СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Народный календарь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Перспектива", окружающий мир, 2 класс, Раздел  "Вселенная, время, календарь".Технологическая карта урока №13 "Народный календарь"

Цели:

Понимать важность  народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

 

Просмотр содержимого документа
«"Народный календарь"»

Конспект урока составила: Жабина Нина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ»Жердевская СОШ»

Урок 13. Народный календарь

Целевые установки

Предметные результаты:

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края;

Определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

Метапредметные результаты:

Соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;

Проверять народный прогноз погоды по ближайшему дню-погодоуказателю;

Сравнивать результат с прогнозом метеорологов;

Отражать наблюдения в календаре досрочных прогнозов погоды;

Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Оборудование

Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; карта России; православный календарь; еловые и сосновые шишки.

Ход урока

Актуализация знаний и умений

В начале урока учитель предлагает детям ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на с.44 учебника.

Целеполагание

Учитель сообщает, что сейчас несложно узнать, какой будет погода завтра или даже через неделю. Можно прослушать прогноз погоды по радио, телевизору, заглянуть в Интернет. (Учитель берёт кукол-помощников) «А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад. На 200 лет. Или даже на 300.Эти дети(куклы) собираются завтра рано-рано пойти в лес. Как они могут узнать, какой будет погода?

Давайте послушаем их разговор»

Учитель разыгрывает кукольную сценку:

Девочка:

-Ну что, пойдём завтра в лес. Как задумали?

Мальчик:

-Пойдём, конечно.

Девочка:

-А если дождь?

Мальчик:

-Так ты на солнце посмотри!

Аналитический этап

Что за странный разговор, ребята? Разве можно по виду солнца предсказать, какой будет погода?

Как называют наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду?

Сейчас я прочитаю вам, что рассказывает об этом учебник. А вы внимательно слушайте и постарайтесь услышать те приметы, которые пригодятся нашим помощникам для похода в лес» Учитель читает текст с.44-45 учебника. После прочтения берёт кукол и предлагает ученикам подсказать им подходящие приметы из тех. Что только что прозвучали.

Учитель: «Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю приметы, а вы постарайтесь найти к ним подходящие рисунки в учебнике(Выбранные рисунки дети «подчёркивают» счётной палочкой.)И ещё подумайте. Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления. Какие ещё органы чувств вам знакомы? Давайте перечислим их.»

Тренировочные упражнения

Выполните задание№1 на с.30 рабочей тетради. Обращая внимание на то, какому народу принадлежат приведённые в задании приметы на погоду.

Аналитический этап

Учитель показывает детям православный календарь. «В этом календаре каждый день посвящён памяти какого-либо святого человека или события Священной истории. Например, есть дни, посвящённые святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Вот, например, святая Фёкла. А вот святой Луппа. Красным цветом в этом календаре выделены и другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали на прошлом уроке. Как вы думаете, что это за календарь?

Учитель выслушивает мнения учеников и поясняет, что в старину простые люди, крестьяне, таких календарей не имели, а в своей жизни ориентировались на церковные службы. Посвящённые святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определённых святых и таким образом составлять пргноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в соответствии с сезонными изменениями в природе.

Тренировочные упражнения

Рассмотрите рисунки внизу с.46 учебника и ответьте: «О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник? Как вы это поняли? Подумайте, какую зиму обещают улетающие журавли. Почему?» Составьте рассказы по картинкам.

Аналитический этап

«А сейчас давайте посмотрим карту нашей Родины и подумаем, подойдут ли приметы на погоду, принятые далеко на юге, например. Для жителей севера нашей страны. Почему? Всегда ли сбываются народные приметы? Почему?

В нашей классной комнате мы можем проверить, будут ли какие- то приметы оправдываться в помещении.Например, можно положить шишки хвойных деревьев и понаблюдать за ними – станут ли они закрываться перед дождём или снегом.» Учитель выкладывает несколько еловых или сосновых шишек на подоконник.

Тренировочные упражнения

Ролевая игра. В роли учителя ученик задаёт вопросы рубрики «Проверим себя» учебник с.47, а другие ученики по желанию отвечают за кукол-помощников.

Задание № 3 с.31 рабочая тетрадь.

Выводы и обобщения

В конце занятия учитель зачитывает вывод с 47 учебника и спрашивает, что хотели бы добавить к сказанному, как поняли главные мысли урока. В течение года постарайтесь соотносить свои наблюдения за природой с народными приметами, и делиться своим опытом с товарищами по классу.

Региональный компонент

Найдите в творчестве народов своего края старинные приметы на погоду. Соотнесите их с ощущениями разных органов чувства. Распределите их по группам в зависимости от того, на основе наблюдений за какими явлениями живой и неживой природы они сложены .Проверьте правильность этих примет в наше время. По возможности в краеведческом музее познакомьте детей с устройством старинных календарей народов своего края. Можно сделать календарь долговременного прогноза погоды. Рядом с датами обычного календаря можно проставлять условные значки осадков, ветра, температуры. Задание №2 с.30 рабочая тетрадь.

Физкультминутки

Игра «в сову». Дети стоят у парт. По сигналу водящего «День!» свободно двигаются, по сигналу «Ночь, сова летит!» замирают на месте.

Домашнее задание

С.44-47 учебника, задание № 4 с.31 рабочая тетрадь