СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные движения в XVII веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Народные движения в XVII веке»

Технологическая карта урока истории в 7В классе

Тема урока «Народные движения в XVII в»



Цели для ученика

1. Личностные результаты

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны


2. Метапредметные УУД:

  • сформированность целеполагания в учебной деятельности

  • уметь выделять в тексте главное (причины, состав, итоги выступлений)

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

  • уметь формулировать свое мнение;

  • систематизировать материал в виде сравнительной таблицы;

  • уметь решать проблемные вопросы


3. Предметные УУД:

  • усвоить основы знаний о причинах и итогах народных выступлений в период правления Алексея Михайловича;

  • уметь выделять и систематизировать информацию из различных источников (текст, карта);

  • понимать причинно – следственные связи конкретных исторических событий эпохи «бунташного века»;

  • применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;

  • освоить базовые понятия по теме (бунт, бунташный век, самодержавие), уместное употребление данных понятий в адекватной ситуации.

Цели для учителя

Сформировать представления о народных движениях 17 века, о «бунташном» веке.

Образовательные

  • Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;

  • Определить связь между ухудшением положения и выступлениями народных масс;

Развивающие

  • Способствовать развитию познавательных умений – умения доказывать, сравнивать, делать выводы; структурировать материал в таблицу;

  • Способствовать развитию мыслительных навыков – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Воспитательные

  • Воспитывать уважение к историческому прошлому России.



Тип урока

Формирование новых знаний

Форма урока

Проблемный урок

Опорные понятия, термины

Барщина, казаки, Соборное уложение, крепостничество, оброк, мануфактура, белые слободы, самодержавие

Новые понятия

«Бунташный век», восстание, бунт

Формы контроля

Индивидуальный, фронтальный



Домашнее задание

§20, ответить на вопросы к параграфу устно, подготовить рассказ об одно из восстаний (по желанию), работа с документами стр. 56-57 (индивидуальные задания).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Оргмомент

Организация работы. Проверка готовности класса




Приветствуют учителя

Наблюдение

Регулятивные

Обучающиеся готовы к уроку. Настроены на работу

2. Актуализация опорных знаний по терминам


Терминологическая разминка. Задает вопросы на определение понятий:

барщина, казаки, Соборное уложение, крепостничество, оброк, мануфактура, белые слободы, самодержавие


Отвечают на вопросы, объясняют значение терминов

Фронтальный устный опрос

Регулятивные

Обучающиеся планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей

3. Изучение нового материала


Стадия вызова
























Определение темы и целей урока












Определение проблемы урока



Мотивация





В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. И этот, XVII век, многие историки называют "бунташным ". И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название. Выскажите своё предположение

Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову.  (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске)



Вспомните, какие бунты в истории вам уже известны.











Ребята, сегодня мы говорим о народных движениях в XVII в. Попробуйте определить, о чём мы сегодня должны узнать, на какие вопрос ответить.

Цель нашего урока - познакомиться с народными движениями XVII века, определить причины этих выступлений, рассмотреть их ход и итоги. Вы будете анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями; делать выводы, работать с картрой.



Как вы думаете, все ли народные выступления 17 века закончились поражением?

У вас появились разногласия, это и будет проблемным вопросом нашего урока.


17 век неспокойно прошел,

Народ на борьбу за волю пошел.

Восстания, бунты длились 100 лет,

За это «бунташным» прозвали тот век!









Высказывания предположений по теме урока


Приводят синонимы к понятию





Могут вспомнить восстание Болотникова, Хлопка периода Смуты. Восстание Спартака в Древнем Риме, восстание Уотта Тайлера в Англии или Жакерию во Франции



Записывают тему,




Совместно определяют цели урока

Обучающиеся называют, о чём будут узнавать на уроке, учитель систематизирует сказанное


Высказывают предположения





Слушают учителя









«Корзина идей»



«Ассоциации»





Актуализация личностного опыта обучающихся







Уточнение целей учителем











Проблемный вопрос





Стихотворная характеристика 17 века









Коммуникативные



Коммуникативные, реулятивные



Познавательные, регулятивные









Личностные,

Регулятивные













Регулятивные

личностные









Вхождение в тему урока



Уточнение значения и возможности применения понятий урока


Соотнесение имеющихся знаний с темой урока








Совместно сформулировали цель и задачи урока











Сформулирована проблема урока

Стадия осмысления






















































Физкультминутка





















































Как вы знаете, бунты и восстания на пустом месте не возникают. Для этого всегда существуют причины.

