СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наши маленькие соседи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителям нач. классов!Урок по окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«"Наши маленькие соседи"»

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Наши маленькие соседи».

Цель урока: Дать общее представление о насекомых (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием насекомых.

УУД:

Личностные:

•принятие социальной роли обучающегося,

•положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

•формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;



Регулятивные:

•формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;

•умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

•умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

•умение действовать согласно плану, инструкциям;

•умение оценивать результаты решения поставленной задачи;



Познавательные:

•умение определять понятие;

•умение находить нужную информацию в различных источниках,

•анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;



Коммуникативные:

•умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

•умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения





Задачи урока:

  • образовательная: знакомство с многообразием насекомых, выделение их существенных признаков;

  • развивающая: развитие у учащихся внимания, наблюдательности, речи, логического мышления;

  • воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.

Тип урока: комбинированный

.

Оборудование: раздаточный материал: вырезанные цветы из бумаги красного, синего и зелёного цвета, фотографии и рисунки насекомых, энциклопедии для детей разных изданий.









Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте к ней лучик, который несёт мир. Чувствуете, звёздочка стала ещё больше. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Поделись этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Пусть в течение всего урока солнце помогает вам!

2. Актуализация знаний.

1). Обобщение знаний учащихся об изученных группах животных.

- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные).

- Подумайте, на какие группы учёные разделили животных? (Домашние животные, дикие животные, млекопитающие, птицы).

- Назовите существенные отличительные признаки млекопитающих, птиц. ( Число ног - 4, тело покрыто шерстью , детёнышей вскармливают молоком. Число ног - 2, тело покрыто перьями. Есть клюв и хвост ).

3. Формирование новых понятий и способов деятельности.

1). Постановка учебных задач.

- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки. (По мере отгадывания загадок, на экране по щелчку появляются изображения насекомых )

1.

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

2.

Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвоинок собирает,
Лес от гусениц спасает. (муравей)

3.

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (оса)

4.

Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах-
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты.(пчела)

5.

Жу- жу , жу- жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву "ж" всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (жук)

6.

На цветке сидит "цветок",
Пьёт нектар-цветочный сок. (бабочка)

7.

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит;
Сядет и укусит. (комар)

8.

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (стрекоза)

- Кто уже успел догадаться , с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые)

- Прочитайте тему урока в учебнике на с.43 ("Наши маленькие соседи").

- Как вы понимаете слово "Соседи"? Почему насекомых можно назвать соседями?

Они обитают рядом с нами , они очень маленькие и поэтому мы не должны их обижать

3). Рассказ учителя о насекомых.

- Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых; истинное их число, вероятно, составляет 1,5 - 2 миллиона. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду.

4). Отличительные признаки класса насекомых.

а). Работа с учебником, с.43

- Сравните насекомых. Чем они сходны? Чем различаются?

- Посчитайте, сколько у насекомых ног? (6 ног - 3 пары)

Главный признак насекомых - 6 ног.



3. Активизация знаний, поиск решения проблем.
 Части, насечка

- У вас на партах находится насекомое.

 

-Из скольких частей состоит тело насекомого?
-Я делаю первый надрез. Как назовём первую часть?
-Делаю второй. Что у него посередине?
- Как назовём третью часть?
-Мы наметили надрезы на теле. А как назвать надрез другим словом с тем же значением? Как сказать тоже по-другому?
( если дети не назовут, тогда подскажет учитель)
              надрез
              зарубка            насечка     (к/ч могут чередоваться)
- На какое слово похоже?
-Так почему назвали «насекомые»? Насекомые от слова насечки, которыми разделено тело насекомых. 
- На какие части разделено тело насекомых?
- Это у всех насекомых?
-Значит, будем считать это общим признаком.
 
Лапки
- Сколько лапок? Это у всех? Ещё один признак.
- А какие лапки: прямые или изогнутые?
-На что похожи? (на лесенку)
- Каждый отрезок учёные решили назвать членик. Поэтому насекомых ещё называют членистоногие.
- Пока вы присоединяете лапки, подумайте, а почему   мухи могут ползать по потолку?
 
 
Крылышки
- Сколько крылышек? А муравьи?
-Это общая черта?
 
Глазки
- Сколько глаз?
-Интересно, что насекомые хорошо видят своими огромными глазами. Их глаза состоят из множества простых маленьких глазков. Они могут видеть даже сзади, не поворачивая при этом головы.
 
Чувствительные усики
- Что у насекомых на голове?
- Зачем они?
-Это общая черта?
 
-Посмотрите на картинки и на наше насекомое. Назовите общие признаки.
                  3 части 6 лап глаза усики
- Какое из них есть только у насекомых?
- Проверим ваш вывод по учебнику. Посмотрите на стр.45. Найдите нужное предложение в выводе, который напечатан в рамке.
- Мы были правы?
 
