестяная банка, белая акриловая краска, голубая акриловая краска, кисти, палитра, емкость с водой, наглядное пособие.
Этапы работы:
Знакомимся с историей и культурой Гжельской росписи, рассматриваем наглядное пособие, делаем зарисовки узоров, составляем эскиз.
С помощью толстой кисти покрываем жестяную банку белой акриловой краской и даем полностью высохнуть.
Далее начинаем оформление. Голубой краской и тонкой кистью прорисовываем верх и низ карандашницы, лучше использовать непрерывный узор, так он будет выглядеть гармоничнее. Узоры можно дополнить небольшими мазками и точками.
Самое время заняться основным узором. Рисунок должен быть крупным, ярким, выделяющимся, чтобы не слиться с узорами, которые рисовали ранее. За основу можно взять гжельский куст или розу. Наносить такие рисунки лучше толстой кистью с двух сторон банки, параллельно друг другу.
Подходим к завершающему этапу мастер-класса. После нанесения основного рисунка необходимо с помощью тонкой кисти заполнить пустоты на карандашнице, но важно не переусердствовать, чтобы рисунок не слился воедино. Любуемся результатом.
Оригинальная карандашница с народной росписью готова. Оставляем банку на сутки для полного высыхания и используем по назначению. Для стойкости росписи, рисунок можно закрепить прозрачным акриловым лаком.
Цели и задачи урока были достигнуты: Учащиеся познакомились с культурой Гжельской керамики, историей её происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды, освоили навыки мазковой росписи. Развили творческую активность, навыки работы с художественными материалами (акрил). Привили интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории. Сделали роспись карандашницы.
Заключение. На мой взгляд, изделие получилось очень оригинальным и функциональным. Ребята с радостью и большим интересом выполняли работу. С самого начала урока учитель вызвала интерес у ребят к предстоящей работе, назвала тему. Тип урока комбинированный. Объем материала урока и сложность информации учтены с учебными возможностями детей. Рациональное использование времени способствовало выполнению намеченного плана. Этапы урока плавно сменяли друг друга. Активность ребят наблюдалась на всех этапах мероприятия. В конце занятия был подведен итог. Считаю, что занятие достигло поставленной цели.