Как вы думаете, чем были недовольны народные массы, каковы причины народных движений? Для ответа используйте п. 1 стр. 50.

Причинами народных выступлений можно считать:

1) закрепощение крестьян

2) рост феодальных повинностей

3) усиление налогового гнёта

4) ведение почти непрерывных войн

5) попытки ограничить казачью вольность

6) усиление приказной волокиты

-Глядя на эти причины, можете ли вы определить состав участников восстаний?

( крестьяне, казачество, городские низы, стрельцы)

- Так как в борьбе участвовали казаки и стрельцы, имевшие оружие и военный опыт, то народные выступления носили более ожесточённый характер, вызывая большие человеческие жертвы.


Сейчас вы получаете задание: используя учебник, выяснить причины, состав участников, ход и итоги выступлений 17 века. Результаты работы занести в сравнительную таблицу «Городские движения в 17 веке»,

1 вариант – стр. 50-51, заполнение колонки таблицы «Соляной бунт»

2 вариант – стр.52, заполнение колонки таблицы «Медный бунт» (см.Приложение 1)


Проверка заполнения таблиц.

1 вар

-Почему Соляной бунт получил такое название?

-Когда он произошёл?

-Какова непосредственная причина его?

-Что послужило поводом к восстанию?

-Каковы итоги восстания (поражение)

2 вар

-Когда произошёл Медный бунт?

–Почему бунт получил такое название?

-Каковы итоги восстания? (поражение)

Оба эти восстания относятся к городским бунтам.

-Что у них общего? (очагом восстаний явилась Москва, причинами стало недовольство населения внутренней политикой правительства, стихийный х-р, потерпели поражение, но правительство пошло на уступки, участвовали горожане)

-В чём отличие этих бунтов? (причины, результат)


Прежде, чем мы продолжим изучение темы, немного отдохнем. Закройте глаза и представьте что-то приятное. Потрите ладони рук и прикройте глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба. А теперь откройте глаза и посмотрите вдаль.

Рассказ учителя.

Вершиной «бунташного» века стало восстание Степана Тимофеевича Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам на Дон. Осложнилось отношение с правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к усилению напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон издавна бежали от крепостной неволи крестьяне, посадские люди, то есть те, кто хотел стать вольным. (существовало негласное правило «с Дона выдачи нет», т.е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам). Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды или шайки, и занимались грабежом. За Сторожевую службу Москва присылала казакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и свинец.

К 60 –м годам на Дону скопилось много беглых крестьян. Земледелием правительство запрещало заниматься, а подвоз продовольствия сократился. Кроме старых «домовитых казаков, здесь было много «молодых «голутвенных» казаков.

Голод 1666 года привёл к движению казаков во главе с В. Усом. Они отправились в Москву с просьбой принять их на службу – отказ. Мирный поход перерос в восстание. Восставшие присоединились к отрядам Степана Разина.


Прочитайте п. 5 стр. 54-55 учебника, рассмотрите карту на стр. 54, а затем самостоятельно заполните таблицу, используя прежние линии сравнения (см. Приложение 2)





-Что нового узнали из текста?

-Что осталось непонятным?

-Как обозначены территории, охваченные восстанием, на карте «Народные восстания России в 40 – 70-х годах XVII века»;

-Каковы итоги восстания?

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе






















Работа по вариантам с учебником, заполнение таблицы,








Отвечают на вопросы, находят общие черты и отличия восстаний



















Выполняют упражнение







Слушают учителя

































Организация работы с учебником. «Чтение с пометками»

V-знаю,

+ - новое

? –есть вопросы.

Заполняют таблицу.


Отвечают на вопросы





Беседа, «фишбоун»






















Заполнение таблицы, взаимопроверка, приём «Толстые и тонкие вопросы», сравнение
































Рассказ учителя
































«Чтение с пометками», работа с исторической картой, заполнение таблицы,


Беседа


Познавательные, коммуникативные




















Познавательные, регулятивные




























Личностные, регулятивные








Коммуникативные
































Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные

Определение причин восстаний, начало оформления «рыбы», где голова – «Бунташный век», кости одной стороны – причины выступлений.