6. Самостоятельная работа. (работа в группах)
-Что теперь мы знаем?

   Таблица 

     Отделы                      тела               насекомых                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                 

 

 Голова                         туловище                     брюшко  



в). Проверка.

- Так сколько же частей тела у насекомых? (3 )

5). Среда обитания животных.

- Ребята, а вы видели насекомых? Где же они обитают? Где их можно встретить?

Насекомых можно встретить всюду: в воде, в воздухе, в почве.

Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах?

- Подумайте, а чем питаются насекомые?

- Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки - кровью человека и животных.

6). Физминутка.

- Ребята, давайте вспомним физминутку про "Кузнечика" и отдохнём.

Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.

- А что вы знаете о кузнечиках? Опишите их. (Слайд 7 )

- Действительно, зелёный, длинноусый, он всегда поёт или играет на невидимой нам скрипочке. А вы верите, что у кузнечика есть скрипочка?

- А ведь никакой скрипочки у кузнечика нет. Просто в основании крыльев кузнечиков есть небольшая перепонка, обтянутая жилкой и напоминающая зеркало. И вот когда кузнечик поднимает крылья, зеркальца трутся друг о друга, и издаётся скрипучий звук. У кузнечика длинные задние ноги с сильными мышцами, которые служат для резкого скачка вверх. Пение кузнечиков -нечто иное, как извещение другим насекомым, что куст или поляна уже заняты.

- А знаете ли вы, где у кузнечиков уши? На ножках, и представляют они собой узкие щели.

Ребята, а сейчас я хочу показать вам небольшие отрывки про насекомых.

Доп. Материал.

7). Физминутка "Стрекоза"

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз-росой она умылась
Два-изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На четыре-полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась.

9). Викторина "А знаешь ли ты

10). Обобщение.

Ребята, с какими насекомыми мы с вами познакомились на уроке? (Стрекозы, светлячки, кузнечики, жук-олень, бабочки). Как нужно обращаться с насекомыми?

- Мы узнали только очень малую часть насекомых, такую малую, что и представить себе невозможно. А на это у нас ушло много времени. Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.

- Наука о насекомых называется "энтомология"

- Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами . Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.

- А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедий

(4. Итог урока.

1). Рефлексия. -Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов.

- Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно - возьмите зелёные цветочки.

- У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий - красные цветочки. (учащиеся прикрепляют цветы на доску).

-Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!

2). Прощание с классом.

Спасибо за старание.
Ведь главное - желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока -
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда!












































Предлагаю рассмотреть изображения (шмель оса, комар) и послушать какие звуки они издают

Учащиеся могут сами произнести и сравнить эти звуки


Подведение итогов урока

Предлагаю выполнить задание в ТПО на закрепление полученных знаний,(у муравья подписываются все части тела и называются отличительные признаки насекомых) предлагаю прочитать вывод в учебнике.

Выполняют задание, подводят итог

Коммуникативные, познавательные

Рефлексия

Прошу показать настроение в конце урока с помощью смайликов на парте, предлагаю выполнить полянку из цветочков, на ватмане(цветочки зелёного и жёлтого цвета приклеиваются на ватман каждым учащимся) если настроение на уроке тревожное приклеивается красный цветочек

Дети наклеивают цветочки разных цветов, создавая полянку.

Коммуникативные

Прощание с классом

Зачитывается стихотворение













































Приложение

Божья коровка – насекомое, которое питается вредной для растений тлей, а при встрече с хищником умеет притворяться мертвой; для детей также интересен тот факт, что у божьей коровки на спинке с возрастом становится все меньше пятнышек

Шмель во время полета так энергично работает своими крылышками и мышцами, что разогревает все тельце. Благодаря этому, он может летать ранним утром, в отличие от других насекомых, которые в такое холодное время суток еще спят. Живут шмели в гнездышках; когда на улице жарко, они парят в воздухе над входом в гнездо, активно работая крылышками – так шмели охлаждают свой домик. Шмель – очень безобидное насекомое, даже по сравнению с пчелами. Поэтому их иногда разводят специально, для опыления растений.

Красавица-бабочка пробует пищу своими ногами, потому что именно там расположены их вкусовые анализаторы. В природе встречаются и бабочки-вредители: капустница, моль. Моль интересна еще и тем, что из всех бабочек она самая маленькая. Бабочки могут различить только красный, желтый и зеленый цвета. Можно предложить малышам картинки с изображением цветочков и попросить выбрать те, которые бабочка сможет увидеть – так заодно закрепится знание цветовой гаммы, а дети немного отдохнут, сменив вид деятельности.

