Урок обществознания. 8 класс.
Тема «Нации и межнациональные отношения»
Педагогические цели | Углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей, отработать понятия этнос, нация, межнациональные отношения; познакомить с причинами межэтнических конфликтов и путями их решения. |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные) | Применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия сущности межнациональных и межэтнических отношений; оценивать значение общего исторического прошлого народов России; характеризовать межнациональные конфликты, выявлять их причины и описывать возможные пути решения этих конфликтов; характеризовать межнациональные отношения в современном обществе. |
Личностные результаты | Воспитание толерантности, уважительного отношения к различным народам и негативного отношения к межэтническим конфликтам как к способу разрешения межэтнических противоречий; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; умение выражать собственное отношение к явлениям современной жизни. |
Метапредметные результаты | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать материал различных источников информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Этническая общность и её разновидности. Нация и ее основные признаки. Межэтнические отношения и их разновидности. Развитие межнациональных отношений в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Понятия: этносы, племена, народности, нации, межнациональные отношения, межэтническое сотрудничество, межэтнический конфликт |
Образовательные ресурсы | Учебник Обществознание. 8 класс /под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016. параграф 15, толковые словари, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД |
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Наглядный, словесный, проблемный Просмотр видеоматериала. слово учителя, проблемный вопрос | Демонстрирует фрагмент видеоролика «Родина моя». Формулирует проблемные вопросы: - Посмотрите внимательно этот видеоролик и скажите какому воппросу он посвящён? - О чём мы поведём разговор на сегодняшнем уроке? Проблемные вопросы: - Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов? - Как предотвратить межнациональные конфликты? | Слушают учителя; получают проблемное задание; Формулируют тему урока | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Этническая общность и её разновидности. | Фронтальная. Работа со статистическими данными; беседа | Выводит на слайд статистические данные: На земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них многочисленные и малочисленные. Все они входят в состав почти 200 государств. К этнически однородным можно только условно отнести 12 стран (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90 % населения, ещё в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половине населения является этнически однородной группой. Задаёт вопросы по содержанию представленной на слайде информации: - Какой вывод можно сделать о национальном составе государств в современном мире? - К такому типу государств, из указанных, относится Российская Федерация? | Изучают и анализируют представленную на слайде информацию. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из представленного источника; осуществляют анализ, делают вывод. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам, работа с данными статистики |
Разновидности этнической общности | Фронтальная. Индивидуальная. Объяснение учителя, беседа | Заранее даёт двум учащимся словари и задание найти в них значение терминов: этносы, племена, народности, нации. Даёт всем учащимся задание: – Выделите ведущие признаки этноса, племени, народности, нации? Даёт учащимся задание: - Дайте определение понятию «межнациональные отношения». | Зачитывают словарные определения понятий: этнос, племя, народность, нация. Выделяют из определений отличительные признаки. Записывают определения в тетрадь. | Познавательные: овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста; анализируют содержание текста; выделяют главное. | Работа со статьями из словарей, разбор выполненного задания. |
Межнациональные отношения и их развитие в современном мире | Фронтальная. Парная. Практический. Дискуссия. Рассказ. | Даёт учащимся задание: - Дайте определение понятию «межнациональные отношения». Задаёт вопрос: - Какие формы межнациональных отношений вы знаете? Фиксирует на доске ответы учащихся. Организует работу в парах, даёт задание: - В приведённых ситуациях определите, какие факты межэтнического взаимодействия способствуют сотрудничеству, а какие развитию конфликта (Приложение 1). Организует обсуждение выполненного учащимися задания.
Приводит из истории примеры межэтнического сотрудничества и демонстрирует на слайдах: (землетрясение в Ташкенте 1964 г., оборона Брестской крепости и дома Павлова в Сталинграде во время Великой Отечественной войны) | Учащиеся формулируют определение. Отвечают на вопрос: (мирные и конфликтные).
Работают в парах, выполняя задание.
Обсуждают результаты работы, выполненной парами. Слушают представленную информацию | Познавательные: анализировать материал различных источников информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования и регуляции своей деятельности. | Наблюдение. Доклады пар. Беседа по вопросам |
Межнациональные конфликты и пути их преодоления. | Групповая. Фронтальная. Практический. Дискуссия | Даёт определение понятию «межнациональный конфликт». Задаёт вопрос: - Почему возникают межнациональные конфликты?
Организует работу в группах, даёт задание: - Прочитайте описание ситуаций, связанных с возникновением межэтнических конфликтов и выделите возможные причины их возникновения (Приложение 2). Организует обсуждение выполненного учащимися задания. Фиксирует на доске ответы групп.
