Кузнецова М.И. Тетрадь «Пишем грамотно» в двух частях; тетрадь «Учусь писать без ошибок» («Начальная школа XXI века»)
Этапы урока | Характеристика деятельности | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Организация класса. Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие. | Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам. Повторение. - Записать глаголы под диктовку, выделить окончания, определить спряжение. Веришь, работаете, едет, мешают, является. - Что объединяет эти слова? (глаголы несовершенного вида, которые стоят в личной форме) - Отгадайте ребус. ’’’сосна 100 ящик ’’ Е е (настоящее) - Из первых букв каждого слова образуйте новое слово. (время) - О какой группе слов пойдёт речь на уроке? (о глаголах) - Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое «время». Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками» - Но, как вы понимаете, сегодня у нас на уроке пойдет речь не о простом времени. Формулировка темы и целей урока. - Какова тема нашего урока? - Какие цели и задачи поставим перед собой? Научиться определять настоящее время глаголов Запомнить, на какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени. Узнать, как изменяются глаголы в форме настоящего времени | Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; учатся понимать причину успеха / неуспеха учебной деятельности и конструктивно действуют в ситуации неуспеха; обнаруживают умение преодолевать трудности |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Наблюдение за глагольными формами, обозначающими время. Рубрика «Давай подумаем»: с. 151 - Прочитайте и сравните предложения. - Найдите и назовите в каждом предложении глагол. - Заполните таблицу. В колонку со словом настоящее запишите глагол, называющий действие, которое происходит сейчас; в колонку со словом прошедшее – глагол, обозначающий действие, которое уже было; в колонку со словом будущее – глагол, обозначающий действие, которое произойдёт в будущем. Вывод: глаголы изменяются по временам. - Сравните свои выводы с выводами в учебнике. Рубрика «Тайны языка»: с. 152 Учащиеся записывают в таблицу вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Закрепление материала рубрик: с. 152-153, упр. 1 Плывёт, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит. Физкультминутка | Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; учатся понимать причину успеха / неуспеха учебной деятельности и конструктивно действуют в ситуации неуспеха; обнаруживают умение преодолевать трудности развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи. Предметные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: управлять. поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Реализация построенного проекта. | Наблюдение за изменением глаголов по лицам в формах времени. Рубрика «Давай подумаем»: с. 153 Вывод: личное окончание является показателем настоящего или будущего времени. - Что является показателем настоящего и будущего времени? (личное окончание глагола) Учащиеся заполняют таблицу Закрепление с опорой на форму глагола и значение: с. 154, упр. 2 (фронтально, с комментированием) Образец: глагол хожу – 1 л., окончание –у, настоящее время, выписываю. Работа в четвёрках. Работа с рубрикой «Давай подумаем»: с. 154 У каждой группы лист с заданием. Определите вид глагола. Вспомните, на какой вопрос отвечает глагол в форме настоящего времени. От глаголов образуйте форму настоящего времени. Сделайте вывод. Говорить – н. в., говорю; Сказать – с. в.; Писать – н. в., пишу; Написать – с. в. Вывод: от глаголов совершенного вида нельзя образовать глагол настоящего времени. Чтение вывода в рубрике «Тайны языка»: с. 154 | Предметные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Познавательные – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Работа в парах. Закрепление умения образовывать формы настоящего времени: с. 154, упр. 3 Гудеть – гужу, жужжать – жужжу, дышать – дышу, благодарить – благодарю. Самостоятельная работа. Закрепление: с. 154-155, упр. 4 Живёт – н. в., 3 л.; Пьёт – н. в., 3 л.; Укрывается – н. в.,3 л.; Умывается – н. в., 3 л. Топочет – н. в., 3 л.; Танцует – н. в., 3 л. | Коммуникативные владеют монологической и диалогической формами речи; соблюдают орфографические нормы написания; оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения, обосновать, приводя аргументы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
Информация о домашнем задании | Тетрадь 1, с 50, 51, упр. 1, 2 – по выбору. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | 1. Итог урока. - Изучение этой темы не заканчивается, знакомство со следующими грамматическими признаками глагола продолжится в старших классах. - Что для вас стало открытием на уроке? - Что вы узнали о глаголах настоящего времени? 2. Самоанализ. Рефлексия. Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке сегодня. Смелость города берёт Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Спустя рукава | Познавательные: рефлексия способов и условий. Регулятивные: применять установленные правила. |