А вот у кузнечика ножки исполняют роль ушей. Кроме того, благодаря своим ножкам, кузнечик может совершать прыжки длиной, в двадцать раз превышающей длину его тела. Здесь можно предложить ребятишкам отмерить расстояние, на которое мог бы прыгнуть кузнечик с картинки: для этого используем картинку в качестве мерки и отмеряем двадцать таких мерок. Заодно вспоминаем счет до двадцати и учимся пользоваться эталоном.

Одно из самых интересных насекомых – это муравей. Муравьиное общество устроено почти так же, как человеческое, поэтому этих насекомых считают очень разумными. Они никогда не спят, круглые сутки собирая продукты для пропитания и материалы для строительства своих домиков. При этом каждый муравей легко поднимает и несет на себе груз, который в сто раз превышает его собственный вес. У муравьев есть свои домашние животные – тля, о которой муравьи заботятся так же, как человек — о коровах: пасут ее на различных растениях и «доят» — забирают лишний нектар, пощекотав тле брюшко. А в Африке живут муравьи-воины, которые настолько агрессивны, что уничтожают все на своем пути, и при виде их даже львы спасаются бегством.

Муха живет не больше трех недель. По потолку и другим наклонным поверхностям она ходит благодаря специальным присоскам на ее передних лапках; когда муха трет лапки друг о дружку, она очищает присоски, чтоб они лучше прилипали. Самая опасная муха, цеце, живет в Африке. Она нападает на любой теплый движущийся объект, даже на машину; но при этом цеце почему-то никогда не трогают зебр.

О пчелах слышали многие. Но немногие знают, к примеру, что каждая пчелка может свободно залететь только в свой собственный улей – в чужой ее не пустят специальные охранники. Пропуском служит запах, который для каждого улья свой. Найдя хорошее, богатое нектаром, местечко, пчелка летит обратно домой, где при помощи специального танца убеждает своих полосатых родственников следовать за ней. Нектар пчелки переносят на своих задних лапках. Глаз у пчелы не два, а пять. А из всех цветов они чаще всего выбирают фиолетовый и зеленый; красный же не различают вовсе. Здесь можно с ребятишками вспомнить названия цветов фиолетового цвета (ирис, клевер, гладиолус, анютины глазки, кукушкины слезки) – они больше всего понравятся пчелкам. Затем поразмыслить, какие цветы пчелки видят плохо (роза, мак, пион, тюльпан – все красного цвета).







Попрыгунья-стрекоза ничего не может слышать – у нее нет органа слуха. Зато глаза просто удивительные: они состоят из огромного количества маленьких фрагментов, как мозаика, из которых верхние видят черный и белый цвета, а нижние  — все остальные. И голова этого насекомого может поворачиваться абсолютно  в любую сторону, даже назад. Стрекоза – это грозный и ненасытный хищник: за один день она съедает около сорока мух. Во время охоты она устремляется наперерез своей добыче, и промашки у стрекозы случаются крайне редко. Раньше на Руси стрекозами называли кузнечиков. А у предков стрекозы, обитавших на нашей планете во времена динозавров, размах крыльев был чуть менее метра.

А у таракана внутри желудка есть  дополнительные зубы, которые помогают ему переваривать пищу. За одну секунд он может двадцать пять раз (!) поменять направление движения. Но в состоянии такой активности таракан находится только четвертую часть суток, все остальное время он спит. Раньше люди верили, что если в доме водятся тараканы, то хозяин скоро разбогатеет. Поэтому они даже специально разводили этих насекомых.

Викторина о насекомых.

  1. Какое насекомое притворяется мертвым при встрече с врагом? (божья коровка)

  2. Кто ест тлю, а кто – ухаживает за ней? (божья коровка и муравей)

  3. Кто пробует еду своими ножками? (бабочка)

  4. Какое насекомое сможет увидеть только цвета светофора? (бабочка)

  5. Кто никогда не спит? (муравей)

  6. Кто может поднять груз в сотню раз тяжелее своего тела? (муравей)

  7. Каких африканских насекомых боятся даже львы? (муравьев)

  8. Кто слышит своими лапками? (кузнечик)

  9. У кого на лапках есть присоски? (муха)

  10. Какое насекомое может напасть даже на машину, но не трогает зебр? (муха-цеце)

  11. Какой пропуск предъявляет пчела при входе в улей? (свой собственный запах)

  12. Как пчелка объясняет, что нашла нектар? (танцем)

  13. Какое насекомое ест мух? (стрекоза)

  14. Кто ничего не слышит, но хорошо видит? (стрекоза)

  15. Как раньше называли стрекозу? (кузнечик)

  16. Какое насекомое вылетает из домика раньше всех? (шмель)

  17. У кого в животе есть еще одни зубки? (таракан)

  18. Кто за секунду двадцать пять раз может сменить направление движения? (таракан)

  19. У кого пять глаз? (пчела)

  20. Кто может повернуть голову до конца назад? (стрекоза)