Задаёт вопросы: - Каковы последствия межэтнических конфликтов? - Как выстраивать межнациональное, межэтническое взаимодействие, чтобы избегать конфликтов (на уровне государства и на уровне личности)? | Записывают определение в тетрадь. Учащиеся дают ответы на вопрос.
Работают в группах, выполняя задание.
Отвечают на поставленные вопросы.
| Познавательные: анализируют материал различных источников информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: умеют работать в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, планирования и регуляции своей деятельности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; выстраивание устного высказывания. Личностные: осознают негативные последствия межэтнических конфликтов и формируется неприязненное отношение к насильственным методам разрешения возникающих проблем.
| Наблюдение. Групповые доклады. |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Групповая. Словесный. Анализ и комментирование содержания текста. | Предлагает поработать с извлечениями из Конституции РФ (ст. 19, 26, 29), прокомментировать их содержание и ответить на вопрос (Приложение 3): - В чем состоит значение приведенных выше статей Конституции РФ? Выслушивает ответы учащихся. Организует работу в группах, даёт задание: - На основе изученного материала попробуйте сформулировать правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей. | Читают предложенный фрагмент, комментируют статьи Конституции РФ и отвечают на поставленный вопрос.
Работают в группах, формулируют и озвучивают правила межэтнических отношений: Равноправие сторон. Толерантное отношение к оппоненту. Уважение к традициям и обычаям нации, к которой принадлежит оппонент. | Познавательные: анализируют материал различных источников информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста. Коммуникативные: умеют работать в группе; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; | Беседа по вопросам. Правила межэтнических отношений. |
V. Подведение итогов | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. Предлагает оценить по 5-ти бальной системе работу каждого члена группы в специальных оценочных листах. | Отвечают на поставленные вопросы
Учащиеся проводят оценивание и отдают оценочные листы учителю. | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | Беседа по вопросам, листы оценки. |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | Задаёт вопросы: – Что вам понравилось больше всего на этом уроке? – Что было самым ценным из услышанного?
Завершает урок рассказом китайской притчи «Ладная семья». | Отвечают на вопросы.
Учащиеся слушают. | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. | Комментирует задание. § 15, вопросы, основные понятия, термины (выучить наизусть). Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу одного приведенных ниже высказываний и поднятой в них проблемы: 1. «Когда идешь в чужую страну, надень такую шапку, которую там носят» (армянская пословица). 2. «Гордиться принадлежностью к какой-либо нации - все равно, что гордиться тем, что родился во вторник» (современный фольклор). | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Вопросы, основные понятия, термины, письменное задание |
Приложение 1
Работа в парах
В приведённых ситуациях определите, какие факты межэтнического взаимодействия способствуют сотрудничеству, а какие развитию конфликта.
А) в одном из регионов государства, населённом преимущественно национальным меньшинством, местная власть объявляет о своей политической независимости от центра;
Б) участие народов СССС в Великой Отечественной войне против Германии в 1941-1945 гг.;
В) русский человек любит блюда кухни тюркских народов – беляши, азу, татарский чак-чак;
Г) законы Российской империи устанавливали равные права подданных православного вероисповедания вне зависимости от их этнического происхождения;
Д) введение негласных норм, устанавливающих долю более 50% для лиц титульного этноса (часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование этого государства) в числе служащих силовых структур и работников СМИ;
Е) произведения классической русской литературы изучаются во всех общеобразовательных школах России;
Ж) армянское население в Баку составляло существенную часть местной интеллигенции, специалистов средней и высшей квалификации;
З) фестиваль фольклорных коллективов, развивающих традиционную танцевальную и песенную культуру народов России угрофинской группы.
Сотрудничество | Конфликт |
Б В Е Ж З | А Г Д |
Приложение 2
Работа в группах
Прочитать описание ситуаций, связанных с возникновением межэтнических конфликтов и выделить возможные причины их возникновения.
1 группа
Индо-пакистанский конфликт - противостояние между Индией и Пакистаном, продолжающееся с момента получения ими независимости в 1947 году. Главной причиной конфликта является спор вокруг принадлежности региона Кашмир. По итогам войны 1947-1949 годов Индия получила контроль над примерно 2/3 территории региона, остальная часть отошла Пакистану. Кашмирский конфликт привёл к возникновению напряжённости в отношениях между двумя странами, в целом сохраняющейся до сих пор.