Сравнение городских восстаний в 17 в








Заполнение графы таблицы другого варианта по ответам одноклассников

























Обучающиеся извлекают из рассказа учителя информацию






























Развитие умения анализировать, сравнивать

4.Закрепление материала













- Какие события происходили в данные годы? Ответы помогут

1648 г - (Соляной бунт)

1662 г – (Медный бунт)

1667 г – (Поход за зипунами)

1670 – 1671 гг. – (Восстание С.Т. Разина)


- Итак, все ли восстания XVII в закончились поражением?

- Какое из данных событий было наиболее масштабным? Почему? (Восстание С.Т. Разина, т. к. оно носило массовый характер, имело своего предводителя)

- В чем общие причины поражения восстаний?

Причины поражения:

  • стихийность, низкая организованность

  •  отсутствие четких целей у восставших

  •  разнородный социальный состав

 разрозненность действий


Организует закрепление в игровой форме. Читает вопросы, на каждую букву ответа нужно ответить «Да» или «Нет» и указать это в соответствующей клетке (см. Приложение 3)

А теперь закрасьте все «Да». Что у вас получилось? У кого получилась «5» - МОЛОДЕЦ! Тема усвоена – это оценка за урок!

Отвечают на вопросы







Отвечают на проблемный вопрос урока, указывают причины поражения восставших, заполняют «фишбоун»







Чертят в тетради таблицу. Отвечают на вопросы

«Фишбоун»




















Игровой приём «Да или Нет»


Регулятивные, коммуникативные


















Личностные, регулятивные

Заполнение оставшейся части «фишбоуна»: кости другой стороны-выступления, хвост – причины поражений.












Самопроверка обучающихся

5. Рефлексия












XVII век вошел в историю, как «бунташный». Меньше, чем за полвека, кроме мелких восстаний, прошло несколько мощных выступления. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета.

Выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке: Мне на уроке понравилось…; Я узнал, что…; Для меня было трудным…; Мне было интересно… и пр.








Высказывают мнение












Прием «Незаконченное предложение»








Личностные, регулятивные







Подводятся итоги урока

6. Домашнее задание

Озвучивает и комментирует отметки.

Записывает на доске домашнее задание и комментирует его

Слушают учителя, записывают домашнее задание


Регулятивные, личностные

Подведены итоги урока

















Приложение 1.



Городские восстания


Соляной бунт

Медный бунт

Даты и сроки

1648

1662

Причины

Налоговая реформа

Денежная реформа

Состав участников

Горожане, стрельцы

горожане

Цели и требования

Отменить налог на соль

Отменить медные деньги

Характер борьбы

стихийный

стихийный

Результат выступления

Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье

Прекращён выпуск медных денег



Приложение 2



Восстание С. Разина

Даты и сроки

1667-1671

Причины

Закрепощение крестьян, рост повинностей

Территория

Урал, Поволжье, Дон.

Состав участников

Казаки, крестьяне, мордва, татары, чуваши, черемисы

Цели и требования

Отмена крепостного права

Характер борьбы

стихийный

Результат

Восстание подавлено.






Приложение 3


1. 17 век вошёл в историю как

А) Смутное время (да или нет)

Б) Бунташный век

В) Век, в котором были окончательно закрепощены крестьяне

2. «Поход за зипунами» означает

А) Поход за военной добычей

Б) Покупка новой одежды казакам

В) Царь снаряжает казаков новым обмундированием

3. Причинами народных выступлений в 17 веке были

А) Закрепощение крестьян

Б) Попытки ограничить казачью вольницу

В) увеличение налогового гнета

4. Что такое «прелестные письма»

А) Царские указы

Б) Красиво написанные письма

В) Призывные письма С.Разина

5. В царствование Алексея Михайловича Тишайшего произошли

А) Соляной бунт

Б) Медный бунт

В) Восстание С. Разина


Ключи:



А


Б

В

1

Да

Да

Да

2

Да

Нет

Нет

3

Да

Да

Да

4

Нет

Нет

Да

5

Да

Да

Да