Академия постдипломного педагогического образования
Кафедра культурологического образования
Методическая разработка урока (занятия)
слушателя курса «Компетентностный подход
в преподавании искусства в рамках ФГОС»
ФИО__Колпакова Юлия Анатольевна__
в технологии__инстоляция_
12 марта 2015 г.
Автор:
Колпакова Ю.А.
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учащиеся
Класс(ы):
Класс 5
Предмет(ы):
Изобразительное искусство.
Тема урока: «Народный праздничный костюм».
Цель урока: Приобщение детей к культурном наследию, знакомя их с народным праздничным костюмом. с помощью современного вида искусства-инсталляция.
Задачи урока:1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде,
2. воспитывать интерес к народной культуре,
3.расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.
Используемое оборудование: презентация «Народный праздничный костюм», бумага 2 листа формата А-1, карандаши, краски(гуашь), кисти, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.
Тип урока: комбинированный.
Методический комментарий к уроку.
Данный урок тесно связан с внеурочной деятельностью, входит в проект по толерантности - фестиваль «Дружба народов». Созданные работы учащихся (инсталляции) были выставлены в школе в течении 2-х недель, на обозрение учащихся с целью приобщения их к культуре разных народов, знакомя их с праздничными костюмами. Каждым классом на фестивале был представлен один из выбранных народов, его история и обычаи. В этом уроке знакомство детей с Русским народным костюмом.
Дети работают в группах. В каждой группе есть командир (1 человек)-руководит процессом, технологи(4 человека)-выполняют заготовку-бумажную скульптуру и техники(все оставшиеся члены группы-выполняющие декор изделия),контролер(1 человек)-определяет качество работы один из техников.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Формирование художественных знаний.
В мировой культуре, отражённой в образах искусства, всегда наделялись цветом, который не был случаен и нес определённую смысловую нагрузку.
С помощью символов люди искали способы сообщать друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В символе форма и цвет тесно взаимосвязаны. Цвет – это форма языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные взгляды.
- Прочитайте пословицу. (Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.) (слайд 2)
- Как вы понимаете её смысл?
О чем мы с вами будем беседовать?
Сегодня на уроке мы познакомимся с народными костюмами, как они выглядели и какое значение имел цвет в одежде.
Хочу похвалить вас(команды) за предварительную работу и отметить тех(техников), кто прислал мне слайды и найденный вами материал по костюмам. Благодаря вашей поисковой работе у нас получилась презентация, которая позволит вам узнать историю русского костюма.
Каждый ребенок представляет свой слайд и получает жетон:
- В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
- Рассмотрим мужской праздничный костюм. (слайд 3)
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка). Мужская рубаха украшалась вышивкой. (слайд4) Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами.
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы
- Женский костюм был намного сложнее и многослойнее. (слайд5)
Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. (слайд 6) Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве. В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской, тесьмой,серебряным кружевом, узорными пуговицами. (слайд 7) Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:
В праздничный наряд входили коротенькие кофточки– епанечки, а в холода – душегреи. (слайд8)
А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс.(слайд 9) Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.(слайд10) Передник щедро украшался вышивкой и нёс символику, связанную с землёй( ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает жизнь) женщины, вынашивающей дитя. Понёву носили только замужние женщины.
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. (слайд11) Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку.
В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.
Поговорим о цвете. (слайд 12,13)
Какое значение имел красный цвет?
Красный цвет – символ огня, власти, солнца, света. Это любимый цвет русских князей, широко применялся в одежде и интерьере.
Белый цвет – символ духовного света, веры, истины.
Синий цвет – цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности.
Жёлтый цвет символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость.
Зелёный цвет – цвет жизни, символ любви, юности, счастья.
III. Практическая работа.
Сегодня вам предстоит выполнить работу в группах(2 группы) русского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Командиры команд распределите роли между участниками команды. Технологи(4 человека) выполняют из двух листов ватмана формата А- 1 заготовку для нашей скульптуры. Техники(все оставшиеся участники группы) Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом и внешним видом вашего изделия.
IV. Итог урока.
Проводится выставка и анализ работы, команды получают жетоны за правильные ответы и решения. Выслушивают замечания контролёров из каждых команд .Подсчитывают жетоны полученные за урок.Благодорят друг друга за работу и урок.
V. Домашнее задание
Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.