3. Изучение нового материала Стадия вызова Определение темы и целей урока Определение проблемы урока Мотивация | В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. И этот, XVII век, многие историки называют "бунташным ". И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название. Выскажите своё предположение Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову. (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске) Вспомните, какие бунты в истории вам уже известны. Ребята, сегодня мы говорим о народных движениях в XVII в. Попробуйте определить, о чём мы сегодня должны узнать, на какие вопрос ответить. Цель нашего урока - познакомиться с народными движениями XVII века, определить причины этих выступлений, рассмотреть их ход и итоги. Вы будете анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями; делать выводы, работать с картрой. Как вы думаете, все ли народные выступления 17 века закончились поражением? У вас появились разногласия, это и будет проблемным вопросом нашего урока. 17 век неспокойно прошел, Народ на борьбу за волю пошел. Восстания, бунты длились 100 лет, За это «бунташным» прозвали тот век! | Высказывания предположений по теме урока Приводят синонимы к понятию Могут вспомнить восстание Болотникова, Хлопка периода Смуты. Восстание Спартака в Древнем Риме, восстание Уотта Тайлера в Англии или Жакерию во Франции Записывают тему, Совместно определяют цели урока Обучающиеся называют, о чём будут узнавать на уроке, учитель систематизирует сказанное Высказывают предположения Слушают учителя | «Корзина идей» «Ассоциации» Актуализация личностного опыта обучающихся Уточнение целей учителем Проблемный вопрос Стихотворная характеристика 17 века | Коммуникативные Коммуникативные, реулятивные Познавательные, регулятивные Личностные, Регулятивные Регулятивные личностные | Вхождение в тему урока Уточнение значения и возможности применения понятий урока Соотнесение имеющихся знаний с темой урока Совместно сформулировали цель и задачи урока Сформулирована проблема урока |
Стадия осмысления Физкультминутка | Как вы знаете, бунты и восстания на пустом месте не возникают. Для этого всегда существуют причины. Как вы думаете, чем были недовольны народные массы, каковы причины народных движений? Для ответа используйте п. 1 стр. 50. Причинами народных выступлений можно считать: 1) закрепощение крестьян 2) рост феодальных повинностей 3) усиление налогового гнёта 4) ведение почти непрерывных войн 5) попытки ограничить казачью вольность 6) усиление приказной волокиты -Глядя на эти причины, можете ли вы определить состав участников восстаний? ( крестьяне, казачество, городские низы, стрельцы) - Так как в борьбе участвовали казаки и стрельцы, имевшие оружие и военный опыт, то народные выступления носили более ожесточённый характер, вызывая большие человеческие жертвы. Сейчас вы получаете задание: используя учебник, выяснить причины, состав участников, ход и итоги выступлений 17 века. Результаты работы занести в сравнительную таблицу «Городские движения в 17 веке», 1 вариант – стр. 50-51, заполнение колонки таблицы «Соляной бунт» 2 вариант – стр.52, заполнение колонки таблицы «Медный бунт» (см.Приложение 1) Проверка заполнения таблиц. 1 вар -Почему Соляной бунт получил такое название? -Когда он произошёл? -Какова непосредственная причина его? -Что послужило поводом к восстанию? -Каковы итоги восстания (поражение) 2 вар -Когда произошёл Медный бунт? –Почему бунт получил такое название? -Каковы итоги восстания? (поражение) Оба эти восстания относятся к городским бунтам. -Что у них общего? (очагом восстаний явилась Москва, причинами стало недовольство населения внутренней политикой правительства, стихийный х-р, потерпели поражение, но правительство пошло на уступки, участвовали горожане) -В чём отличие этих бунтов? (причины, результат) Прежде, чем мы продолжим изучение темы, немного отдохнем. Закройте глаза и представьте что-то приятное. Потрите ладони рук и прикройте глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба. А теперь откройте глаза и посмотрите вдаль. Рассказ учителя. Вершиной «бунташного» века стало восстание Степана Тимофеевича Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам на Дон. Осложнилось отношение с правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к усилению напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон издавна бежали от крепостной неволи крестьяне, посадские люди, то есть те, кто хотел стать вольным. (существовало негласное правило «с Дона выдачи нет», т.е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам). Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды или шайки, и занимались грабежом. За Сторожевую службу Москва присылала казакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и свинец. К 60 –м годам на Дону скопилось много беглых крестьян. Земледелием правительство запрещало заниматься, а подвоз продовольствия сократился. Кроме старых «домовитых казаков, здесь было много «молодых «голутвенных» казаков. Голод 1666 года привёл к движению казаков во главе с В. Усом. Они отправились в Москву с просьбой принять их на службу – отказ. Мирный поход перерос в восстание. Восставшие присоединились к отрядам Степана Разина. Прочитайте п. 5 стр. 54-55 учебника, рассмотрите карту на стр. 54, а затем самостоятельно заполните таблицу, используя прежние линии сравнения (см. Приложение 2) -Что нового узнали из текста? -Что осталось непонятным? -Как обозначены территории, охваченные восстанием, на карте «Народные восстания России в 40 – 70-х годах XVII века»; -Каковы итоги восстания? | Отвечают на вопросы, участвуют в беседе Работа по вариантам с учебником, заполнение таблицы, Отвечают на вопросы, находят общие черты и отличия восстаний Выполняют упражнение Слушают учителя Организация работы с учебником. «Чтение с пометками» V-знаю, + - новое ? –есть вопросы. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы | Беседа, «фишбоун» Заполнение таблицы, взаимопроверка, приём «Толстые и тонкие вопросы», сравнение Рассказ учителя «Чтение с пометками», работа с исторической картой, заполнение таблицы, Беседа | Познавательные, коммуникативные Познавательные, регулятивные Личностные, регулятивные Коммуникативные Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные | Определение причин восстаний, начало оформления «рыбы», где голова – «Бунташный век», кости одной стороны – причины выступлений. Сравнение городских восстаний в 17 в Заполнение графы таблицы другого варианта по ответам одноклассников Обучающиеся извлекают из рассказа учителя информацию Развитие умения анализировать, сравнивать |
4.Закрепление материала | - Какие события происходили в данные годы? Ответы помогут 1648 г - (Соляной бунт) 1662 г – (Медный бунт) 1667 г – (Поход за зипунами) 1670 – 1671 гг. – (Восстание С.Т. Разина) - Итак, все ли восстания XVII в закончились поражением? - Какое из данных событий было наиболее масштабным? Почему? (Восстание С.Т. Разина, т. к. оно носило массовый характер, имело своего предводителя) - В чем общие причины поражения восстаний? Причины поражения: стихийность, низкая организованность отсутствие четких целей у восставших разнородный социальный состав разрозненность действий Организует закрепление в игровой форме. Читает вопросы, на каждую букву ответа нужно ответить «Да» или «Нет» и указать это в соответствующей клетке (см. Приложение 3) А теперь закрасьте все «Да». Что у вас получилось? У кого получилась «5» - МОЛОДЕЦ! Тема усвоена – это оценка за урок! | Отвечают на вопросы Отвечают на проблемный вопрос урока, указывают причины поражения восставших, заполняют «фишбоун» Чертят в тетради таблицу. Отвечают на вопросы | «Фишбоун» Игровой приём «Да или Нет» | Регулятивные, коммуникативные Личностные, регулятивные | Заполнение оставшейся части «фишбоуна»: кости другой стороны-выступления, хвост – причины поражений. Самопроверка обучающихся |