Конспект урока по чтению в 1 классе.
Тема: «Народные пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, небылицы».
Цели: 1. Познакомить с пословицами, поговорками, загадками, прибаутками, считалками, приговорками, небылицы
2. Воспитывать любовь и уважение к русским народным жанрам.
3. Развивать мышление и память.
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение песни.
Новый материал.
-Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством. Это пословицы, загадки, прибаутки, считалки, приговорки.
Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, трудовой житейский опыт. В пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная; его привычки, взгляд на природу, на людей. Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о труде, о дружбе, о лени и нерадивости, о природе.
В основе пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление.
Чтение и разбор пословиц о Родине. Выясняется смысл каждой из пословиц.
В трудную годину каждый человек должен вставать на защиту своей Родины. Миллионы людей в годы Великой Отечественной войны встали на защиту своей Родины против фашистских поработителей.
Где смелость, там и победа.
Трусливый человек не может никогда победить врага, не может принять точного решения.
А как это труд может кормить?
(Люди работают, т.е. трудятся)
Кто больше трудится, того больше уважают. А кто ленится, убегает от труда, того осуждают. Кто не хочет трудиться, тот начинает жить нечестно. Лень портит человека.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Прямое значение: надо раздобыть удочку, накопать червей и т.д. Переносное: если человек ничего не делает, а хочет что-то иметь.
3.Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Как вы думаете, почему их так назвали? (Развлекали, смешили детей.)
– Как нужно исполнять потешки? Почему? Какие потешки вы знаете?
2) Чтение потешек учителем (с. 20).
Баю-баю-баю-баю,
Ты уже напился чаю,
Кашку съел и наигрался,
Нашалился, наболтался,
Так теперь уж засыпай,
Баю-баю-баю-бай.
Вот присела на ворота
Говорливая сорока:
Кра-кра-кра-кра!
Маленькому спать пора!"
В окна голуби взглянули:
"Гули-гули - гули-гули,
Надо маленькому спать,
Чтобы утро не проспать".
Баю-баюшки-баю,
Как я дитятку люблю! Весна красна цветами, а осень снопами.
- Загадка – это краткое описание какого – либо предмета или явления. Загадки группируются по темам. Ребята по карточкам читают загадки, а весь класс отгадывает их. Отгадайте такую загадку:
Роет норы под землёй
Небольшой зверёк слепой,
Меж корней, где вечный мрак,
Обитает черный …
Круглой формы голова,
Той же формы буква…
Кто висит весь день-деньской
В темноте вниз головой,
По ночам летает?
Длинноухий …
Запасает воду впрок
Одногорбый …
Прибаутки – это занимательные песенки
СОЛИСТ
Непоседа-малышок,
Светлая головушка,
Заливается, поет,
Прямо как соловушка!
Не беда, что нет уменья,
Много радости от пенья!
- Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов и созвучий (дети при помощи считалок устанавливают очередь)
1 Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Закружили хороводы.
Раз, два, три!
Ты води!
2В речку овечка
Уронила колечко.
Кто колечко найдет,
Тот водить пойдет!
3На лапках у елок
Тысяча иголок.
Если хочешь, посчитай,
А не хочешь — убегай!
Раз, два, три, четыре, пять —
Мышки учатся считать.
Лучше счету не учитесь,
Нашей кошки берегитесь.
Как бы вы назвали то, что услышали? (Возможно, дети сами произнесут слово «небылица», если нет, то учитель сообщает, что такие стихи называются «небылицами».)
Утром был я очень рад,
С крана лился лимонад!
Пил до вечера, устал,
В школу чуть не опоздал.
Мимо нашего квартала
Бабка в ступе пролетала.
Курс взяла, наверняка,
В Сочи бабушка Яга!
Просмотр небылицы –мультфильм. Нарисуй небылицу
5.Итог урока. - Что нового узнали?
- Какие задания вызвали затруднения?