Грузия. В 1990 г. сессия Верховного Совета Грузии приняла новую Конституции республики, в которой грузинский язык не был признан государственным языком. В Тбилиси прошел многотысячный митинг с требованием сохранения записи о государственном статусе грузинского языка. Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики приняла решение оставить статью о языке «без изменений». В тексте опубликованной Конституции слова о русском языке были вычеркнуты, а грузинский объявлялся единственным государственным языком.
Нагорный Карабах
Серьезной проблемой, в основе которой лежал этнический конфликт, стал Нагорный Карабах. Вопрос о его принадлежности к Азербайджану был решен в 1921 году Бюро ЦК РКП (б) по Закавказью без учета того факта, что большинство населения этой области считало себя армянами. В 1988 году Совет ИКАО (Нагорно-Карабахской автономной области) обратился к Верховному Совету Армении с просьбой о вхождении ИКАО в состав этой республики. Азербайджан выступил категорически против. Конфликт между обеими республиками из-за Нагорного Карабаха вылился в крупномасштабную войну, «Центр» же показал свою несостоятельность в решении национального вопроса. Противоречия не урегулированы до сих пор.
2 группа
Югоосетинский конфликт (Грузи́но-югоосети́нский конфли́кт) - этнополитический конфликт в Грузии между центральным руководством Грузии и самопровозглашённой Республикой Южная Осетия (с конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса и образованию независимого государства. За период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузины составляли около трети населения, трижды (1991-1992, 2004, 2008) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Северной Осетии в Пригородный район. Вторая группа беженцев — около ста тысяч осетин, вынужденных бежать из внутренних районов Грузии, расселились на территории как Южной, так и Северной Осетии. Наконец, во внутренние районы Грузии была вынуждена бежать значительная часть грузинского населения Южной Осетии. С 1992 года Южная Осетия существовала как фактически самостоятельное непризнанное государство, большую часть территории которого, однако, контролировало грузинское правительство. В августе 2008 года, после вооружённого конфликта с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии российское руководство объявило о признании государственной самостоятельности Республики Южная Осетия.
Чеченский конфликт
Но самым серьезным проявлением обострения межнациональных отношений на территории России был и остается Чеченский кризис. Еще в 1991 году республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава Российской Федерации. Федеральные власти не признали самопровозглашенное государство, но долгое время не принимали никаких мер для нормализации ситуации. В декабре 1994 года в Чечню были введены российские войска с целью «восстановления конституционного порядка». Отряды сепаратистов встретили федералов яростным сопротивлением. Конфликт стал затяжным и кровавым.
3 группа
Межнациональные конфликты в Африке.
В Нигерии со 120-миллионным населением проживает более 200 этнических групп, причем каждая народность имеет свой язык. Официальным же языком в стране остается английский. После гражданской войны 1967-1970 гг. национальная рознь осталась одной из опаснейших болезней Нигерии, как, впрочем, и всей Африки. Она взорвала изнутри многие государства континента. В Нигерии и сегодня происходят стычки на этнической почве между народностью йоруба из южной части страны, христианами, хаусами, мусульманами с севера. Учитывая экономическую и политическую отсталость государства, последствия постоянно вспыхивающих конфликтов могут быть непредсказуемы. Так, всего за 3 дня (15-18 октября 2000 года) в экономической столице Нигерии Лагосе в ходе межэтнических столкновений погибли более ста человек. Около 20 тысяч жителей города покинули дома в поисках убежища.
Русские в Прибалтике
От 40 до 50% населения Эстонии и Латвии составляют небалтийские этносы, в основном русский и близкие к нему. В последние годы неприязнь прибалтов к этим последним вошла в пословицу, и, хотя до открытого противостояния здесь не доходит, но ситуация остается очень сложной. На сегодняшний день Латвия и Эстония - единственные среди новых независимых государств, не давшие своего гражданства бывшим подданным СССР, проживающим на их территории. В то же время во Всеобщей декларации прав человека (1948г.) говорится: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его». К моменту получения независимости 30% населения Эстонии (по преимуществу русским, большинство которых родилось в этой республике) было отказано в гражданстве. Русские, как иностранцы, получили особые паспорта желтого цвета. Помимо этого, к ним применяют запреты на профессиональную деятельность: например, 700 тысяч русских, проживающих в Латвии, не могут заниматься 23 видами профессий.
Приложение 3
Конституция РФ о национальных отношениях
Из Конституции Российской Федерации
Статья 19
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 26
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 29
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие национальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Вопрос: В чем состоит значение приведенных выше статей Конституции РФ?