Тема: «Времена
глаголов»
Письмо по памяти
Заря-зарница,
Красная девица
По небу гуляла,
Слезы потеряла.
Месяц видел-
Не поднял,
Солнце встало-
Подобрало .
-Подберите к глаголам антонимы .
провожать
встречать-
стоять
лежать –
темнеть
светлеть-
закончить
начинать –
шептать
кричать-
-Подберите к глаголам синонимы .
кидать
бросать- хохотать - зябнуть - бранить - блестеть -
смеяться
мерзнуть
ругать
сверкать
Самоопределение к деятельности
Начался урок. Начинается урок. Начнется урок.
- -Прочитайте предложения.
- -Найдите в предложении глаголы.
- Сравните их. Чем они отличаются?
- -Сформулируйте тему урока.
Тема: «Времена глаголов»
Цель урока:
- дать представление о времени глаголов, формировать умение изменять глаголы по временам; повторение и закрепление ранее изученного.
Как определить форму времени глагола?
- Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег. Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы. Скоро все кругом зазеленеет. Расцветет душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов.
- Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы (что делает? что делают?).
- Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени , в момент речи.
Как определить форму времени глагола?
- Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег. Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы. Скоро все кругом зазеленеет. Расцветет душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов.
- Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы(что сделал? что делал? что сделали? что делали?). Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени , до момента речи.
Как определить форму времени глагола?
- Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег. Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы. Скоро все кругом зазеленеет . Расцветет душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов.
- Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы (что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?). Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени , после момента речи.
Все ли глаголы изменяются по временам?
Неопределенная форма глагола
Настоящее время
(что делать?)
(что сделать?)
Прошедшее время
читать
(что делает?)
Будущее время
звонить
читает
(что делал?)
прочитать
(что сделал?)
позвонить
(что будет
читал
звонит
делать?)
звонил
прочитал
(что сделает?)
будет читать
позвонил
прочитает
будет звонить
позвонит
Обрати внимание!
Глаголы изменяются по временам.
Распредели глаголы по временам
Говорят, шьет , принесут , написали , объяснит , кричит, подарил , шел , прочитают, пойдут , играют , читала .
Прош. вр.
написали
подарил
шел
читала
Наст.вр.
говорят
шьет
кричит
играют
Будущ. вр.
принесут
прочитают
объяснит
пойдут
Игра «Какое время?»
Летит без крыльев и поёт,
Длинной шеей поверчу -
Прохожих задирает.
Груз тяжёлый подхвачу,
Одним проходу не даёт,
Где прикажут – положу:
Других он подгоняет.
Человеку послужу.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Игра «Закончи пословицу»
Мир строит, а война-
Смелый побеждает, а трус-
Труд кормит, а лень-
Человек от лени болеет, а от труда-
Лето припасает, а зима-
разрушает
проигрывает
портит
здоровеет
подъедает
Вставь пропущенные буквы
Река п…шла. П…шла и п…шла-- и уж никому ее не остановить. З…к…чались на ней л…дины, п…плыли, б…гут, друг друга кружат. Тут и всякая в…дяная птичка нал…тела. Все п…щат, кр…чат, в…селятся. Кто рыбу ловит, ныряет за ней в воду, кто носом в тину тыкает, ищет там что-то.
Вставь пропущенные буквы
Река п о шла. П о шла и п о шла– и уж никому ее не остановить. З а к а чались на ней л ь дины, п о плыли, б е гут, друг друга кружат. Тут и всякая в о дяная птичка нал е тела. Все п и щат, кр и чат, в е селятся. Кто рыбу ловит, ныряет за ней в воду, кто носом в тину тыкает, ищет там что-то.