УДК 005.63
И.В. Авдулова
НАСТАВНИЧЕСТВО В СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
MENTORING IN SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Аннотация: В связи c изменениями, произошедшими в нашей стране в 90-е годы, наставничество перестало быть актуальным и полностью исчезло. В статье рассматривается как классный руководитель может применять данный вид работы со студентами среднего профессионального образования.
Ключевые слова: Наставник, наставничество, профессиональные приоритеты, адаптация молодых специалистов.
Abstract: As a consequence of the changes that occurred in our country in the 90s, mentoring has become irrelevant and has completely disappeared. The way how a class teacher can use this type of work with students is addressed in the article.
Keywords: Mentor, mentoring, professional priorities, adaptation of young professionals.
Обратимся к такому явлению как наставничество. Ранее оно встречалось практически повсеместно. Родители делились своим опытом с детьми. Ученики ремесленников учились у них не только мастерству, но и жизни.
Если взять советский период, то в нем также встречалось наставничество, но с упором на воспитание. На заводе молодым людям прививалось чувство ответственности к своему труду и коллективу, создавался такой климат, при котором любые задачи, даже самые трудные, не считались непосильными.
Во времена перестройки наставничество перестало быть актуальным и ушло. Результатом этого стал отрыв одного поколения от другого, отсутствие преемственности [2].
Начиная с античности, пытались определить кто такой наставник, каковы его задачи, так Сократ говорил, что главной задачей наставника – это пробуждение мощных душевных сил подопечного. На современном этапе развития образования, наставник – это человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему наставляемому приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией [1].
Задача, которая стоит перед средними специальными учреждениями состоит в том, чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов, способных развивать производство и передавать свой опыт последующим поколениям. На сегодняшний момент обучение в колледже заключается в получении знаний, которые в дальнейшем будут применяться на практике.
У подростков достаточно иллюзорное представление о студенчестве. Для большинства - это вступление во взрослую жизнь, связанное со свободой, отсутствием контроля старших. Но впоследствии студенты-первокурсники сталкиваются с первыми проблемами. Адаптация для многих проходит достаточно тяжело, по ряду причин.
Определим основные задачи наставничества в колледже:
развивать личность человека как будущего специалиста в производственной деятельности под действием социальных, биологических внутренних факторов;
подготовить интеллектуального, духовного, физически развитого человека к трудовой деятельности и жизни в целом;
облегчить адаптацию человеку в трудовом коллективе, организации.
В колледже роль наставника на постоянной основе даже без регламентации выполняет мастер производственного обучения и классный руководитель. В таком варианте наставничества весь процесс представлен в виде бесед, рекомендаций, психологической помощи [3].
Важно понимать, что главное в наставничестве - это обратная связь, благодаря которой наставник может в любой момент скорректировать свой подход к каждому индивидуально.
В ОБПОУ «КАТК» я - преподаватель и классный руководитель. Всю свою работу как наставник я разделяю на три этапа.
Самое важное на первом этапе выстроить доброжелательные и доверительные отношения со студентами, собрать как можно больше информации. Это может быть произведено через анкетирование и беседы. Тем самым выявляю сложные аспекты жизни в процессе адаптации.
Ниже приведу методы для определения познавательных процессов:
корректурная проба Бурдона;
методика «исключение понятий»;
методика «сложных аналогий»;
методика «интеллектуальная лабильность»;
методика «10 слов»;
На втором этапе провожу инструктажи о правилах и нормах поведения в стенах колледжа и вне его. Еженедельно провожу классные часы по различным тематикам. Основные направления - это обсуждение текущих проблем в коллективе и индивидуальные; рассмотрение вопросов информационно-развивающего характера; разбор профилактически-предупреждающих аспектов. Тем самым повышается комфорт внутри группы, увеличивается индекс сплоченности коллектива, студенты, осваивающие учебный процесс более успешно, помогают отстающим. На мой взгляд, классные часы, направленные на предупреждение всевозможного рода зависимостей, таких как табакокурение, алкоголизм, наркомания, помогают развивать осознание ЗОЖ, а беседы по интересующим вопросам обучающихся помогают оздоровить моральное состояние студенческого коллектива в целом.
Хорошая обратная связь возникает лишь на третьем этапе, на нем начинается работа согласно воспитательному плану на год. Конечно, в результате работы приходится корректировать план.
Участие студентов в массовых мероприятиях творческой, спортивной, научной направленностей способствует повышению самооценки и авторитета среди одногруппников.
Важным фактором является то, что сам педагог должен находиться в педагогическом и научном поиске, повышать квалификацию в области педагогики и методики преподавания.
Результатом работы наставника является подготовка высококвалифицированного специалиста, всесторонне развитой личности в нравственной, культурной областях.
Таким образом, такой педагогический тип работы как наставничество в профессиональных образовательных учреждениях необходим. Конечно, можно получить профессию и диплом специалиста, но стать профессионалом своего дела, полноценным членом общества, передавать свой накопленный опыт и культурно-историческое наследие последующим поколениям возможно только через наставничество.
Но на этом не заканчивается работа в этом направление. Мною была разработана авторская программа по наставничеству. Программа «Достижение новых вершин» нацелена на дифференцированный подход в обучении, который поспособствует глубокому усвоению учебного материала обучающимися и развитию их умственных способностей в соответствии с их возможностями.
Программа позволяет построить систему обучения, при которой не только преподаватель может создать условия для развития потенциальных возможностей студентов, которые уже имеют высокий уровень подготовленности. Но и сами студенты (вид партнерского наставничества «студент-студент») на основании каких-либо особенностей (зачастую высокая успеваемость) способны посодействовать для усвоения базовых компетенций другим обучающимся и тем самым создается траектория профессионально-личностного саморазвития студента-наставника и его подопечного.
Программу «Достижения новых вершин» в своей профессиональной деятельности могут использовать педагоги не только общеобразовательных предметов, но, и общепрофессиональных циклов.
Планируемые результаты данной программы:
высокий уровень включенности наставляемых во все образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации;
наставляемые получат необходимый стимул к интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций;
количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных проектов;
поиск и развитие инициатив студентов, стимулирование активности в процессе обучения и участия в мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, конференциях, чемпионатах Worldskills);
практики наставничества обучающихся, победителей олимпиад, чемпионатов Worldskills (кружки от чемпионов)/
Список используемых источников
1. Льюис Г. Менеджер-наставник. - М.: изд-во Баланс-клуб, 2002. - 192 с.
2. Зеленцова Е.В., Масич Е.В., Никитина В.В. Исследование способностей и мотивации молодежи к деятельности в области IT-технологий как одна из задач управления в сфере образования // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронный научно-технический журнал. - 2018. - Вып. 4. - URL http://technomag.edu.ru/doc/565163.html. (дата обращения 25.01.2021)
3. Исторический словарь // enc-dic.com: URL: http://enc-dic.com/history/ Nastavnichestvo-27565.html.(дата обращения 25.01.2021)
4. Наставничество // school-429.ru: URL: http://school-429.ru/uploads/ files/doc/Kadry/Наставничество.doc.(дата обращения 25.01.2021)
5. Студент XXI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций: монография / Нар. укр. акад.; под общ. ред. В.И.Астаховой. -Харьков: изд-во НУЛ, 2010. - 408 с.
Сведение об авторах | Авдулова Ирина Васильевна – преподаватель высшей квалификационной категории, ОБПОУ «Курский автотехнический колледж» в г. Курске |
Information about the authors | Avdulova Irina Vasilyevna – teacher of the highest qualification category, OBPOU "Kursk Automobile Technical College" in Kursk |